1. Национальные климатические политики определяют новые тенденции торгового протекционизма, причем ЕС находится в центре многих из этих противостояний. Мы ожидаем, что споры между ЕС и многими развивающимися странами, в частности, усилятся в 2020-х годах, учитывая неспособность многих развивающихся рынков соответствовать пороговым значениям экологической политики ЕС.
2. Протекционистские настроения в отрасли электромобилей (EV), а также в смежных секторах, включая критические материалы, также создают значительные препятствия для международной торговли. Агрессивное выделение субсидий на развитие электромобилей чревато тем, что мировая электромобильная промышленность окажется втянутой в спираль "гонки на понижение" государственной поддержки.
3. Отсутствие действующего механизма урегулирования международных торговых споров означает, что отдельные торговые дела будут наиболее поучительными с точки зрения того, как в будущем будут развиваться темы ограничения торговли, связанные с климатом. Это будет включать ответные меры, как во внешней торговле, так и во внутренней промышленной политике.
Климатическая тематика будет играть все большую роль в мировой торговле, поскольку национальные климатические амбиции вызывают новую волну протекционизма. Промышленная политика, основанная на субсидировании и направленная на стимулирование внедрения возобновляемых технологий, вызывает опасения по поводу искажения рыночной конъюнктуры. Внутренние пороговые значения выбросов на развитых рынках грозят обернуться непропорциональными санкциями в отношении поставок из развивающихся стран. Самое главное, что отсутствие эффективного международного механизма урегулирования споров говорит о том, что эти противоречия будут нарастать в течение оставшейся части текущего десятилетия.
ЕС в центре внимания
EIU уже давно ожидает, что в центре многих из этих противостояний окажется ЕС. Эти предположения отражают продвижение "зеленой" повестки дня блока посредством таких стратегий, как Европейский "зеленый курс" и план "Готовность к 55 годам", последний из которых включает механизм корректировки углеродных границ (CBAM), который будет постепенно вводиться в действие в 2020-х годах. Ранее мы уже писали о том, как эта политика грозит нарушить торговые потоки между Азией и Европой, в том числе в отношении экономических отношений ЕС с Малайзией и Индонезией, возникших в результате их спора по поводу экспорта пальмового масла.
Подобные трения также лежат в основе торговых отношений ЕС с Южной Америкой, где опасения по поводу экологической устойчивости и вырубки лесов Амазонки ранее создавали препятствия для ратификации соглашения о свободной торговле между ЕС и Mercosur (хотя недавние обещания Луиса Инасиу Лулы да Силвы, президента Бразилии, помогли снять опасения Европы). Другие рынки, на которые влияет климатическая политика ЕС, - это Китай, США и Великобритания, а также такие небольшие страны, как Тайвань, Молдова, Мозамбик и Зимбабве.
Мы ожидаем, что приверженность ЕС своей "зеленой" повестке дня будет определять промышленную и торговую политику блока, предполагая, что он пойдет лишь на ограниченные уступки своим международным экономическим партнерам по "зеленой" тематике. Это подстегнет будущие обвинения ЕС в протекционизме и приведет к тому, что в 2020-х годах блок погрязнет в растущем количестве торговых споров, особенно с развивающимися странами. Мы сомневаемся, что климатическая политика ЕС улучшит административный или управленческий потенциал на развивающихся рынках, где экологические стандарты ниже.
Вместо того чтобы стимулировать административные, деловые или правовые реформы, которые могли бы помочь этим странам достичь экологических порогов ЕС, климатические меры ЕС, скорее всего, побудят многие развивающиеся страны перенаправить свой экспорт с высоким уровнем выбросов на другие рынки. Например, производители пальмового масла в Малайзии и Индонезии уже ищут альтернативные рынки сбыта в Китае, Индии и на Ближнем Востоке, где экологические барьеры для торговли менее обременительны. Однако рыночная сила ЕС позволяет предположить, что диверсификация экспорта лишь смягчит издержки, связанные с потерей потенциальных экспортных возможностей в этом блоке. Более того, нежелание таких стран, как Малайзия и Индонезия, учитывать климатические проблемы своих ключевых торговых партнеров в конечном итоге приведет к тому, что они будут отставать от глобальной тенденции. Однако в среднесрочной перспективе такая динамика может также создать риски для некоторых производителей из ЕС, которые будут вынуждены конкурировать на мировом рынке по более высоким ценам в результате более дорогостоящего бремени соблюдения требований, связанных с европейскими целями в области экологически чистой энергии.
Следите за электромобилями
Мы также давно предсказывали, что электромобили (EV) станут новым громоотводом для международных торговых споров. ЕС снова находится в центре многих из этих противоречий, но он далеко не единственный игрок: трансатлантический раскол по поводу электромобилей частично связан с Законом США о снижении инфляции, а назревающий торговый спор между ЕС и Китаем по поводу электромобилей можно проследить по агрессивному развитию Китаем собственной индустрии новых энергетических автомобилей при поддержке государства в течение последнего десятилетия.
Промышленная политика, основанная на субсидиях и направленная на продвижение EV и других возобновляемых технологий, будет держать этот сектор под прицелом торговой политики в течение всего нашего прогнозного периода (2024-28 гг.). По мере того как будет возрастать острота проблемы обеспечения безопасности цепочек поставок электромобилей, эти противоречия не ограничатся спорами Китая с ЕС или США. На некоторых рынках - в частности, в развивающихся странах Африки и Южной Америки, где наиболее заметны критически важные цепочки поставок минерального сырья, - эта динамика может привести к ускорению инвестиций, поскольку и Китай, и его западные конкуренты стремятся диверсифицировать источники поставок критически важного сырья. Африканские страны, такие как Эритрея, Замбия и Демократическая Республика Конго, станут одними из самых заметных полей битвы за влияние. Аргентина, Бразилия, Боливия и Чили также будут привлекать все больше прямых иностранных инвестиций (ПИИ) благодаря своим привлекательным запасам лития. Тем не менее, во многих из этих регионов также таятся элементы торгового протекционизма. Ограничения на экспорт галлия и германия, введенные Китаем, контроль за экспортом никеля в Индонезии, планируемые торговые ограничения на экспорт некоторых редкоземельных металлов в Малайзии и признаки национализации литиевых ресурсов на таких рынках, как Мексика, Боливия и Чили, - все это указывает на признаки усиления международных торговых ограничений, поскольку "зеленые" амбиции определяют национальные стратегии развития промышленности и цепочек поставок внутри страны.