Открыл совещание председатель Комитета по экологии Госдумы Владимир Александрович Грачев, который в своем выступлении высказал мнение о необходимости принятия федерального закона, регулирующего правоотношения, возникающие при взимании такого рода неналогового платежа, как платеж за негативное воздействие на окружающую среду. Принцип платности негативного воздействия на окружающую природную среду заложены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и имеет цель создание и включение экономических рычагов управления поведением природопользователей посредством создания прямой материальной заинтересованности в снижении негативного воздействия на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.
Как сообщил руководитель Департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России А.Г. Ишков, в настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами составляет в среднем менее 0,5% от всех налоговых отчислений хозяйствующих субъектов.
Объем соответствующих поступлений в федеральный бюджет составляет всего около 2 млрд.руб. в год. По оценкам экспертов фискальная нагрузка на предприятия должна вырасти на 15%, что тем не менее не на много увеличит общий объем платежей в бюджеты различных уровней. Вместе с тем, платежи за негативное воздействие на окружающую среду или как их традиционно называют - платежи за загрязнение окружающей природной среды, должны действовать не как фискальный, а как стимулирующий охрану природы и бережное использование природных ресурсов эколого-экономический механизм.
Природопользователи, не заинтересованные в регулярных высоких платежах за чрезмерное загрязнение, могут, а вернее всего - должны, усовершенствовать технологию производства, построить эффективные очистные сооружения или обеспечивать высокую эффективность работы действующих очистных и других природоохранных сооружений. Наконец, значительный эффект по снижению уровней загрязнения природной среды может достигаться предприятиями за счет повышения требовательности к работникам предприятий и обеспечения соблюдения трудовой, технологической дисциплины и нормативных экологических требований, в том числе отраслевых нормативов воздействия.
Законопроект "О плате за негативное воздействие на окружающую среду", внесенный комитетом по экологии Государсвтенной Думы, одним из авторов которого является В.А.Грачев, направлен прежде всего на урегулирование правоотношений, возникающих при взимании неналогового платежа - платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Концепция законопроекта основывается на реализации требований, изложенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию о бюджетной политике в 2006г., которые состоят в том, чтобы исключить возможность принятия индивидуальных(субъективных) решений по размерам платежей для каждого плательщика, а прежде всего стимулировать переход предприятий на современные энергоэффективные и экологически обусловленные технологии и производственные процессы.
В связи с этим в законопроекте особое внимание уделено вопросам начисления платежей за загрязнение, которые в размере до 70% могут по согласованию с надзорными государственными органами в области охраны окружающей среды и экологической безопасности оставаться в распоряжении хозяйствующего субъекта при условии проведения природоохранных мероприятий в качестве зачета стоимости этих мероприятий . Только при превышении технологических параметров воздействия уровня (показателей) допустимого негативного воздействия на окружающую среду, установленных на основе наилучших существующих технологий, плата за загрязнение должна будет перечисляться в государственный бюджет в установленном бюджетным, налоговым и природоохранительным законодательством порядке. Исключению практики установления субъектам хозяйственной деятельности временно согласованных нормативов или, так называемых лимитов за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, служит принцип декларирования, введение которого в законопроект в качестве одной из основополагающих правовых норм может служить основанием для устранения бюрократической зависимости и субъективных подходов к исчислению размеров указанных платежей.
В законопроекте уточнен круг уполномоченных органов, осуществляющих администрирование платежей за загрязнение окружающей среды. Помимо федерального администратора, которым является в настоящее время Ростехнадзор и его территориальные органы, соответствующими полномочиями будут законодательно наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы исполнительной власти муниципальных образований, так как согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации плата за загрязнение окружающей среды должна распределяться по уровням бюджетной системы в следующих пропорциях:
20% - на федеральный уровень
40% - на уровень субъекта Российской Федерации
40% - на муниципальный уровень.
Большое внимание в законопроекте уделено вопросам контроля объективности (корректности) исчисления экологических платежей, который должен осуществляться федеральным администратором платежей и его территориальными органами, действующими на территориях субъектов Российской Федерации, а также соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный контроль за платежами осуществляется в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Осуществление контроля производится на предмет определения полноты и своевременности внесения платежей в бюджеты соответствующих уровней. При этом должностные лица контролирующих органов наделяются правами беспрепятственного доступа к документации и самому хозяйствующему субъекту, деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В случаях обнаружения нарушений положений данного закона предусмотрено применение мер административного воздействия. В частности хозяйствующий субъект не имеет права на осуществление деятельности, способной оказать негативное воздействие на состояние окружающей природной среды при отсутствии разрешения уполномоченных органов и соответствующей постановки на учет в качестве плательщика экологических платежей. Законопроект содержит механизмы взыскания недоимок по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в случаях выявления существенного расхождения декларируемых размеров платы за негативное воздействие и фактических значений такого воздействия, то есть в случаях в случаях превышения допустимых нормативов воздействия, установленных уполномоченными в области охраны окружающей среды органами.
Принятие обсуждаемого законопроекта потребует внесения изменений в ряд законодательных актов: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Налоговый кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации", а также в законодательство о местном самоуправлении.
В заключении необходимо пожелать бюджетополучателям - то есть органам государственной власти и местного самоуправления проявлять жесткую политическую волю и экологическую принципиальность при определении целевого назначения поступивших в бюджеты соответствующих уровней платежей за загрязнение окружающей среды. В рамках действующего налогового и бюджетного законодательства необходимо создавать целевые бюджетные экологические фонды или специальные экологические счета для аккумулирования на них финансовых средств и целевого направления их на решение насущных экологических проблем на подведомственных территориях, что достаточно трудно реализуемо при наличии множества социально-экономических проблем в стране с переходной экономикой, но будем надеяться, что общество уже созрело для понимания необходимости определенного самоограничения в целях сохранения условий и благоприятной среды обитания для будущих поколений, на что, в принципе, и направлен обсуждаемый законопроект.
http://www.lebedeva-m.ru/