07 июля 2002
2561

Константин Колпаков: `Прорывная` амнистия

Легализация теневых капиталов может привести к настоящему инвестиционному буму в российской банковской сфере. Правда, для начала необходимо не мешать Банку России провести намеченные реформы финансового сектора экономики

Проблема налоговой амнистии сейчас очень активно дискутируется в России, однако при этом действительно принципиальные вопросы зачастую подменяются псевдоважными. Априори принято считать, что амнистия должна быть предпринята ради возвращения в страну сбежавшего капитала, при этом эксперты с завидным упорством пытаются подсчитать, сколько же российских капиталов осело за рубежом и стоит ли игра свеч. Опыт легализации капиталов в прошлом году в Казахстане показывает, что все предварительные оценки настолько условны, что едва ли заслуживают серьезного обсуждения. К слову, в Казахстане также ожидали, что большая или существенная часть денег поступит из-за рубежа. В реальности все получилось наоборот: в экономику стали возвращаться деньги, "спрятанные" на Родине. В 2001 году в казахские банки в результате легализации вернулось 476 млн долл. Можно утверждать, что в ходе российской амнистии в хозяйственный оборот могут вернуться до 20 млрд долл. из тех средств, что россияне хранят под матрацами. Главный вопрос - готова ли национальная финансовая система к такому инвестиционному приливу?

По сути, казахская легализация стала продолжением банковской реформы в стране. В Казахстане было выбрано 19 банков из более 40 действующих, которые участвовали в системе гарантированного страхования вкладов. В них открывались специальные счета (аналогичные вкладам "до востребования"), на которые переводились средства. Надо ли говорить, что сомнений в устойчивости этих банков не было ни у Нацбанка Казахстана, ни у населения страны. К слову, эти банки получили "награду" за свою прозрачной и устойчивость: большая часть средств, привлеченных в ходе легализации осталась в тех же самых банках в виде вкладов. Банк России сейчас активно включился в работу по отладке системы надзора за национальными банками. Все меньше сомневающихся в том, что выбранные им критерии оценки кредитных организаций позволят выделить крепкое "ядро" банков, которых и в систему гарантирования вкладов можно включить, и провести через них амнистированные капиталы. По все видимости, именно российский Центробанк должен быть ответственным за реализацию механизма легализации капиталов. По крайней мере, он обладает наиболее полной информацией о реальном состоянии банковской системы.

Впрочем, едва ли стоит все перекладывать на плечи Банка России. Понятно, что финансовая амнистия - процедура комплексная, здесь важна слаженность действий всех ветвей финансовой власти. В Казахстане, например, специально "под проект" был издан специальный закон и ряд подзаконных актов. Амнистированные суммы не включались в налогооблагаемый доход. Легализованные средства освобождались на три месяца от многих налогов. Были уничтожены все налоговые декларации о доходах граждан. Был обеспечен беспрепятственный пропуск наличной валюты в страну. При этом операция проводилась в сжатые сроки: первоначально на нее отводилось 20 дней, после продлили ещё на 10 дней. Однако отдача от "месяца амнистии" при правильной организации будет идти ещё долго. Он заключается в выводе большой части капитала из теневого оборота, расширении финансовой базы капитала, значительном увеличении кредитования, а также в появлении новых источников налогового пополнения бюджета. Как косвенное следствие возможно сужение социальной базы преступности.

Константин Колпаков

АВТОР - ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ БАНКА "ПЕТРОКОММЕРЦ", С 2000 ПО 2002 ГОД - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КАЗАХСТАНА, ОТВЕЧАЛ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ МЕХАНИЗМА ЛЕГАЛИЗАЦИИ КАПИТАЛА

07.07.2002

Газета "Время МН"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован