Развитие Концерна ВКО «Алмаз-Антей» в последние десятилетия шло параллельно с воссозданием промышленности ОПК и системы стратегического планирования, которые существенно отставали от практики развития Концерна[1]. Концепции реструктуризации и развития Концерна на 2005–2008 годы была разработана и в июне 2005 г. утверждена Правительством РФ. Необходимость реструктуризации определялась в Концепции следующими основными причинами[2]:
– производственно-технологический потенциал предприятий Концерна значительно отставал от технического уровня разрабатываемой техники, что к 2025 г. могло стать причиной технического кризиса производства;
– техническое перевооружение производственных мощностей Концерна носило локальный характер и не могло кардинально изменить ситуацию, был необходим кардинальный пересмотр структурных и технологических решений с целью изменения характера производства.
Идеология Концепции базировалась на следующих основных положениях:
– необходимость инвентаризации конструкторских и производственных мощностей;
– выявление неиспользуемых или используемых неэффективно объектов недвижимости, основных производственных фондов, избыточных запасов товарно-материальных ценностей с целью реструктуризации производства Концерна;
– реструктуризация разрабатывающих предприятий путем их интеграции в головное системное КБ по системам ПВО-ПРО и 2–3 тематических КБ;
– реструктуризация промышленных предприятий путем концентрации и специализации производств по основной тематике;
– создание региональных научно-производственных объединений;
– создание на базе наиболее технологичных предприятий корпоративных специализированных центров производства;
– совершенствование инфраструктуры Концерна.
Для проведения реструктуризации была разработана методология инвентаризации, анализа и оценки дочерних и зависимых обществ.
Эта методология позволяла проводить системные исследования и давать оценку потенциала предприятий, входящих в Концерн.
Методология основывалась на комплексном анализе дочерних и зависимых обществ с целью определения их технологической эффективности и экономической устойчивости для выбора оптимальной стратегии реструктуризации.
Методология включала в себя: периодическую паспортизацию, инвентаризацию, системный анализ деятельности и рейтинговую комплексную оценку предприятий. На основе этих данных должны были формироваться программы реструктуризации и развития предприятий.
Составляющими комплексной оценки являлись:
– характеристика производственно-технологического состояния предприятий по группам показателей;
– характеристика финансово-экономического состояния;
– характеристика эффективности менеджмента.
Разработанную методологию предполагалось использовать в качестве инструмента стратегического управления и контроля со стороны Концерна за входящими в его состав предприятиями.
Необходимо отметить, что при осуществлении реструктуризации и реформирования предприятий Концерна, проходивших в период 2006–2011 гг., использование данной методологии позволило значительно повысить эффективность и управляемость интеграционных процессов.
Эффективность проводимых в ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"» структурных интеграционных преобразований можно косвенно оценить по приведенным в 2010 г. данным. Так, по информации пресс-службы Концерна, суммарная выручка от основной деятельности предприятий ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"» по итогам 2009 г. составила более 100 млрд руб., что на 13% превысило показатели 2008 г. Прибыль от реализации продукции основного производства возросла с 8 млрд руб. до 11,5 млрд руб.
Суммарные активы предприятий Концерна ПВО выросли за 2009 г. на 25,7%, до 157 млрд руб., а суммарные чистые активы увеличились на 17,3%, до 40 млрд руб.
Стоимость чистых активов Концерна возросла с 25 млрд руб. до 50,5 млрд руб. Доля собственного капитала в структуре пассивов Концерна увеличилась с 51,7% до 61,2%.
По данным Центра анализа мировой торговли оружием, ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"» возглавил рейтинг 20 крупнейших российских предприятий ОПК и холдинговых структур по объему выручки от реализации продукции по итогам 2009 г.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о высокой эффективности и результативности усилий государства по созданию крупных интегрированных структур в ОПК[3].
Промышленная политика государства (и пример с Концерном ВКО «Алмаз-Антей» в России это подтверждает) – это, прежде всего, государственный институт развития (ИР) и одновременно эффективное средство обеспечения безопасности государства[4]. Этот вывод хорошо виден на примере промышленности США, её роли в последние десятилетия. Так, например, в разгар войны промышленность США обеспечила 60% мирового промышленного производства, увеличив производство самолетов в 20 раз, военных судов – в 3 раза, а танков – в 7,5 раз по сравнению с довоенным уровнем[5].
________________________________________
[1] Так, в «Основах стратегического планирования» ноября 2021 года признается, что (Ст. 1) «система нуждается в совершенствовании». См.: Путин В.В. Указ Президента Российской Федерации № 633 от 8 ноября 2021 года «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» / http://www.kremlin.ru/acts/news/67074
[2] Здесь и далее по материалам Концерна и выступлений Я.В. Новикова, например, Новиков Я.В. Движение вверх. Сайт ЦВПИ, 28.08.2021 / http://eurasian-defence.ru/?q=analitika/dvizhenie-vverh
[3] Маурин Ф. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» – флагман российского ОПК. Национальная оборона, 2019, № 9, сс. 21–33.
[4] См.: Подберёзкин А., Родионов О. Институты развития человеческого капитала – альтернатива силовым средствам политики // Обозреватель, 2021, № 7, сс. 33–48; Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития – силовые средства политики // Обозреватель, 2021, № 9, сс. 17–38; Боброва О., Подберёзкин А., Подберёзкина О. Специфика НКО и правовые основы их деятельности // Обозреватель, 2021, № 8, сс. 17–48 и др.
[5] Военно-технические и военно-экономические аспекты итогов и уроков Второй мировой войны / кол. авт. под ред. проф. Викулова С.Ф. М.: АПВЭ и Ф, «Канцлер», 2020, с. 26.