28 декабря 2006
1092

Координатор проекта `Возвращение` в гостях радиостанции `Эхо Москвы`


А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- 12 часов 7 минут в Москве, Юрий Бондаренко, к у нас в гостях. Юрий, здравствуйте.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Добрый день.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Работает наш эфирный пейджер 725-66-33, СМС - 970-45-45, мы говорим о возвращении исторических названий улицам и городам, это ваша инициатива, Юрий, и чего так вдруг сейчас давайте будет вновь возвращать?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Дело в том, что за последние несколько лет, особенно это видно, за последние год-два, общественное мнение в России осознало слова Александра Третьего, что у России есть только "два союзника - это её армия и флот", и сейчас надеюсь, инициатива нашего проекта поможет осознать, что у России есть только одна защитница - это история, и возвращая исторические названия, мы тем самым защищаем свою страну.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Есть хороший вопрос, который пришёл по Интернету: "Дайте, пожалуйста, определение исторического названия улицы, города. До какой старины вы рекомендуете идти?" Какую историю вы предлагаете отменить таким образом?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Мы предлагаем вернуть дореволюционные названия. Те, которые были насильственным образом отобраны у народа.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Как бы ни относились мы к истории, которая была после 17-го года, кто-то так, кто-то по-другому, но это тоже история, это тоже наша история, она такая.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Поэтому мы пока не претендуем на те имена, которые новые улицы, города, допустим, городу 30 лет, и там улица названа "Социалистическая", мы на это не претендуем, а мы претендуем на возвращение исторических названий в исторических городах. Смысл проекта ещё и в том, что наша родина началась не в 91-м году, новая демократическая Россия, и не в 17-м году, как нас долго убеждала коммунистическая пропаганда, что мы родом из Октября, а стране нашей больше тысячи лет, поэтому названия, которым по 500-700 лет, это просто кощунственно, что они до сих пор не возвращены. Первая волна переименований была в Москве, в Петербурге и затронула в основном центры городов, многое осталось недоделанным, Великий Новгород и за последние год-два Белгород, и ещё несколько улиц, а всё осталось. Например, когда едешь по городам Золотого кольца, проезжаешь старинный город, Муром, например, Суздаль, Ростов Великий, где фактически несколько названий незаидеологизированных, просто обычных людских названий. Это просто кощунственная ситуация. Или, например, в Москве, улица Большая Коммунистическая, бывшая Большая Алексеевская, на которой находится храм святителя Мартина Исповедника, на храме, давно приход бьётся за то, чтобы вернуть историческое название, висит табличка "Большая Алексеевская".

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- На храме?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Прямо на храме.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Так это же здорово, вот это и есть история.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Да, это здорово, что на храме, но я считаю, что нездорово, что улица, которой по меньшей роли 500 лет, носит название Коммунистическая.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Туристу будет сложно найти храм по карте, да? Тут путаница, это такой недружественный интерфейс получается, но само по себе это здорово, лично мне нравится.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Алексей, я сейчас не буду вступать в длинную дискуссию, жалко времени, я хочу сказать ещё о городах - возвращено было название Санкт-Петербург, и теперь даже странно, если бы он получил другое имя, или Екатеринбург, но до сих пор остаётся Краснодар - Екатеринодар, особенно вопиющий случай - это Киров, город Вятка.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Спрашивает народ, на пейджере Николай, и про Симбирск.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Да, и Симбирск - Ульяновск, само собой. Или город Угреша в Московской области - Дзержинский. Или Царское Село - Пушкин. От великого нашего поэта не убудет, если город будет называться Царское Село, потому что он учился в Лицее в Царском Селе, а не в городе Пушкин. И Пётр Великий основывал Ораниенбаум, а не Ломоносов, это просто нонсенс, а что касается, возвращаясь к Вятке, там противостояние идёт не первый день, и буквально вчера, как только общественность, посредством агентства "Интерфакс", узнала о нашей инициативе, я получил благословение митрополита Хрисанфа, Вятского и Слободского - заметьте, правящий архиерей носит имя не Кировский, а Вятский, так же как и в Екатеринодаре Екатеринодарский, - на нашу деятельность, и там очень большое общественное мнение на стороне возвращения имени, но, к сожалению, прокоммунистическая областная дума сопротивляется.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- А как люди на улицах называют Вятку? Как жители Кирова называют свой город? Или жители Вятки?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- И так, и так. Есть великолепный сайт - "Наша Вятка", или например, в Подмосковье в Ногинске есть "Богородский хлеб", там различные торговые марки "Бгородский", и на въезде икона стоит, но город носит название Ногина. Понимаете, это только так кажется, что вернуть название сложно. Сейчас даже никто не задумывается, что Сергиев Посад назывался Загорском. Почему Загорск? В честь большевика Лубоцкого, у которого псевдоним Загорский, который там никогда не был, с какой стати? И всё нормально, так что я думаю, что наша инициатива позволит приблизить тот момент, когда историческая справедливость будет восстановлена. Хочу подчеркнуть особо, что проект неполитический и внепартийный. Несмотря на то, что дали согласие на участие в проекте депутаты Госдумы от самых разных фракций, ,и Александр Крутов, Сергей Бабурин, зампред Госдумы, Александр Фоменко, Александр Лебедев из "Единой России", главный редактор "Московских новостей" Виталий Третьяков, известные телеведущие Максим Шевченко и Михаил Леонтьев, профессор Горбаневский, очень много писателей, публицистов, Чудинов, Бражников, Лебедев, Фролов, дьякон Андрей Кураев, то есть очень достойные люди. И надеемся, что в январе мы встретимся, и будут уже конкретные предложения, и работа рассчитана не на один месяц, потому что мы рассчитываем какого-то результата достичь.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Так, тут много сообщений, я думаю, что мы ещё пообщаемся по телефонам прямого эфира, поделим его, тут думать особо не надо, как его делить - 783-90-25, что надо переименовывать.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Возвращать, а не переименовывать.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Возвращать. 783-90-26 - не надо, и вот он, наверное, будет приоритетным телефоном. Так, и тех, кто за, тоже услышим. "Я родилась при советской власти и выросла при ней, это моя история, я хочу сохранить эти названия, почему вы мою жизнь вычёркиваете?"

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Пожалуйста. Я тоже родился при советской власти, но я считаю, это моё личное мнение, что действующий монастырь на улице Ленина - это всё равно, что в центре Иерусалима улица Геббельса. Человек, который ратовал за уничтожение евреев, его именем назвать улицу в Израиле, это всё равно что Ленин, который уничтожал православную церковь, который массово в своём тайном письме, которое стало известным лет 15 назад, призывал расстреливать как можно больше священников. Это человек, у которого руки в крови не по локоть, а вообще он весь, и его памятники стоят по всей стране, и улицы его именем названы - это просто кощунство ходить по этим улицам. Я тоже родился при советской власти, но такая аргументация была перед тем, как восстанавливать храм Христа Спасителя, ну и что, что взорвали? Это наша история, там бассейн "Москва", самый большой в Европе, зачем восстанавливать-то? Ничего, восстановили, и всё нормально, всё замечательно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- А я не спорю, я читаю только сообщений с пейджера: "Когда в России прекратят перекраивать историю? Дурной тон всё это - всё время винить себя за прошлое", пишет Александр.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Я с ним полностью согласен, её так перекроили в 17-м году, её так "перелопатили", что к сожалению, до сих пор не можем к нормальной жизни вернуться. Как детей воспитывать, если они идут по улицам, носящим имена палачей, а потом говорить, что это хорошее, а это плохое? А потом они смотрят телепередачу или какой-нибудь документальный фильм, показывают какого-нибудь очередного товарища Дзержинского или другого чекиста или бандита, а он говорит "Как же так? Он хороший, вот, улица его именем названа", и если мы, взрослые, выросшие при советской власти, пережившие все эти катаклизмы, мы это можем понять, что такая у нас история и так далее, то дети этого понять не могут, подростки, категорически, у них начинается сбой в сознании.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Ещё тут вот сообщение с пейджера, но это известная история: "Не знаю, как сейчас, но до последнего времени в городе Вербилки Дмитровского района Московской области существовал Тупик Карла Маркса" - смешно, не правда ли?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Ну вот и замечательно, пусть он и остаётся.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Большой коммунистический тупик тоже оставляем, да?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Да, коммунистические тупики оставляем.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- 783-90-26, вам понадобятся наушники, Юрий. Я напомню, что Юрий Бондаренко, координатор проекта "Возвращение" у нас в гостях, телефону 26 сегодня приоритет, 25 тоже обязательно будет, 26 - это вы против, здравствуйте, алло.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Здравствуйте, Николай, Москва.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Да.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Скажите, пожалуйста, классовое общество, может, стоит вернуть? До кучи-то, которое у нас в октябре рухнуло?

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Может, не надо этих, не хочется не очень вежливым словом называть, кого попало на радио пускать высказывать свои...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Всё ясно, Николай, вы хам, до свидания. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Наталья Андреевна, Москва. Здравствуйте.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Да, мы вас слушаем, Наталья Андреевна.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Я бы хотела, чтобы каждый, кто представляет свои проекты, называл стоимости этих работ.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Не каждый, а Юрий Бондаренко, который у нас в гостях, действительно пусть ответит за финансовую составляющую.

СЛУШАТЕЛЬ:

- А то они всё время предлагают...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Я понял, спасибо.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Пожалуйста.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Кстати, по Интернету тоже интересуются.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Это, кстати, любимая отмазка властей, которым не хочется что-либо делать вообще, это годилось ещё в конце 90-х, в начале нашего тысячелетия, когда страна была не на экономическом подъёме и каждая копейка считалась, а сейчас на это деньги найдутся. Переименование улицы - это стоит полмиллиона рублей, это вообще копейки, а то, что поменять паспорта, новые печати поставить - это даже бесплатно делается паспортными службами, а вывески и так меняют по мере их ветхости. Есть замечательная книга - "Чёрная книга имён, которым не место на карте России", издательство "Посев", к сожалению, тиражом 2500 экземпляров, я такую книгу издал бы миллионным тиражом. Если найдутся хорошие спонсоры, можно было бы издать и просто пожалуйста, если кто-то думает по-другому, что Киров или Фрунзе - замечательный и хороший, пусть он вступит в дискуссию, тут написаны чистые голые факты, просто хотите ли вы, чтобы ваша улица называлась таким-то именем, или не хотите.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- То есть взяли всё чёрное, опубликовали книжку...

Ю.БОНДАРЕНКО:

- У нас масса светлых имён, которым место на карте России - это и Жуков, и Гагарин, и Столыпин, и Минин, и Пожарский, вы в Москве Столыпинский проспект видели где-нибудь? Может, Мининский, может, Пожарский? Так почему бы не переименовать? Или какой-нибудь там проспект Крейсера Варяга? Очень много прекрасных событий и светлых людей, которых имён нет на карте, поэтому есть чем заменить.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Ваши единомышленники. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Здравствуйте.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Да, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ:

- Владимир, город Тверь. Я, к сожалению, не слушал с самого начала, так что это, может, уже и прозвучало, но на мой взгляд, думе вообще необходимо принять закон, где категорически запретить любое переименование топонимических объектов, объекту даётся наименование один раз.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Владимир, спасибо вам, только вам надо было по другому телефону.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Нет, почему, я именно говорю про 25, а в плане этого закона вернуть прежние наименования.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- А, то есть вернуть и остановиться, поставить на этом точку.

СЛУШАТЕЛЬ:

- И остановиться на этом, да, оставить ту Коммунистическую, которая создавалась в новостройке в советские времена, ничего тут страшного нет, так как в истории топонимики история страны прослеживается, вот о чём речь-то.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Ясно, спасибо. Юрий, почему, действительно, у вас какие-то половинчатые решения?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Как есть пословица такая - храм не в брёвнах, а в рёбрах - главное не в законах, законов у нас очень много разных хороших, только если бы они ещё выполнялись, у нас народ не по законам живёт, главное - чтоб у людей в головах, как говорил профессор Преображенский, когда разруха в головах пройдёт, тогда всё вернётся на круги своя, но к сожалению, разруха в головах как в момент издания подцензурного "Собачьего сердца" была, так и сейчас, мало что изменилось. К сожалению, есть ещё разруха в головах. Если в экономике она так или иначе проходит, то в сознании общественном она остаётся.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- 26, вы против. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Добрый день. Вы знаете, я вообще категорически против перекраивания любой истории. Вот у нас была коммунистическая история. По мнению господина...

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Юрий Бондаренко.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Он считает, что это катаклизм, а по-моему, это был огромный прорыв страны в будущее, с ошибками, но сейчас у нас тоже масса ошибок, и может, через 20 лет они будут характеризоваться как очень страшные, непоправимые. Я считаю, что назвали - хорошо. Почему изменили название города Сталинград? Оно даже не ассоциируется со Сталиным, а это имя ассоциируется с величайшим подвигом советского народа, и где ни скажешь "Сталинград", все знают, что это представитель русского народа, совершившего великий подвиг, а когда говорят Царицын или Волгоград, никто ничего не может вспомнить. Зачем такие исторические названия менять? Это город кровью завоевал это имя.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Я прошу прощения, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ:

- Меня зовут Тамара Николаевна.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Тамара Николаевна, спасибо вам большое. Это мнение высказывается многими, поэтому вы должны убедить. Переименование, если оно будет, мне кажется, идея должна быть какая-то объединительная. Я почему спросил, как люди называют на улицах, когда мы говорили о Вятке и Кирове - если люди на улицах говорят "Вятка", жители города говорят про свой город "Вятка", тогда, наверное, это правильно, если же люди говорят "Киров", то зачем через усилия?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Конечно, я с вами полностью согласен.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- А таких, как Тамара Николаевна, их много, я вижу на пейджере.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Ну и замечательно, и прекрасно, я согласен с Тамарой Николаевной, я тоже за то, чтобы увековечить подвиг героев Сталинграда, но к сожалению, в Москве нет проспекта Героев Сталинграда. Я не против того, чтобы была увековечена битва, естественно, только за. Но считаю, что городу надо вернуть историческое имя Царицын, под которым он жил не 20, не 50 лет, а сотни лет, уж во всяком случае не Волгоград - или Сталинград, или Царицын, тут уже как решит общественное мнение.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Так, давайте против. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Здравствуйте. Меня зовут Нина Алексеевна. Вы знаете, я рассуждаю немного по-другому, как экономист. Ваш гость сказал, что переименование одной улицы будет стоить всего полмиллиона, давайте это помножим только по Москве и в целом по стране. Давайте лучше отдадим эти деньги детским домам, ведь ребёнку всё равно, нас какой улице он живёт - на Алексеевской или на Большой Коммунистической. Кстати, я сама живу на Большой Коммунистической.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Ребёнку всё равно - это вам так кажется, вы это знаете?

СЛУШАТЕЛЬ:

- Вы знаете, вы зарабатываете себе политический капитал, но сейчас не то время... полно детских домов, а вы какими-то занимаетесь...

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Это мы слышали уже много лет.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Да, но вот эта мысль - ребёнку действительно всё равно, он живёт на улице Ленина и даже в голову не берёт себе, какого Ленина - тёти Лены или Ленина-Ульянова, он просто живёт на этой улице и всё, у него адрес такой.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Слава богу, что он живёт, начнём с этого. Вы знаете, поскольку мы понимаем, что поднимается очень большой пласт исторический, поэтому первоочередное задание проекта - вернуть исторические названия, не заниматься вообще всей историей, а как первый шаг - хотя бы вернуть прежние названия тем улицам российских городов, на которых находятся действующие православные храмы. Я думаю, это не так сложно будет, и это поддержат, я больше чем уверен, все верующие люди, и мечети, и синагоги. Если находятся какие-то исторические названия, связанные, как в Москве была, например, улица Землячки, коммунистического лидера, который лично расстреливал белых офицеров, сейчас она называется Большая Татарская, там находится мечеть, и слава богу, замечательно.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Так, давайте кто за. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ:

- Здравствуйте.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Да, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ:

- Михаил.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Идею поддерживаете?

СЛУШАТЕЛЬ:

- Конечно, поддерживаю. Как говорил предыдущий передо мной оратор, женщина, зачем раздавать деньги детям голодным, в детские дома и в разные прочие места, когда вначале нужно переименовать улицы, потом города, а потом придёт новая власть, переменим ещё что-нибудь, денег у нас очень много, а детям в детский домах и так хорошо живётся, они получают почти как депутаты пособия.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Я понял, спасибо вам. Вот видите какая аргументация. Так, вы знаете, давайте вот от Александра сообщение на пейджер: "Очень увлекательное занятие - переименовывать, а давайте придумаем новые занятия, чем заняться?", об этом пишет Александр. Вот эта вся история тянется и тянется, и продолжается, Юрий.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Нет, можно разными занятиями заниматься. Но я говорю только о конкретном нашем проекте, о возвращении исторических имён, можно заняться бизнесом, ещё чем-то, туризмом, и так далее, воспитание детей и детскими домами, всем можно заняться. Я говорю о конкретном проекте, и чтобы не пытаться обогреть весь мир, сосредоточиться на конкретном деле.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Я просто хочу, чтобы вы убедили в необходимости, или не убедили.

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Понимаете, боюсь, что мне сложно будет убедить людей, которые во всём прежде всего видят деньги, которые материалисты, которые говорят, что лучше потратить вот на это, а не на это.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Ну почему вы говорите именно о деньгах? Ну просто не хотят переименовывать сейчас - может, подождать какое-то время ещё?

Ю.БОНДАРЕНКО:

- Речь вообще не идёт о переименовании, а о возвращении. Ну что ж, будем апеллировать к ним, пытаться убедить.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ:

- Спасибо вам. Юрий Бондаренко, координатор проекта "Возвращение" был у нас в гостях, о возвращении исторических названий улицам и городам мы говорили. Время у нас, увы, закончилось. И спасибо всем, кто звонил в эфир.




http://www.alebedev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован