06 апреля 2007
1701

Ковальчук К.Ф., ковальчук А.К., Лебедева В.К.: Национальный проект `Доступное жилье`: инновационные аспекты

Стратегия социальной модернизации России имеет огромное значение не только для России, но и для других стран СНГ (и не только СНГ). Она может служить примером активного поиска путей последовательной гуманизации общества. Её важной составляющей является реализация приоритетных национальных проектов, принятых в 2005 году. Среди них едва ли не самым сложным по реализации является проект "Доступное жильё". Дисбаланс предложения жилья и покупательной способности населения по его приобретению - не новая проблема для рыночной экономики. Здесь уместно будет вспомнить, к примеру, ситуацию, сложившуюся в 80-х годах ХХ века в Западном Берлине, когда бездомные самовольно заселили пустующие апартаменты и властям пришлось использовать водометы для восстановления прав собственности.
Сам факт постановки проблемы доступности жилья в Российской Федерации - свидетельство глубокого понимания государственными органами своей социальной ответственности, поскольку потребность в жилье - одна из первоочередных, базовых потребностей человека. Однако попытка использования для реализации данного проекта рыночных механизмов встречает значительные трудности. Ипотечное кредитование, на первый взгляд, - самое естественное, что может быть предложено в рыночных условиях. Участие государства в частичном погашении кредита по специальным программам (для молодых семей, военнослужащих и др.) - безусловно, эффективная мера. Однако приток значительной массы денег в сферу строительства показал, что проблема строительства вовсе не в отсутствии денег. Строительный бизнес готов взять предлагаемые государством деньги и без расширения объемов строительства и увеличения производства строительных материалов. Для этого достаточно повысить цену за квадратный метр жилья, сославшись на то, что спрос выше предложения. Пол Самуэльсон как-то высказался, что даже попугая можно выучить политэкономии, заставив говорить всего два слова: "Спрос" и "Предложение". Печально, что аргументы в решении такой важной проблемы звучат порой на уровне, так сказать, фауны. Между тем, речь идет скорее о государственных инвестициях в строительство, о его государственном субсидировании, что выступает неценовым фактором предложения, который теоретически должен стимулировать объемы строительства к росту, а цены к снижению. Но механизм ипотеки превратил государственные деньги в давление со стороны спроса и позволил не только бизнесменам, но и служащим федерального центра ценообразования в строительстве без хлопот расписаться в собственном бессилии против роста цен на жилье.
Конкурентный рынок должен реагировать на увеличение спроса не только ростом цен, но и ростом объемов производства. Только монополизированный рынок в этом случае может позволить себе рост цен без увеличения объемов производства. Говорить о том, что строительные мощности России достигли своего принципиально непреодолимого максимума не приходится. Имеется соответствующий резерв рабочей силы и природных ресурсов, а теперь уже и денежных средств. Но мотив прибыли толкает вверх цены, а не объемы производства. Монополизация строительства (впрочем, как и других отраслей) произошла в России и на всем пространстве СНГ подобно ускоренному кино. Западной экономике, чтобы стать монополизированной, понадобилось, по крайней мере 200 лет, а отечественной хватило и 20-ти.
Кто же может оживить конкуренцию? На наш взгляд, это может сделать государство, и не только с помощью контроля за выполнением антимонопольного законодательства. На этот счет, видимо, сам не веря своим словам и возможности сказанного, как-то высказался президент одной известной российской компании: "А если мы хотим государственного регулирования цен, то пусть государство само строит за свои деньги и реализует жилье без прибыли" ("Известия", No 157 за 29.08.2006, с. 9). Сам того не подозревая, крупный менеджер сформулировал на редкость мудрый совет. Государство, финансируя национальный проект и предоставляя всевозможные субсидии и льготы нуждающимся в жилье, практически строит за свои деньги, и вполне могло бы ограничить использование механизма ипотеки, вовлекающего в дело коммерческие банки и целую цепочку других посредников. Ипотечное кредитование делает доступным жилье только для относительно зажиточной части населения, облекает в рыночную форму то, что принципиально не решается рыночными методами - обеспечение населения в целом доступным жильем, даже если на это есть целевые денежные средства. Только кажется, что они есть, ибо строители готовы взять деньги и без расширения строительства, за счет ценового фактора. Так не лучше ли государству эти деньги вложить в строительство непосредственно, создав государственные предприятия с полным индустриально-строительным циклом. Во всяком случае, если и с участием частного капитала, то с контрольным пакетом у государства и по правилам, устанавливаемым государством, для которого важна не его собственная, государственная прибыль, а обеспеченность его граждан жильем. Установив более высокий уровень оплаты труда, государственные предприятия сугубо конкурентными методами могли бы привлечь лучшие строительные кадры, а предложив низкие цены на жилье (по себестоимости или с минимальным нормативом прибыли), чисто рыночными методами могли бы заставить частный строительный сектор отказаться от сверхприбыли и стабилизировать цены.
Деятельность многочисленных и щедро оплачивающих самих себя посредников оправдывается, главным образом, недостатком информации, позволяющей связать непосредственных производителей жилья с его непосредственными потребителями. Не слишком ли велика плата за информацию? Сокрушаясь относительно подорожания цемента на 100%, специалисты вроде и не замечают, что его доля в общих затратах всего 4,5 %. Между тем, прибыль посредников, например, в Москве составляет почти 50% рыночной стоимости квадратного метра жилья, в среднем по России - 10%.
С одной стороны, необходимо конечно уменьшить себестоимость строительства за счет его модернизации, стимулировать частный бизнес к увеличению предложения жилья. С другой стороны, целесообразно попытаться провести своеобразную государственную товарную интервенцию на рынке жилья, что позволило бы, не выходя за рамки рыночных правил, стабилизировать цены на жилье. Государственное предпринимательство вполне легитимная и эффективная форма рыночных отношений, если речь идет о равноправном участии государственных предприятий на конкурентных началах в функционировании рынка жилья.

Ковальчук К.Ф. д.э.н., профессор
Ковальчук А.К. магистрант;
Лебедева В.К. к.э.н., доцент
Национальная металлургическая академия Украины, г. Днепропетровск.

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован