Козы и овцы Астраханского ханства (1459-1556) (27 часть)


    В Астраханском ханстве, существовавшем на протяжении 1459-1556 годов как типичное феодальное государство, население занималось по-прежнему кочевым скотоводством и торговлей. Скотоводство было важным экспортным товаром (мясо, молоко, жир, щетина, мех, кости, рога, шерсть, пух, кожа и изделия из них). Мирные жители Астраханского ханства за многовековую историю живут за счёт производства овец, коз и другого скота, за счёт продажи их продукции и их товара. 
     Большую часть территории ханства занимали выгоны и пастбища для овец, коз и всего скота. Преобладали верблюды, коровы, быки, волы, свиньи, лошади, ослы. Пойменная полоса использовалась под сенокосы.
    Из Астрахани пригоняли «жирных овец» в Сыгнак. На базарах Астрахани продавались кожаные изделия, меха, ткани.
    Мясо коз мало употреблялось в пищу. Только в странах Азии и Африки  коз выращивали и ныне выращивают на откорм наравне с баранами. В пищу ханы использовали только мясо молодых козлов (3-9 месяцев), оно очень нежное, быстро готовилось.   Жарёная баранина перемалывалась в тонкий фарш и смешивалась с яичным жёлтком, костным мозгом и специями, из смеси готовили тефтели, а грудинку, приправлённую шафраном и корицей, тушили с добавлением эля (согласно рецепту английской кулинарной книги XV века).  
    Во время весенних разливов часть Волго-Ахтубинской поймы затопляется водой, летом же она обсыхает и превращается в пастбища и поля.  В пойме  и волжской дельте находятся, как всегда, обильные пастбища и заливные сенокосные угодья на благо для коз и овец. Для коз использовались в других местах даже пастбища, непригодные для коров и лошадей. Это делало коз незаменимыми сельскохозяйственными животными в  полупустынных районах и степях нашего края. Козы паслись вместе с овцами. Поскольку «овцы в стаде равны и все безынициативны», у них нет иерархии, нет и вожаков, то часто в поводыри овцам поставляли «опытного в житейских делах, умного козла». Да и «он сам быстро запоминал путь на пастбища и все тропы в степи, по которым веками перегоняли овец на выпас». Овцы только следовали за козлом как лидером «послушно и доверчиво». А он выступал как бы царственно «важно впереди», и прекрасно понимал свою миссию. Только пастух и собака (одомашнена, по разным мнениям учёных, от 7 тысяч до 30 тысяч лет назад) следили за козлом, чтоб шёл куда надо. Они «лёгко сбивали овец в плотный гурт и направляли по нужному пути». Поэтому отарами просто без усилий руководили уже не одни тысячи лет. 
   С 1469 по 1501 год хан Государства Кочевых Узбеков Мухаммед Шейбани, сын Шах-Бутага, по согласованию с ханами Астраханского ханства сделал своей столицей город Астрахань (Черёмин, с.211). Основным занятием населения Государства было скотоводство.
    В 1475 году крымский хан Менгли-Гирей собирал войско в поход на Астрахань. Хан Большой Орды Ахмед (Ахмат, Ахмад) (он же правил в Астрахани с 1465 по 1481 год), как только узнал об этом, пошёл на опережение и направлял свои войска в Крым. Астраханские купцы и владельцы овец, коз и коров щедро финансировали войско хана Ахмеда безвозмездно и обеспечили бараниной, молоком и всем необходимым «свой экспедиционный военный отряд». Хан Ахмед с войском Астраханского ханства и с армией Большой Орды дошёл до середины Крымского полуострова и взял столицу Крымского ханства крепость Кырык-Йер (Кирк-Ер). 
  Старший сын астраханского хана Махмуда (правившего в Астрахани в 1459-1465 годы) султан Джанибек (Зенибек, Зенебек), возглавляя «сильное войско» с большей численностью астраханских и волжских казаков, ещё в 1457-1457 годы овладел всеми татарскими крымскими городами и, теперь получив от хана Большой Орды Ахмеда татарский Крым, стал крымским ханом. Он представлял интересы Астраханского ханства и самой Астрахани, богатые астраханские владельцы овец, коз, коров и астраханские купцы спонсировали эту военную кампанию. 
   В 1476 году знатный  венецианец, дипломат, путешественник Амвросий Контарини (1429-1499) посетил Астрахань и отмечал, что город  Астрахань принадлежит трём братьям; они сыновья родного брата главного хана, правящего в настоящее время татарам; летом из-за жары они со стадами коз, овец и другим скотом уходят к пределам России в поисках прохлады, воды и травы; зимой эти три брата проводят несколько месяцев в Астрахани, но летом они поступают так же, как и остальные татары; они   «владели стадами быков и коров, баранов и овец», козлов и коз, коней и лошадей. 
    Когда Турецкое правительство соорудило на месте Таны мощную крепость, с этого времени «заглохла торговля» Астрахани с Таной (Азаком). К тому же турецкие власти стали вводить на товары из Астрахани высокие таможенные пошлины. Османские власти ввели налоговой сбор с одного продаваемого в Азаке барана из Астрахани в размере 6 аспров (для сравнения: за лошадь из Астрахани – 8 аспров). В то время бараны и лошади, выращённые в Крыму, налогом не облагались. Таможенные пошлины на астраханских овец, коз и другой скот сильно ударили по основным статьям внешней торговли Астрахани. Так возникла внешнеполитическая напряжённость между государствами, стала ликвидироваться конкуренция в торговле у крымских владельцев овец, коз и у крымских купцов.
    С 1480 года Астрахань остался «единственным крупным городом на Нижней Волге». «Все ханы из Большой Орды  сделали свои постоянные резиденции» в Астрахани.
    В ноябре 1480 году хан Большой Орды Ахмед разграбил верхне-окские владения Литвы и увёл из Литвы «богатую добычу»: великое множество скота, пленников и трофеев. 
   В декабре 1480 года Астраханский хан Касим I и сыновья с племянниками Ахмеда с их войсками и трофеями (стада овец, коз, табуны лошадей) вернулись в Астрахань. 
    Ночью с 5 на 6 января 1481 года хан Сибири (Тюменских улусов) Ибак, сын Кутлуг-хана, в сопровождении 16 000 казаков подошёл к кочевой ставке хана Большой Орды Ахмеда и вместе с ногайским мирзой Ямгурчи ибн Ваккас убил его. Сибирский хан Ибак захватил множество литовского скота, переправил их на левый берег Волги, отдав часть их ногаям - союзникам родным братьям мирзе Мусе и мирзе Ямгурчи. 
   После 1481 года Астраханское ханство увеличилось в размере за счёт всего нижнего Поволжья и предкавказских степей. Выгодные природно-хозяйственное (степи, поймы, дельта) и стратегическое положения занимали это ханство, которое «унаследовало древние традиции кочевой и осёдлой жизни Улуса Джучи». Татары и кыпчаки  со стадами коз и овец кочевали в астраханских степях и возвращались зимовать в Астрахань. 
  Выгодное географическое положение определило многовековую особенность Астрахани как крупного торгового центра и важного транзитного пункта на Каспийско-Волжском пути.  Город Астрахань оставался «великим татарским базаром». Его посещали купцы Персии, Казани, Руси, Крыма, Армении, всех среднеазиатских стран, государства бассейна Средиземного моря, Китая, Индии и стран Ганзейского союза. Астраханское ханство изобильно «богатыми пастбищами, водами, рыбными местами, соляными озёрами». Всё это «обеспечивало потребности населения». 
     Весной 1491 года крымцы отгоняли стада овец, коз и другого скота у волжских татар и в одной кровопролитной сшибке убили сына Ахмеда, султана Едигея. 
   В 1495 году сибирский хан Ибак вновь захватил Астрахань и во время мятежа Тюменского ханства был убит на территории Астраханского ханства. 
  В 1499 году разоритель Астрахани султан Мамук был убит в междоусобной борьбе, а торговля  товарной продукцией из Астрахани и в Астрахань продолжалась и велась с Померанией, Пруссией, Голландией, Швецией, Англией, Ливонью, Гамбургом, Килью.
    В Астрахани состоялась свадьба хана Сеид-Ахмеда II на дочери ширваншаха Фаррух Йасара из династии Дербенди. Свадьба – в любом ханстве, в каждой семье - событие важное и значимое. Не последнюю роль в подготовке и проведении этого праздника играли яства, блюда или традиции, связанные с едой. Баранина хороша  для торжественного события.  Делались блюда из мяса молодого барашка или молочных  ягнят.  На мясо молочных ягнят очень похоже по вкусу и способам приготовления мясо молодых козлят. Товары из Ширвана в основном по морю безостановочно поступали на базары Астрахани.
   В течение 15 века «казаки ужасали всех путешественников в астраханских пустынях, в окрестностях Волги и Дона, грабили московских купцов на дороге в Астрахань, Азак и Кафу». 
   С конца 15 века Астраханское ханство стало находиться под влиянием Ногайской Ордой, платило ей натуральный или денежный побор и вместе воевало с Крымом.
   В 1501 году в Астрахани состоялась свадьба султана Шейх-Аулияра (он же сын Бахтияра, внук Кичи-Мухаммеда), богатого хозяина стад овец и коз, на Шаги-Салтан (Шах-Султан), дочери ногайского мирзы Ибрагима. На праздничном столе традиционным блюдом осталась баранина. 
   В 1501 году деловые круги и богатые владельцы овечьих стад профинансировали поход хана Большой Орды Шейх-Ахмеда с татарским войском в 20 000 человек на Крымское ханство и спонсировали изготовление доспехов и оружия для армии в самом городе Астрахани. 
   Зима 1502 года была суровой, из-за чего в астраханской степи и полупустыне гибли кочевники, овцы, козы и другие домашние животные. Скоту не хватало кормов. В январе-феврале огромные отары и табуны в массовом порядке перемещались из Большой Орды и отчасти из Астраханского ханства в «благодатный» Крым и Чёрноморское побережье. Как писал крымский хан Менгли-Гирей: «…ныне у нас дал Аллах корму много». 
  Войска Крымского ханства оснащались «довольно просто». Они использовали лёгкое седло, «со шкурой овечьей покрывали лошадь, не надевали узду, используя сыромятный ремень». Одежда в походе не претендовала ни на что и была простой. Только знатные воины «носили кольчуги», а остальные отправлялись на войну «в овчинных тулупах и меховых шапках, которые зимой носили шерстью внутрь, а летом и во время дождя – шерстью наружу». 
   В мае 1502 года крымцы вышли в степи и в июне с помощью саблей, кинжалов и ятаганов разгромили «обессилённых голодом татар» хана Большой Орды Шейх-Ахмеда. Крымский хан Менгли-Гирей захватил и разгромил ставку Шейх-Ахмеда, правившего с 1481 по 1502 год. Вскоре он, далее предприняв поход на Астрахань, стремился подчинить земли Большой Орды с богатыми пастбищами, но потом ввиду нехватки сил против Астраханского ханства и Ногайской Орды как сильных соперников вынужден был отказаться от притязаний  на крупнейший торговый центр Астрахань. 
  В 1502 году всё же Астраханское ханство в результате поражения Большой Орды потеряло обширные территории, обильные пастбищами между Доном и Волгой и отошедшие «формально» к Крымскому ханству, которое уничтожило Большую Орду. Зато Астраханское ханство получило полную независимость только в этот период, становясь правопреемником Золотой Орды на протяжении 1502-1546 годов, наследником её духовной культуры, экономики и «пользуясь уважением и почтением» среди восточных мусульманских кочевых народов.
   В начале 1500-х годов мусульманское духовенство Астраханского ханства имело земельные наделы. Духовные лица и учителя («ходжалык») кормились за счёт земельных владений. Основным владельцем земельных угодий со всеми пастбищами в Астраханском ханстве являлось государство, а в его лице хозяином земель был хан. Астраханские ханы имели свободные площади земельных угодий для раздачи своим поданным на время их службы сюзерена (сюзерен -  тип крупного феодального  правителя, власть которого основана на вассальном  подчинении ему более мелких феодалов). Хан давал поместье за военную службу. В Астраханском ханстве был удел калги. Крестьяне, работавшие с козами, овцами и другим скотом на землях хана и калги, несли повинность в виде натурального налога (10 % от поголовья) или использования пастбища - 1/10 части всего надела.  
   Узбекский  хан, основатель государства  Шейбанидов, сын Шахбудаг султана, внук правителя и основателя  Государства Кочевых Узбеков   Абу-л-Хайр-хана -  Мухаммед Шейбани полностью ориентировался на рынок Астрахани, но в 1510 году убит в сражении с кызылбашами. 
   В 1510-е годы в низовье Волги на острове был погребён один татарский святой. Над могилой стоял «длинный шест, на который была насажена баранья голова». Татары и персы, как только отправляются в Каспийское море или переплывали его, «убивают овцу, часть её приносят в жертву, а другую едят на жертвенном пиру и с особыми обрядами отправляют свои молитвы». Далее «голова овцы остаётся воткнутой на шесте до тех пор, пока не будет принесёна кем-нибудь новая жертва или пока не свалится с шеста сама собой». На Мангышлаке «охотники клали на могилы святых головы убитых ими диких баранов, туда же помещались головы верблюдов и лошадей, хорошо и долго служивших хозяевам». «Рогами диких баранов украшали сырдарьинские святыни и крупные мазары Хорезма и Мангышлака». 
   В 1520 году казахи из Казахского ханства захватили город Сарайчик, столицу Ногайской Орды. Ногайцы были вынуждены откочевать со стадами овец, коз и другим скотом на запад, при этом пересекали границы Астраханского ханства. Вблизи от Астрахани стали кочевать ещё больше ногайцев. Вольные казаки очистили всю полосу между Волгой и Доном от ногайских орд и неусыпно контролировали владения астраханского хана. 
   В начале октября 1522 года Астрахань была взята крымским ханом Мехмед-Гиреем совместно с ногайским мирзой Шейх-Мамай ибн Мусой и ногайским бием Агиш ибн Ямгурчи. Хан Мехмед-Гирей торжествовал победу, веселился и пировал в «богатом городе Астрахани», где на пир горой шли блюда из баранины.  
   Ногайцы кочевали по левому берегу нижнего течения Волги и были независимы от астраханских ханов. По временам они появлялись на границах московских владений со стадами овец, коз и другим скотом, а на обратном пути грабили и уводили в плен русское население. У богатых ногайцев действовало «патриархальное рабство». Рабами становились «представители соседних народов, угнанные во время набегов вместе со стадами коров и табунами коней». 
      Ногайцы хотели переправляться на восточный берег Волги, но астраханский хан Ислам-Гирей преградил этим ордам путь и не допустил переправу их в пределы Астраханского ханства. При этом ногайцы были частью истреблены, а оставшиеся бежали в степи Северного Кавказа и там осели. 
   Бухарские, венецианские, казанские, крымские, русские, хорезмские, иранские купцы осуществляли торговлю в Астрахани или привозили свои товары через этот город в другие страны. Население Астраханского ханства находилось в полной зависимости от татарских ханов. Оно было обложено огромным налогом «ясаком». Сбор ясака был основной целью Астраханского ханства. Ясак вносился в казну овцами, козами, верблюдами и другим скотом, а также соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли.
   В августе 1533 года московские бояре договаривались с ногайскими послами о свободной торговле, которая обогащала Московское великое княжество лошадьми, овцами и другим скотом, притом с ногайскими послами в 1533 году «было 5000 купцов и 50 000 лошадей, кроме другого скота», как утверждают в Московии. Ведь в хозяйстве Астраханского ханства доминировали кочевое скотоводство и транзитная торговля.  Налицо между близкими соседями с такими же укладами в обоих хозяйствах проявлялись противоречия из-за конкуренции рынков сбыта, поставок идентичного товара. Между тем касимовские татары нападали на караваны, идущие из Ногайской Орды в Московкое великое княжество. А в караванах были тысячи овец. 
    В конце октября 1537 года ногайцы напали на Астрахань, разорили её, изгнали хана крымской ориентации Абдул-Рахмана из Астрахани, поставили на ханский престол Дербыша-Али. При этом ногайские овцы, козы и другой скот паслись в астраханских владениях. 
   Летом 1539 года ногайцы, как только по истечении полтораста спокойного года обрели уверенность в своей экспансии в Астрахани, откочевали из Астрахани. В это время на астраханский трон сел вновь Абдул-Рахман, союз с которым был возобновлен московскими боярами, заинтересованными в активной торговле с транзитной Астраханью (дорогая кожа, дорогие ковры, парча, шёлк, жемчуг, бирюза, пряности, соль, рыба). В Астрахань из Москвы везут лес, пушнину, а из  Касимова - судостроительную древесину.

    В 1546 году откупы (откуп - система сбора с населения налогов и других государственных доходов)   были применены в отношении к Астраханскому ханству. Так, черкесы подходили к Астрахани, получали откуп и уходили к себе на Северный Кавказ. В руках черкесов - откупщиков часто накапливались огромные богатства, так как собранные ими налоги и сборы с населения в 2—3 раза превышали средства, вносимые в казну.  Широко распространялись таможенные, соляные, винные откупы.  
     В 1546 году астраханский хан Ак-Кубек уничтожает крымских купцов в Астрахани. 

    В 1547 году крымский хан Сахиб I Гирей совершил «опустошительный набег» по землям Астраханского ханства, по обширным пастбищам для овец, коз и другого скота, захватил Астрахань как «вечный соперник и конкурент Крымского ханства в политике, экономике и торговле», разорил её «до основания». Крымские татары разрушили «все базары, склады и караван-сараи» в Астрахани, до развалин разгромили «православные храмы, католические костёлы, армянскую церковь, еврейскую синагогу, буддийскую пагоду, многочисленные мечети шиитского толка». Но они не смогли взять в плен купцов, которые в абсолютном большинстве обладали судами. Между тем владельцы овец и всего скота находились в вихре междоусобицы. Был уничтожен Астраханский овечий и козий промысел. К тому же крымский хан Сахиб-Гирей переводил ногайцев к оседлости, подрывая их экономическую независимость и вековые устои. Он в Астрахани уничтожил всех персидских купцов за экономические и религиозные турецко-персидские войны, длящиеся уже 50 лет. Русские в отношении Астраханского ханства стремились к сохранению добрососедских отношений и укрепили торговые связи. В Московское царство, начавшееся с 1547 года (Российская империя с 1721 года), везли ткани, изготовлённые из шерсти коз и овец, соль.

   В 1551 году зимние кочевья овец, коз и другого скота, располагавшиеся вблизи города Астрахани и занимающие «пространство на десять вёрст», принадлежали главе поволжских ногайцев мирзе Исмаилу, союзнику русского царя Ивана IV в «астраханских делах». Султан Порты Сулейман I пытался убедить ногайских мирз «заключить тесный союз с ханом Крымским» против Москвы, но «ногайские мурзы, находя выгоды» в торговле лошадями, овцами с Россией, «не хотели с ней войны».

   В течение 16 века среднеазиатские купцы оседали в Астрахани «в период ожесточённых столкновений между кочевниками среднеазиатских степей, когда караванные дороги становились практически не преодолимыми». 
    Князь Андрей Михайлович Курбский (1528-1583) писал, что в период Астраханского ханства от мора пал весь татарский скот, из него также козы и овцы,  «как конские стада, так и прочие, а летом сгинули и сами татары, потому что живут они только молоком от стад различного своего скота…там [в Крыму] был голод и великий мор…не осталось после того мора и десяти тысяч коней» и, разумеется, сотни тысяч коз и овец.

   На протяжении 16 века в Астрахани был огромный городской некрополь, раскинувшийся на Жарёном бугре, где укоренялся мусульманский способ погребения, а языческий древнемонгольский утрачивается, оставляя о себе лишь «традицию» помещать на могиле миску с костями барана, коз и других животных. 

 Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован