2 июля 1554 году русские войска пришли в Астрахань, преодолев 1500 вёрст от Нижнего Новгорода до Астрахани за 3 месяца, и захватили её при «естественных небольших стычках домовладельцев с захватчиками». Многие жилые кварталы в Астрахани были «безлюдными». В Астрахани проживало 20 000 человек. Традиционно летом выезжало из Астрахани население города, большая часть которого занималась разведением овец, коз и другого скота, что «требовало пасти» их на пойменных лугах и заниматься заготовкой сена. Часть населения выращивала различные сельскохозяйственные культуры (арбузы, дыни, тыквы, виноград, горох, рис, перец, плодовые деревья). Другая часть населения занималась рыболовством. В душной Астрахани оставались только купцы, кожевники, сапожники, мясники, прядильщицы и другие ремесленники. Астраханский хан Ямгурчи ушёл из города и стоит станом ниже его в 5 вёрстах, на Цареве протоке, а татарский народ разошёлся, вооружённые засели по островам, в своих улусах. Для Астрахани приход русских войск означал очередной дворцовый переворот. А владельцы овец, коз и разного скота, как это всегда бывает в междоусобной войне, заняли выжидательную позицию и практически не участвовали в конфликте различных группировок, которые стремились к ханскому престолу.
Зимой численность жителей Астрахани возрастала до 50 000 человек с учётом рабов, гостей, купцов, скотоводов, кочевой знати, ловцов, мореходов. Богатые владельцы овец, коз и другого скота из двух уничтоженных Сараев перегнали свои стада и отары поближе к рынку сбыта своего товара – городу Астрахани как единственному пункту на Нижней Волге среди разрушенных городов Золотой Орды. Скотоводы двух уничтоженных золотоордынских столиц перенесли свои усадьбы также к источнику получения доходов – городу Астрахани. В Астрахань вернулись 3000 знатных и 17 000 простых людей.
В июле 1554 года на верность русскому царю и царю астраханскому присягнули все скотоводы наряду с мурзами, беями, духовенством и всем народом и приняли обязательство ежегодно доставлять в Москву 40 000 алтын (1000 рублей) и 3000 рыб. Сами владельцы овец и коз устали от бесконечных войн и разорения, постоянной угрозы завоевания и удовлетворились тем, что Русское государство гарантировало спокойное кочевье и выгодную торговлю.
После присоединения Астраханского ханства к Московскому государству астраханские владельцы овец и коз в отдалённой родной многонациональной провинции при установлении русской, православной власти практически никак не изменяли свой уклад жизни, жили веками и по-прежнему соблюдали нравы, традиции и обычаи своих предков.
К зиме 1556 года из дальних странствий традиционно в родную Астрахань возвратились купцы, моряки, скотоводы, бахчеводы…Многочисленные владельцы овец, коз и другого скота пригнали свои стада для оптовой продажи по заготовке мяса на зиму.
В начале 1557 года Астрахань была в составе России. «Окрестные» татары и ногайцы зимой этого года «кочевали спокойно под самим городом и торговали всю зиму». Астраханским кочевникам «братство», дружбу и мир предлагали кочевники Шемахи, Дербента, Ургенча и «на весне хотели торги в Астрахани», как об этом сообщал воевода в Москву.
В 1557 году большая часть казаков была выведена «в поле» для постоянного наблюдения за новыми подданными – кочевниками-ногайцами из Орды Больших Ногаев бия Исмаила.
«Мурзы и чёрные татары», оставшиеся в Астрахани, получили название «юртовые», а оставшиеся в степях – «кочевные».
Царь Иван IVпозволил союзной с Россией Орде Больших Ногаев бия Исмаила кочевать зимой близко к Астрахани, где ногайские скотоводы «мирно и спокойно торговали».
В жестокую зиму 1557-1558 года опустели улусы Ногайские, прежде многолюдные, богатые: в степях люди и овцы, козы и другой скот падали жертвой «несносного холода». Чтобы спастись от голода, ногайцы махнули в Крым, но в Крым их не пустили, потому что в Крыму тоже были голод, засуха и мор.
Татары перегнали свои стада поближе к строящему новому русскому городу и «стали селиться в непосредственной близости от новой Астрахани». Около старой татарской Астрахани со своими стадами кочевал бий Большой Ногайской Орды Исмаил, жил часто в прежней Астрахани.
В 1558 году английский посланник Антон (Энтони) Дженкинсон посетил Астрахань и отметил, что «главнейшими товарами», которые «привозили сюда русские», были «красные кожи, бараньи шкуры», а «татары привозят сюда различные товары, выделанные из хлопка, шерсти и шёлка».
В 1563 году умер бий Исмаил. По его воле главой Большой Ногайской Орды стал сын Тин-Ахмат. Он кочевал со своими стадами овец и коз и с другим скотом около Волги, часто заезжал в старую Астрахань и в новую Астрахань.
Летом 1569 года выгорела астраханская степь и оставила овец, коз и других домашних животных без корма.
В 1573 году французский дворянин Блез де Виженер составил для Генриха Валуа: «Потомки Оккаса поныне господствуют над ногайцами, которые не знают ещё употребления монеты; вся их торговля состоит в обмене рабов, скота [овцы и козы] и лошадей».
Гусев Владимир Матвеевич, член Союза журналистов России, член Российского Общества историков-архивистов