10 декабря 2002
2448

Красноярский край. Обзор СМИ Красноярска о ситуации в крае за 10 декабря 2002

"Никелево-алюминиевый сплав".

("Комок", 10.12.02, Геннадий Васильев)

Александр Хлопонин побывал на КрАЗе. Его туда пригласили. Встретился с гендиректором Илаем Ахметовым, посмотрел производственные корпуса, поговорил с людьми - не надо ли чего? Проверил спорт и культуру. В общем, субботу провел в творческой поездке. Плодотворно.

Пока все идет в намеченном русле. Только вступив в должность, Хлопонин заявил о необходимости сближения позиций власти и работающих в регионе ФПГ. Как-то надо договариваться. Вот и договаривается. Начав сразу с передовой. Ясно, что Дерипаска как бывший оппонент и его империя как конкурирующий субъект бизнеса - точки проблемные. После субботы можно констатировать: процесс сближения идет.

"Новые назначения в администрации края".

("Известия-Красноярск", 10.12.02)

Пост начальника Главного управления экономики и планирования администрации края, видимо, займет Эдхам Акбулатов. Красноярцам он известен по работе в администрации краевого центра. Там он занимал такую же должность. Сегодня на сессии Законодательного собрания края должно состоятся его утверждение. Ранее должность начальника Управления экономики края занимал Михаил Васильев. Свою работу в администрации Михаил Васильев начинал вместе с бывшим и.о. губернатора Николаем Ашлаповым. И входил в его команду. Предполагалось, что Васильев сохранит свой пост и в администрации губернатора Александра Хлопонина. Но вчера стало известно, что он написал заявление об увольнении по собственному желанию, в связи с переходом на другую работу. Однако, на какую именно, пока неизвестно.

"Все разговоры о бюджете".

("Вечерний Красноярск", 10.12.02, Иван Антонов)

В минувшую пятницу состоялось заседание координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Члены КС, депутаты Законодательного собрания края, представители краевой администрации, главы городов и районов, председатели городских, районных, сельских и поселковых Советов обсуждали проект закона края "О краевом бюджете на 2003 год" и прогнозные оценки социально-экономического развития края в будущем году. Это завершающий этап работы над проектом краевого бюджета перед сессией Заксобрания, которая намечена на 10 декабря т.г.

Открывая заседание КС, председатель краевого парламента Александр Усс подчеркнул, что в крае стало доброй традицией рассматривать вопросы годового бюджета на координационном совете. Он предложил объединить оба вопроса в один, заслушать по нему докладчиков - заместителей губернатора края В.Ю. Кузубова и Л. В. Кузнецова.

Отмечая сложность социально-экономической ситуации в крае, В.Ю. Кузубов назвал четыре тенденции, проявившиеся уже в 2001 году и продолжившие своё отрицательное влияние в году текущем. Это замедление темпов экономического роста, прежде всего в промышленности; снижение мировых конъюнктурных цен на цветные металлы; ухудшение структуры валового национального продукта; изменения не в пользу края в российском налоговом законодательстве.

Характеризуя проект консолидированного бюджета края на следующий год, докладчик обрисовал его параметры (доходы - 36,8 млрд руб., расходы - 38,2 млрд руб., дефицит - 1,5 млрд руб.) и отметил, что администрация края сделала всё, чтобы предельно минимизировать социальные издержки населения.

Проект бюджета имеет чётко направленную социальную ориентацию. С учётом высказанных в его адрес замечаний и предложений сегодня ведётся оптимизация уже свёрстанного бюджета по направлениям.

Предельно чётко и конкретно выступил другой заместитель губернатора - Лев Кузнецов. Формулируя задачи оптимизации расходов бюджета, совершенствования механизмов повышения эффективности экономики края, активного привлечения инвестиций, он одновременно наметил направления, по которым эти задачи будут решаться: административная реформа в области управления; создание чёткого тарифного механизма в области топливно-энерге-тического комплекса и создание модели энергообеспечения; совершенствование антикризисного управления и приход на проблемные предприятия реальных собственников;

полная уплата налогов на территории края; создание системы госзаказа как инструмента поддержки внутреннего производства; реформа ЖКХ, направленная, прежде всего, на создание механизма социальной защиты населения и повышение качества жилищно-коммунальных услуг, формирование эффективной системы энергосбережения; эффективное использование лесного комплекса, минеральных ресурсов и др.

В обсуждении докладов приняли участие депутаты Законодательного собрания В.Н.Севастьянов, Р.В.Кармазина, Ю.К.Абакумов, А.М.Клешко, обратившие внимание на самые проблемные статьи бюджетного законопроекта. Необходимость своевременного принятия бюджета, озабоченность, а порой и тревога за его реальное и полное исполнение звучали из уст представителей муниципальных образований Красноярска (Коновальцев A.M.), Минусинска (Кекин А.И.), Канска (Макаров А.Ф.), Тюхтетского района (Пытько Н.И.). Жизненно важные проблемы социальной защиты населения подняли председатель краевой федерации профсоюзов Ю.Н. Тарасов и главный врач краевой клинической больницы No 1 Б.П.Маштаков.

По итогам обсуждения координационный совет принял решение, которое огласил депутат Законодательного собрания Илай Ахметов. В решении записано: "поручить рабочей группе координационного совета обобщить замечания и предложения, высказанные при обсуждении проекта закона "О краевом бюджете на 2003 год" и передать их на рассмотрение губернатору края и в постоянную комиссию по финансам, бюджету и налоговой политике для использования в работе".

"Ну почему мы не Кувейт?".

("Городские новости", 10.12.02, Елена Южакова)

Формирование бюджета от необходимых расходов - пока только мечта.

Сегодняшний день станет первой серьезной проверкой для команды губернатора Хлопонина: в ЗС пройдет первое обсуждение краевого бюджета 2003 года. Этот документ разрабатывался в минимальные сроки, и поэтому идеального бюджета из него не получилось. Да и вряд ли этого можно было ожидать: времени было явно недостаточно.

Все, что удалось команде Александра Хлопонина, - представить сбалансированный бюджет, который сами авторы назвали кризисным. Но одна из составляющих реформ - изменения в оплате за ЖКХ - в основном финансовом документе года уже представлена. Об этих изменениях - наш разговор с президентом Союза товаропроизводителей Красноярского края, депутатом ЗС Валерием Сергиенко.

- Валерий Иванович, как вы оцениваете предложенный на рассмотрение депутатов законопроект о социальных гарантиях при реформировании ЖКХ?

- На мой взгляд, предлагаемая реформа не опирается ни на какие расчеты о реальных доходах населения и не имеет под собой четких обоснований. Люди остаются в недоумении:

почему цифры, которые они выводят по своим квитанциям, увеличивая сегодняшние 40 процентов оплаты до 90, не сходятся с теми, которые называют представители власти с экранов телевизоров.

Ведь действительно стоимость услуг для тех, кто не попадает в число льготников, возрастет в четыре-пять раз. Одновременно с процентным повышением вырастет и стоимость обслуживания одного квадратного метра-с 21 рубля сразу до 34. А где обоснования такого повышения?

Более того, в называемых цифрах не учтен пока рост тарифов на электроэнергию, а предложения об этом уже направлены в региональную энергетическую комиссию.

Семейные бюджеты большинства красноярцев, которых именуют средним классом, не выдержат такой нагрузки. Для чего уничтожать этот самый средний класс, появление которого в свое время провозглашали как главную цель всех реформ?

Нас все время убеждают, что надо жить по средствам. Но как жить по таким средствам? Вот и получается в результате, что средняя продолжительность жизни в крае в следующем году составит всего 57 лет! Такая цифра в бюджете тоже есть...

Потребители, объединяйся!

- Но ведь жилье и тепловые сети у нас действительно ветхие, и эту проблему нужно как-то решать...

- Скажите, а что у нас не ветхое? У нас все ветхое - жилье, энергетические сети, транспорт. Но в стране с бедным населением не могут проводиться никакие социальные реформы, потому что они обречены на провал. Для того, чтобы население действительно смогло стать инвестором (а по иному в рыночной экономике не бывает), нужно, прежде всего, провести реформу доходов. В стране должна быть законодательно утверждена минимальная часовая оплата.

Уже давно подсчитано, что человеку за месяц работы нельзя платить меньше, чем стоит 10 тысяч киловатт-часов электроэнергии или 600 килограммов хлеба. Значит, минимальная зарплата в нашем крае должна быть установлена не в 2380 рублей, как предполагается, а на уровне 6000. Причем это должен быть не какой-то там расчетный показатель, а та сумма, меньше которой платить не имеет права ни один работодатель.

Власти у нас в стране почему-то считают, что они лучше народа знают, что населению нужно. Пока так происходит, все реформы будут разбиваться, как волны о каменный утес. И какими бы глобальными и перспективными ни выглядели реформы, они все равно обречены на провал.

Главная задача власти - уметь вести диалог с людьми и организовывать население. При реформировании ЖКХ нужно показать людям, как можно сэкономить на услугах, организуя товарищества собственников жилья, как минимизировать затраты, нанять другую жилищно-коммунальную организацию или создать свою. Если в результате будет наглядно видно, что в одном доме люди организовались, стали платить меньше и получать качественные услуги, а в соседнем продолжают платить намного больше, то убеждать в необходимости реформ уже никого не будет нужно.

Я не хочу претендовать на то, что знаю все рецепты успеха, но совершенно уверен, что кроме банального повышения не улучшающейся услуги у власти есть и другие рычаги. И если приоритет реформирования экономики - именно ЖКХ, то там и нужно сосредоточить рыночные механизмы, которые будут работать.

Кто, например, мешает объявить жилищный заем? Выпустить облигации под конкретное строительство, с конкретными датами погашения и размесить их среди того же населения. Можно сделать заимствования и на внешнем рынке под обеспечение бюджета. Но пока речь идет только о повышении стоимости услуг.

- Немалую долю в системе затрат на ЖКХ составляет оплата так называемым естественным монополиям. Как на них повлиять?

-У нас в стране действует постановление правительства о порядке ценообразования на тарифы естественных монополий, согласно которому так называемые базовые потребители попадают под льготный тариф и платят меньше остальных. В Красноярском крае такой потребитель только один-КрАЗ.

В Кемеровской области, посчитав, сколько бюджетные организации и коммунальное хозяйство вместе взятые расходуют электроэнергии, объединили все жилищно-коммунальные сети в областное коммунэнерго. В результате получили право требовать от правительства установления льготного тарифа наравне с базовыми потребителями, но уже для населения и бюджетных организаций. Почему бы нам не взять пример с соседей?

Да и с составляющими тарифов нужно разбираться более детально. Всем известно, что сегодня в эти суммы включена и инвестиционная составляющая. То есть каждый из нас, оплачивая потребление, например, электроэнергии, вносит определенную сумму на реконструкцию и строительство сетей. Но реально на инвестиции тратится далеко не все. В 2002 году, по отчету энергетиков, на эти цели должно было пойти 1,8 миллиарда рублей, а реально потратили всего 780 миллионов, причем самую большую сумму- на компьютерное переоснащение управления.

На следующий год энергетики закладывают в тарифы почти два миллиарда на инвестиции. Как они смогут освоить эти средства и куда в действительности пойдут деньги, которые заплатило население?

Где искать приоритеты?

- Но если не повышать плату за жилье, то в бюджете вновь появится немалая дыра. Как ее латать?

- По конституции Россия - социальное рыночное государство, а в таком государстве бюджетное планирование должно идти не от доходов, а от необходимых расходов. Поэтому на привлечение доходов и нужно прежде всего обращать внимание. Следует навести порядок в природопользовании, в лесной отрасли, во взимании земельного налога, в управлении государственной собственностью.

Красноярский край экспортирует продукции почти на 3 миллиарда долларов, причем в подавляющем большинстве - продукцию, получаемую от переработки природных богатств. Но при этом налог на добычу полезных ископаемых в следующем году составит всего-навсего 760 миллионов рублей, И после этого мы удивляемся, почему в Кувейте живут так хорошо, а мы, при таких-то богатствах, -хуже всех.

- Но систему платежей за пользование недрами изменяли на федеральном уровне. Как в это могут вмешаться краевые власти?

-Действительно, в 2001 году платежи за пользование краевыми недрами составляли 1,2 миллиарда рублей. После того как их заменили налогом на добычу полезных ископаемых, отчисления сократились вдвое.

Но, с другой стороны, федеральные власти преподнесли регионам подарок: если в этом году краевой бюджет получил только 600 миллионов от акцизов, то в следующем, после введения акцизов с розничной продажи нефтепродуктов, эта сумма возрастет до 3,2 миллиарда рублей. А сможем ли мы их собрать? Есть ли в крае разработанная система сбора акцизов?

Мы уже теряем немалые деньги на водке: из 6,5 миллиона декалитров, продаваемых в крае, на его территории производится только 1,7 миллиона. Ну не можем справиться с тем, чтобы пили меньше, так давайте хотя бы в таком случае поддерживать местного товаропроизводителя! Ведь водка, произведенная здесь, дает 100 процентов акцизов, а ввезенная - только 50.

Есть примеры разумного использования своих природных богатств и в российских регионах. В Якутии, например, создан Фонд будущих поколений. По соответствующему региональному закону с природопользователей собирают в Фонд будущих поколений суммы, сопоставимые с нынешним бюджетом Якутской республики.

А Красноярский край имеет множество приоритетов перед другими территориями. У наших соседей нет таких заказчиков, как наш алюминиевый завод, "Норильский никель", мощная энергосистема, атомные комбинаты. Но крупные предприятия края размещают заказы на свое материально-техническое обеспечение где угодно, только не на своей территории, хотя наша промышленность вполне способна их выполнить.

Продукция сельского хозяйства на красноярский Север тоже поступает откуда угодно, только не из южных районов края. В результате у нас почти не осталось свинокомплексов, комплексов по откорму крупного рогатого скота, а крестьяне сидят без работы.

За пределы края выведены все финансовые потоки, и причина этого - в отсутствии региональной политики по созданию финансово-банковской системы. В нашем крае 50000 хозяйствующих субъектов, большая часть из которых нуждается в работе с местными банками, чтобы вопросы кредитования и инвестирования можно было решать на месте, без долгих согласований в Москве. Но кредитные ресурсы местных банков минимизированы. И реальных денег на развитие среднему бизнесу взять просто негде.

- Как соединить воедино разные направления реформирования?

- Краю нужна программа антикризисных мер. Именно четкая программа, а не общие слова об административной или жилищно-коммунальной реформе, которые уже сами по себе вызывают у людей исключительно негативные эмоции. Должны быть просчитаны конкретные шаги и результаты: когда начнет работать то или иное предприятие, когда и за счет чего будет расширяться промышленное производство, и так далее. Нужно возродить традицию собирать в администрации руководителей предприятий, чтобы четко знать, чем живут заводы края, какие у них планы, почему сокращены рабочие места, почему они не могут получить заказы от краевых гигантов.

Вот этим нужно заниматься вплотную, а не пытаться поделить дырявый бюджет так, чтобы все остались довольны. Так не бывает.

"Заразная болезнь неподсудности".

("Красноярский рабочий", 10.12.02, Эрих Пырх)

Ну вот, вроде бы все у нас устаканилось на местном политическом олимпе - Александр Хлопонин свыкся с губернаторским креслом и уверенно взял в руки скрипучий штурвал управления краем, пытаясь со своей командой отыскать верный путь выхода из кризиса. Скандал, разразившийся после второго тура сентябрьских выборов, подзабылся. Но если кто-то думает, что крайизбирком молчит себе в тряпочку, то он глубоко ошибается. Судебные разбирательства идут одно за другим, просто лишнего шума комиссия не поднимает - не для того, чтобы покрасоваться перед публикой, ввязалась она в эту неравную драку.

А вчера в Красноярск прибыла бригада проверяющих из Центризбиркома. За два дня циковцы намерены повстречаться с губернатором, главным федеральным инспектором в крае, руководителями региональных отделений политических партий, избирательных объединений и блоков. Несколько часов отводится на некую "работу по плану федерального инспектора". Скорее всего, посланцы из Москвы не преминут пообщаться и с представителями правоохранительных органов. Время поджимает: скоро уже нельзя будет инициировать роспуск крайизбиркома. По закону на это дается три месяца после окончания выборов, так что Александру Вешнякову и его команде срок отведен небольшой - до 5 января. Как тут не вспомнить пламенные филиппики руководителя ЦИК, который не постеснялся в центральной печати спустить собак на председателя крайизбиркома Георгия Кострыкина. Что-то не вяжется у москвичей. Если крайизбирком столь очевидно не прав, очень странно, почему его до сих пор не разогнали. Неужто не к чему прицепиться?

Позиция судебных органов тоже вызывает недоумение. Для начала следует устранить путаницу в умах тех, кто еще интересуется этой темой. А то вон информагентства распространили сообщение о том, что Верховный суд наконец поставил крайизбирком на место, признав Хлопонина законно избранным губернатором. Все не совсем так, или, вернее, совсем не так. Здесь речь идет об октябрьском решении краевого суда, обязавшего крайизбирком определить результаты выборов губернатора. Напомним, что тогда комиссия подчинилась суду и подвела итоги выборов, тут же признав их недействительными.

Но это отнюдь не означало, что крайизбирком во всем был согласен с краевым судом. То решение и было обжаловано комиссией в Верховном суде, который недавно подтвердил его законность, - не больше. А вот с рассмотрением дела по существу никак не ладится, хотя это главная тема судебных "разборок".

- Я по-прежнему убежден, что Центризбирком превысил свои полномочия, определив вместо нас результаты выборов губернатора,- говорит Георгий Кострыкин.- Мы пытались обжаловать постановление ЦИК в различных инстанциях, но пока безрезультатно.

Уже третий месяц комиссия совершает бесперспективную пробежку по замкнутому кругу, начертанному рукой российской Фемиды. Казалось бы, чего проще - если крайизбирком ошибся, любой суд признает правоту ЦИК, и конец всем терзаниям. Не тут-то было. Сначала, поразмыслив логически, комиссия направила "петицию" в Верховный суд РФ, но оттуда ответили, что не будут рассматривать дело ввиду его неподсудности. Несколько удивившись, крайизбирком обжаловал вынесенное определение в кассационной коллегии Верховного суда. Результат тот же. Теперь это решение снова обжалуется в Верховном суде - в надзорном порядке. И что интересно, ВС твердит о неподсудности, но не поясняет, в какую инстанцию в данном случае следует обратиться.

Когда стало ясно, что дело "буксует", красноярцы спустились на более низкий уровень и направили жалобу в Басманный районный суд столицы - по месту нахождения ЦИК. Но и там им отказали по причине все той же неподсудности. Обжаловав это решение в Мосгорсуде, крайизбирком получил аналогичный ответ. Тогда обескураженные искатели правды подались в краевой суд, который отреагировал точно таким же образом. Ну это хоть как-то объяснимо - где ЦИК и где Красноярск, - а вот почему от кострыкинской жалобы как от чумы шарахались московские суды, большой вопрос. Будто заразная болезнь неподсудности всех одолела.

- Теперь нам не остается ничего иного, как обратиться в Конституционный суд, - рассказывает Георгий Михайлович.- Все другие возможности практически исчерпаны, если и там ничего не выйдет, тогда уж, как говорится, хоть к Господу Богу апеллируй. Вы поймите, мы ведь не потому судимся, что такие вот упертые, закусили удила и рвемся в бой. Мы пытаемся разобраться. Если были не правы, пусть суд так и скажет, пусть потом примут подзаконные акты, которые не допускали бы двоякого толкования законодательства о выборах, пусть на наших ошибках учатся другие избирательные комиссии. Но в том-то и дело, что ни у кого нет желания разбираться по существу. В Генпрокуратуру по фактам нарушений в ходе выборной кампании мы тоже обращались - пришел ответ из Новосибирска, мол, проведенная проверка не дала оснований для прокурорского вмешательства.

А вот к самому Кострыкину прокурорские работники, равно как и суды, проявляют устойчивый интерес - нашлись "добрые люди", решившие помотать ему нервы. К примеру, голосовавшие за признание выборов действительными четыре члена крайизбиркома, обратившиеся с жалобой в ЦИК, не забыли приписать пунктик о привлечении к ответственности председателя и секретаря комиссии. Чего им только не "шили"! И сговор, и подлог, и фальсификацию документов, и превышение должностных полномочий. Ничего не подтвердилось. Но теперь все началось по новой - Вешняков обратился в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с непослушным крайизбиркомом, не исполнившим, по его мнению, решение краевого суда.

Не видно конца и судебным тяжбам, инспирированным активным борцом за справедливость Александром Глисковым, который, помнится, во всеуслышание грозился упечь в тюрьму Георгия Кострыкина и Ларису Нартович. Раз пять дело слушалось в краевом суде, потом Центральный суд Красноярска постановил - не было никакого криминала в том, что крайизбирком не предоставил Глискову письмо из УВД города о ходе расследования по факту выпуска подложного "Красноярского рабочего". Заметим, что злополучного письма у Кострыкина в тот момент вообще не было - оно уже было отправлено в ГУВД края. К тому же отказал Глискову коллегиальный орган, а не лично Кострыкин. Но эти и другие аргументы не убеждают неугомонного юриста, который сейчас обжалует решение Центрального суда в Верховном суде.

Словом, ситуация парадоксальная - человека смешивают с грязью, без суда и следствия обвиняют во всех смертных грехах, а по суду ничего делать не хотят или не могут. Согласитесь, не у каждого нервы бы выдержали, многие давно бы перестали рыпаться и отступились.

- Я до сих пор считаю, что решение крайизбиркома о признании выборов губернатора недействительными было обоснованным, и не жалею, что мы так поступили,- резюмирует Георгий Кострыкин.- Тяжело, конечно, переживать все это, обвинения Вешнякова психологически давят, такое впечатление, что меня намеренно пытаются выбить из колеи. Но силы пока есть...

В последний час. Вчера из краевой прокуратуры в крайизбирком поступило постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Георгия Кострыкина и Ларисы Нартович. Установлено, что в их действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный статьями 142, 285, 286, 292, 293 и 315 Уголовного кодекса РФ.

"Когда небо становится ближе".

("Красноярский рабочий", 10.12.02, Дмитрий Лапин)

Второй Сибирский авиационно-космический салон, САКС-2002, может стать ключевым звеном в формировании программы возрождения экономики Красноярья. В субботу, 7 декабря, в торжественной церемонии открытия форума приняли участие полномочный представитель президента РФ по Сибирскому федеральному округу Леонид Драчевский, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, председатель Законодательного Собрания Александр Усс, заместитель министра транспорта Павел Рожков, первый заместитель генерального директора Российского авиакосмического агентства Валерий Воскобойников, генеральный директор авиакомпании "Красэйр" Борис Абрамович, генеральный конструктор и генеральный директор НПО ПМ им. академика Решетнева Альберт Козлов, вице-президент корпорации "Боинг" Крейг Джонс.

Только за первых два дня работы, по данным выставочной компании "Красноярская ярмарка", экспозиции в гостеприимном Дворце спорта имени И. Ярыгина посетили 7000 человек. На авиасалоне было аккредитовано 144 журналиста, которые представляли 62 издания. В том числе САКС-2002 почтили своим вниманием представители более двух десятков отраслевых СМИ, специализирующихся на авиационно-космической тематике, что лишний раз говорит о неординарности события на берегах Енисея.

Впрочем, важнее другое - качественное изменение содержания нашего салона, а именно: авиационно-космический салон в Красноярске состоялся на этот раз как хорошо продуманное и организованное коммерческое мероприятие, и вряд ли у кого-нибудь найдется повод назвать САКС-2002 "попыткой пускания в глаза пыли". Впрочем, и первый, во многом пробный и презентационный САКС выполнил свою задачу - привлек внимание к авиационно-космическому комплексу Сибири, с позволения сказать, был стремительно раскручен новый модный брэнд. Это дало возможность за сверхкороткий срок (конкретнее - за две недели) организовать второй Сибирский авиационно-космический салон. Участие в САКС-2002 стало товаром, который покупают - и вряд ли при этом какая-нибудь из 124 фирм, представленных на салоне, планировала причинить себе убытки. Пусть пока рано подсчитывать прибыли, становление любого авиасалона идет постепенно. Так, известный Московский авиасалон (МАКС) только с пятой попытки стал рентабельным.

А тем временем научно-практическую конференцию, проводимую в рамках САКС-2002, почтили своим вниманием 250 организаций-участников. Впрочем, на всех мероприятиях салона студентов и школьников было гораздо больше, чем ученых мужей. Только ради них стоило все это устраивать. Между прочим, раньше всех о своем будущем задумались в Железногорском НПО ПМ имени академика Решетнева. Казалось бы, зачем - портфель заказов полон, спутники, рожденные в Железногорске, уходят на орбиту с завидной регулярностью. На САКС-2002 было объявлено о создании второго поколения спутников системы Глонасс -Глонасс-М и разработке следующего поколения -Глонасс-К. Сейчас специалисты НПО ПМ разрабатывают 10 новых проектов спутников! И снижать подобные темпы они в будущем не собираются. Вот зачем им так важно привлечь к своим стендам, а потом и в аудитории СибГАУ юные светлые головы.

Любой авиасалон имеет видимую сторону - аэрошоу, стенды, выставки авиационной техники и приветственные речи. Но одновременно в кабинетной тиши шлифуются контракты и соглашения, которые и определят в ближайшем будущем магистральный путь развития авиационно-космического комплекса Сибири. Лишь за один день, 8 декабря, было подписано несколько договоров, соглашений и контрактов на аренду или покупку новой авиационной техники. Так, авиакомпания "Красэйр" обнародовала свои планы пополнения парка воздушных судов в 2003-2005 годах двумя "Боингами-67", двумя Ту-334 и по меньшей мере двумя Ту-204, не считая ранее заявленных МD-83. Авиакомпания "Сибавиатранс" намерена заменить на воздушных трассах Ан-24 на российско-украинский Ан-140.

Изюминкой на САКС-2002 стали харьковские самолеты Ан-74-300 и Ан-140. Первый из них - глубокая модернизация хорошо знакомого самолета Ан-74, ставшего незаменимым в Арктике благодаря своей способности взлетать и садиться на короткие ВПП. Ан-74-300 отличается от базовой модели расположением двигателей - они установлены на пилонах под крылом, благодаря чему машина стала гораздо экономичнее. Самолет оснащен самой современной авионикой и полностью соответствует требованиям ИКАО. Вторая новинка, Ан-140 - совместная разработка авиаконструкторов Украины и России. Именно этот самолет нужен на региональных воздушных трассах Сибири, как говорится, до зарезу. Он надежен, экономичен, чертовски красив и (что сейчас крайне немаловажно) почти бесшумен. В субботу все зрители аэрошоу в аэропорту Емельяново могли сами в этом убедиться. А красноярская авиакомпания "Красэйр" презентовала на САКСе свою систему организации маршрутной сети АСТРА. Узловой принцип развития маршрутной сети не нов, но в России традиционно развивался лишь один авиатранспортный узел - столичный. За полтора года существования АСТРА два миллиона пассажиров воспользовались ее услугами. Количество пассажиров, вылетающих из аэропорта Красноярск, выросло за год на 110 процентов (у ближайших соседей в Новосибирске и Иркутске рост всего на 25 процентов). Однако это лишь цветочки - ягодки в виде роста транзитного пассажиропотока через красноярский аэроузел ожидаются в ближайшей перспективе.

Итак, второй авиакосмический салон завершил свою работу, он ясно показал, что наш край является надежным плацдармом для многих перспективных экономических проектов, в том числе и в космической сфере. Хватило бы только сил и настойчивости для их реализации, тем более что третий САКС уже запланирован на 2004 год.

"КУКиш в кармане".

("Комок", 10.12.02, Василий Казарин)

Нас снова хотят надуть.

Не исключено, что Олег Мисевра пожелает сделать нам подарок: вернет в краевую собственность и КУК, и разрезы. И наградит нас пустышкой.

У края еще есть некоторые экономические перспективы. Они связаны с тем, что пока отняли не все. Есть шанс. Могут отнять все. Но кое-что при этом вернут. За ненадобностью.

В начале сентября в Москве по адресу Шаболовка, 2 зарегистрированы две новых компании: 000 "Красноярскуголь" (учреждена 19 августа 2002 г. - не путать с Красноярской угольной компанией!) и 000 "Бородино" (5 августа 2002 г.). Учредители первой - угольные разрезы Березовский-1 и Назаровский, второй - компания "Востсибуголь" и разрез Бородинский. Уставный капитал и там, и там составил 100 тысяч рублей и поделен поровну между учредителями. Предприятия-учредители входят в СУЭК "Байкал-уголь", сама она является структурным подразделением "МДМ-группы".

После этого руководство всех трех красноярских угольных разрезов письменно обратилось в Министерство природных ресурсов РФ с просьбой переоформить лицензии на право разработки и добычи угля на упомянутые 000 со столичной пропиской. После этого так же синхронно родились ходатайства и договоры о передаче всего имущественного комплекса разрезов: Березовского и Назаровского - "Красноярскуглю", Бородинского - почти одноименному 000. К договорам прилагается перечень передаваемого имущества.

Как только лицензии на недропользование переходят из края к столичным 000, те автоматически занимают доминирующее положение на российском рынке добычи бурого угля. Ну а перешедший в собственность имущественный комплекс довершает дело. В распоряжении разрезов и края не остается вообще ничего. В собственности края, впрочем, и так ничего не осталось от отрасли. Не исключено, что президент СУЭК Олег Мисевра пожелает сделать нам подарок: вернет в краевую собственность и КУК, и разрезы. Мотив может прозвучать примерно такой: мы, дескать, поговорили с Хлопониным, я проникся - нехорошо вести себя плохо на завоеванной территории, вернем красноярцам их достояние. И наградит нас пустышкой, обремененной кучей обязательств и одуревшими от частой смены кадров (в буквальном и киношном смысле) рабочими.

Красноярский край - единственный в стране регион, где антимонопольный орган явочным порядком ввел контроль за ценами на уголь. Какое-то время цены стояли на одном уровне только потому, что "Росуглесбыт" - главный трейдер СУЭК - и прочие инстанции не могли представить внятного обоснования необходимости их повышения. Если лицензии и активы уйдут в Москву, контроль будет утрачен. В первую очередь - над ценами. Уголь станет стоить для наших потребителей столько, сколько захотят в Москве.

Пока процесс удалось приостановить. Южно-Сибирское антимонопольное управление воспользовалось статьей 18 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынке". Она гласит, что передача более чем 10% активов такого рода предприятий должна быть согласована с антимонопольным ведомством. ЮСТУ МАЛ предупредило Мисевру: сделка может быть признана недействительной. Тот задумался.

Возможны два сценария дальнейшего развития событий. У антимонопольного управления с новой администрацией края подписано соглашение о взаимодействии. Совместными усилиями, если понадобится - с привлечением судебных инстанций, возможно, удастся предотвратить готовящуюся акцию.

Второй сценарий - негативный. "МДМ" не раз доказывала, что в группе работают хорошие специалисты, способные выйти из любой ситуации так, как это выгодно работодателям. Поскольку активы "МДМ-группы" достаточно велики, контроль над ситуацией может перейти из Южно-Сибирского управления непосредственно в Министерство по антимонопольной политике. Дело техники - убедить столичных чиновников в целесообразности передачи лицензий и имущества красноярских разрезов.

Многое, как видно, зависит от того, как поведут себя новый красноярский губернатор и его чиновники. Впрочем, на чиновников, по крайней мере, тех, что сохранили свои кресла с прежних времен, надежда слабая. Не относящаяся напрямую к теме, но характерная деталь. Читатели наверняка помнят шумные разборки в ЗС по поводу якобы принадлежащих краю и переданных в доверительное управление 18,6% акций КУК. Глава Комитета по управлению госимущества (КУГИ) Андрей Фурса тогда сильно обиделся на спикера Усса и покинул заседание. На самом деле, как сказано выше, краю давно не принадлежит ничего. Ни одной акции угольной компании. В феврале этого года в КУГИ были подписаны передаточные документы, в результате чего все 100% акций КУК перешли в собственность "МДМ". Это - факт. Прочее - не более чем одурачивание публики. В том числе той ее части, что сидит в Сером доме.

regnum
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован