1. Нагорно-карабахское урегулирование: проблемы и перспективы
- Объективный анализ состояния армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха убедительно свидетельствует о том, что ожидать какого-либо прогресса в нем немыслимо без хотя бы минимального сближения позиций сторон. Однако на сегодняшний день они взаимоисключающие.
Так, по словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, основным условием нормализации конфликта является безусловное освобождение армянской стороной всех оккупированных территорий. Проблема же определения статуса Карабаха и предоставления автономии тех или иных полномочий будет решаться, как он подчеркивает, только после вывода из области всех иностранных войск. При этом в Баку не исключают возможности, что "Азербайджан может вернуть свои земли военным путем". Буквально на днях Ильхам Алиев заявил, что "в военном смысле Азербайджан является самым сильным государством в регионе. Армения должна это осознать и добровольно вывести войска из не принадлежащей ей земли. Тогда войны не будет".
Столь же категоричной является и позиция Еревана. Как заявляет президент Армении Роберт Кочарян, его республика не возражает против факта признания территориальной целостности Азербайджана, но только с момента развала СССР, когда "на территории Азербайджанской ССР возникло два государства - Азербайджан и Нагорный Карабах, который никогда не был в составе независимого Азербайджана". По словам армянского лидера, речь на мирных переговорах может идти об освобождении занятых районов собственно Азербайджана, но никак не о карабахских землях. При этом Армения готова в любой момент защитить Нагорный Карабах. "Армянская сторона должна быть всегда готова противостоять напряженности в отношениях с Азербайджаном. Внимание, уделяемое нами вооруженным силам Армении и оборонной системе, свидетельствует о том, что мы не спим и готовы ответить возможной угрозе в любой момент", - подчеркнул недавно Роберт Кочарян.
Следует отметить, что и Баку, и Ереван высоко оценивают посредническую роль России и Минской группы ОБСЕ в разрешении конфликта и считают, что пока нет какого-либо другого механизма, который мог бы заменить ее на переговорах. Вместе с тем обе стороны не возражают и против более активного задействования в миротворческом процессе "европейского фактора", а также североатлантических структур безопасности. Что же касается самих переговоров, то они достаточно конфиденциальны, идут за закрытыми дверями, а их участники, чтобы не вызывать либо лишних эмоций, либо лишних надежд, стараются, как правило, держать результаты дискуссий более или менее в стороне от общего внимания.
В этой связи напрашивается вывод, что затягивание переговоров по мирному урегулированию в Нагорном Карабахе, сохранение статус-кво выгодно всем сторонам-участникам конфликта - Армении, Азербайджану и непризнанной Нагорно-Карабахской республике. У них всех наблюдается экономический рост: в Азербайджане за счет нефтедолларов, Армении - развития сферы высоких технологий, Нагорном Карабахе он обеспечивается военным порядком, жесткой вертикалью власти в сочетании с демократическими правами и свободами. А главное - несмотря на воинственную риторику, которая постоянно раздается по обе стороны конфликта, все понимают, что силовое решение проблемы не имеет будущего, что война приведет к непредсказуемым катастрофическим последствиям для всего региона. Поэтому, на мой взгляд, нет необходимости насильно подталкивать участников конфликта к его разрешению, искусcтвенно ускорять миротворческий процесс. Следует подождать, пока в Армении и Азербайджане не созреет понимание того, дальнейшее затягивание конфликта вредно для всех сторон. Сколько это займет времени, трудно сказать. Возможно, до тех пор, когда у власти окажется новое поколение.
Естественно, при этом желательно избегать различных провокаций, обвинений, резких выпадов друг в друга. Кстати, 4 сентября Баку обвинил Ереван в том, что армянские войска обстреляли позиции азербайджанских вооруженных сил в регионах Агдам и Физули около границы с Нагорным Карабахом. При этом при обстреле погибли два человека. Представители Нагорного Карабаха и Армении опровергли информацию азербайджанской стороны. "Обвинения Азербайджана в нарушении перемирия с нашей стороны являются ложными", - заявило министерство обороны Армении. Сейчас Баку обвиняет Ереван в том, что в армянской армии служат иранцы и что "Армения разместила на оккупированных территориях Азербайджана значительную часть военного арсенала, не прошедшего регистрацию".Такие обвинения и вымыслы могут создать неконтролируемую ситуацию и, в конечном счете, привести к возобновлению военных действий.
Во многом ситуация вокруг Нагорного Карабаха будет зависеть и от действий третьих стран. Как известно, США, проводя политику закрепления на Кавказе и вытеснения с него России, уже неоднократно выражали свою готовность сыграть более активную роль в разрешении конфликта. При этом ни Вашингтону, ни Брюсселю война в регионе не нужна. Не трудно предположить, что если начнутся боевые действия, то и нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум превратятся в погребальные костры. Чего-чего, а опыта партизанской борьбы карабахцам не занимать. Конечно же, Россия не должна уступать своих позиций и в регионе, и в урегулировании конфликта. Для этого она должна активизировать двухсторонние связи и с Арменией, и с Азербайджаном. Кстати, будучи министром обороны, Сергей Иванов не исключал возможности появления в Нагорном Карабахе российских миротворческих сил. Для гарантирования, как он подчеркнул, выполнения всех политических договоренностей, которые рано или поздно будут достигнуты.
Так что, на мой взгляд, сохранение статус-кво - наиболее рациональный подход к современной ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Но те, кто развязывают конфликты, не всегда руководствуются рациональными мотивами.
2. ГУАМ - субрегиональная группировка на постсоветском пространстве как проводник интересов НАТО на Кавказе.
- У меня нет ни малейшего сомнения, что ГУАМ создавалась с целью ограничить распространение влияния России на Кавказ. Эта политика началась Соединенными Штатами и, естественно, Североатлантическим альянсом в 1991 году сразу после развала Советского Союза и значительно активизировалась с середины 1990-х годов, когда Россия встала с колен и приступила к восстановлению утраченных позиций на постсоветском пространстве, в том числе на Кавказе. К тому времени этот регион уже приобрел для Соединенных Штатов немалое значение. И, прежде всего, из-за энергетических ресурсов Каспия, которые, как известно, составляют примерно 186 млрд. баррелей нефти. Конечно же, Каспийский регион не может быть энергетической альтернативой арабским нефти, однако значительно облегчить для Запада ее бремя ему под силу.
С изменением геополитической ситуации в мире и восстановлением Россией своих сил Кавказ стал играть в политике США и НАТО еще большую роль. В том числе и из-за своего выгодного стратегического положения. Он позволяет контролировать все южное подбрюшье России, через него осуществляется выход в Центральную Азию, закрепившись в которой можно держать под прицелом западные регионы Китая, он является удобным плацдармом для агрессии против Ирана и проведения американской политики на Ближнем Востоке. Все это и предопределило необходимость создания такой организации, с помощью которой можно было бы реализовывать все эти планы на практике.
Об этом свидетельствует и тот факт, что при ГУАМе существуют специальный форум, которого нет ни в одной организации на постсоветском пространстве - ГУАМ - США. На нем идет согласование общих действий и единой политики. Как заявил в ходе недавнего саммита ГУАМ, состоявшегося в Баку, советник госсекретаря США Денк Краммер, на этих встречах обсуждаются вопросы отношений и сотрудничества между США и ГУАМ. При этом он подчеркнул, что США не намерены присоединяться к ГУАМ, потому что это - региональная организация. "Мы удовлетворены статусом наблюдателя в ГУАМ и поддерживаем ее развитие. США выражают удовлетворение по поводу дальнейшего укрепления и повышения авторитета ГУАМ", - сказал советник госсекретаря США.
В документе по итогам встречи ГУАМ-США сказано, что США выражают свою поддержку долгосрочному развитию ГУАМ, а также мирному разрешению конфликтов и территориальной целостности стран ГУАМ в рамках международно-признанных границ. Американская делегация поддерживает усилия по обеспечению ядерной безопасности и осуществлению мультимодальных грузоперевозок. Страны ГУАМ выразили свою благодарность правительству США за финансовую и техническую поддержку организации. США выразили готовность оказать финансовую помощь для деятельности только что созданного секретариата ГУАМ. Стороны также выразили удовлетворение реализацией рамочной программы по созданию Виртуального центра ГУАМ, Виртуального центра правоохранительных органов и Транспортных проектов. В то же время стороны выразили готовность укреплять сотрудничество в сфере борьбы с международным терроризмом, развития Евроазиатских Транскаспийских связей, обеспечивать энергетическую безопасность через диверсификацию поставок энергоресурсов, создать инфраструктуры для транспортировки нефти и газа.
В настоящее время ГУАМ превращается в координационный центр, основное внимание которого уделяется вопросам добычи и транспортировки энергоресурсов, обеспечении безопасности государств-участников. Можно сказать, что большое внимание деятельности ГУАМ будет уделять и Европейский Союз, который, в свою очередь, преследует собственные интересы. Безусловно, вопрос о транспортировке энергетических ресурсов из акватории Каспия в страны ЕС, согласно проекту "Набукко", вызывает повышенный интерес у представителей Европейского Союза, в силу того, что основные транспортные магистрали располагаются по территории стран-членов ГУАМ. Во время работы бакинского саммита президент Украины Виктор Ющенко предложил использовать страны ГУАМ в качестве транспортного коридора для поставок каспийской нефти на европейский рынок. В этом странам-участникам организации будет помогать Европейский Союз, который запланировал в ближайшие три года предоставить финансовую помощь Украине в размере 494 млн., Молдавии 209 млн., Грузии 120 млн., Азербайджану 95 млн. евро.
Одной из немногих тем, по которой странам ГУАМ пока не удается найти общего знаменателя, является вопрос обеспечения безопасности. В 2006 году состоялось заседание министров обороны ГУАМ, на котором руководители оборонных структур обсуждали вопросы совместного взаимодействия перед возможными угрозами. На заседании министры обороны пытались выработать решения по таким ключевым вопросам, как обеспечение национальной безопасности, работа в области ликвидации каналов наркотрафика, борьба против неправительственных радикальных организаций, обеспечение безопасности прокладки трубопроводов. Тем более что этими темами вплотную интересуются представители НАТО и военного комплекса США.
Сейчас в ГУАМ обсуждается вопрос о создании батальона миротворческих сил численностью в 530 человек. Как планируется, каждое государство будет представлено в составе миротворческих сил одной ротой. Уже объявлено, что батальон ГУАМ будет выполнять миссии в зонах конфликтов по мандату миротворческих сил ООН. Сферой его деятельности, не скрывают в ГУАМ, могут стать и конфликты на постсоветском пространстве, что на практике означает замену российских миротворческих сил в Преднестровье, зонах грузино- абхазского и грузино- южноосетинского конфликтов, что может стать началом вытеснения России из этих регионов.
Вообще, в ближайшее время стоит ожидать конкретных действий, направленных не только на поддержку энергетической безопасности стран-членов ГУАМ, но и на уменьшение влияния России на Кавказе, Каспийском и Черном морях. Конечно, эффективность этой политики во многом будет определяться деятельностью каждой страны ГУАМ в отдельности. Как известно, антироссийская направленность организации привела к выходу из нее Узбекистана. Что касается Азербайджана, то основа его отношений с Россией пока не подвержена геополитической конъюктуре. Во всяком случае он не сместил все аспекты своей политики в сторону Запада. Хотя нельзя не видеть, что Баку стремится, и в целом, небезуспешно, занять свою нишу в фарватере евроатлантистской стратегии в регионе, апробируя роль южного моста в региональном сотрудничестве, охватывающем ареал Каспийского, Черноморского и Балтийского бассейнов. Понятно, что главную роль в этих процессах будут играть транспортно-коммуникационные и энергетические проекты, завязанные на Азербайджане. Поэтому Баку и далее будет закреплять за собой выгодные стратегически и экономически позиции связующего звена между Европой и Азией.
Грузия же однозначно определилась со своими внешнеполитическими приоритетами, избрав своей целью интеграцию в натовские и европейские структуры. На саммите в Баку президент Грузии Михаил Саакашвили не раз подчеркивал, что страны-члены ГУАМ являются участниками программы НАТО под названием "Партнерство ради мира" - проект проведения совместных боевых военных операций НАТО с государствами, не являющимися его членами. Более того, он отметил, что ГУАМ представляет собой более серьезную и развитую организацию чем СНГ по числу реализованных и осуществляемых в настоящее время проектов. Виктору Ющенко оставалось лишь позавидовать оптимизму своего грузинского коллеги - шаткое внутриполитическое положение в Киеве пока не позволяет украинскому президенту в полной мере заявлять о своих внешнеполитических приоритетах.
В любом случае страны-участники ГУАМ представляют собой единый блок (союз), направленный на ограничение политического, экономического, культурного влияния Москвы.
Борис Усвяцов - академик, вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
02.10.2007 г.
http://mdiplomat.ru