Объём лизингового рынка в 2018 году превысил 1,35 трлн рублей, а объём нового бизнеса топ-100 лизинговых компаний составил 1276 млрд рублей. Таким образом, рынок второй год подряд превышает исторический максимум. Поддержку рынку обеспечили сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга, совокупная доля которых в общем объёме нового бизнеса составляет 61,1%. Более 80% совокупного прироста объёма нового бизнеса участников рэнкинга обеспечили 10 государственных компаний, которые упрочили доминирование на рынке. Впервые проведённый анализ практики закупок лизинговых услуг корпоративными заказчиками показал, что наиболее час¬то неценовые критерии оценки лизинговых компаний используются для закупок лизинга оборудования, строительной техники и автомобилей.

Объём нового бизнеса участников рэнкинга топ-100 лизинговых компаний России за 2018 год вырос на 26%.. По оценкам RAEX, совокупный объём лизингового рынка в России в 2018 году превысил 1,35 трлн рублей, что стало новым историческим рекордом. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 38% и достигла 1,9 трлн рублей, что поз¬волило лизинговому портфелю участников рэнкинга достигнуть 3,9 трлн рублей на 01.01.2019. Сдерживающее влияние на рост рынка оказало отсутствие крупных сделок в четвёртом квартале 2018 года, на который пришлось порядка 24% годового объёма нового бизнеса участников рэнкинга. В 2016 и 2017 годах в последнем квартале было заключено более трети всех сделок.
Основными драйверами роста рынка стали сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга. Отсутствие крупных сделок в четвёртом квартале 2018 года обусловило замедление темпов роста сегмента лизинга железнодорожной техники по сравнению с 2017 годом — со 111% до 59%. Тем не менее, сегмент рос опережающими темпами, а доля ж/д лизинга в совокупном объёме нового бизнеса увеличилась на 5,5 пунктов до 26,3%. Автолизинг также среди лидеров по темпам роста нового бизнеса участников рэнкинга: лизинг грузового автотранспорта вырос на 19,5%, а легкового — 34,1% (плюс 26% к 2017 году в целом для сегмента).
Крупнейшим розничным сегментом по-прежнему является автолизинг. Его доля в совокупном объёме нового бизнеса участников рэнкинга топ-100 лизинговых компаний составила без малого 35%. В отличие от 2017 года в сегменте автолизинга опережающими темпами рос лизинг легкового автотранспорта (34,1% по сопоставимым данным). Таким образом, доля грузового транспорта в совокупном объёме нового бизнеса в сегменте сократилась по сравнению с 2017 годом на 3 процентных пункта до 54%. Наиболее значительно (с 18,2% до 12,8%) сократилась доля авиационного лизинга, что было связано с отсутствием крупных сделок во втором полугодии 2018 года.
Доля оперативного лизинга в новом бизнесе участников рэнкинга вернулась к уровню показателя 2014 года (около 9%). Почти двукратный рост показателя доли оперативного лизинга, зафиксированный по итогам 2017 года, был связан не с реализацией долгосрочной тенденции, а с ситуативным увеличением объёмов изъятия имущества рядом компаний из топ-5 рэнкинга и его передачей в оперативный лизинг в 2017 году. При этом, как и в прошлом году, наибольшую долю нового бизнеса в сегменте операционного лизинга сформировали сделки с авиационной и железнодорожной техникой.
Государственные компании упрочили доминирование на лизинговом рынке. Доля компаний с государственным участием совокупном объёме нового бизнеса участников рэнкинга по сравнению с 2017 годом увеличилась на 3,6 процентных пункта до 55,1%. Новый бизнес компаний с государственным участием увеличивался в 2018 году опережающими темпами — на 30,8% по сравнению с 26% в среднем для всех участников рэнкинга. Компании с госучастием обеспечили более 80% совокупного прироста нового бизнеса участников рэнкинга, в топ-10 которого вошли сразу 5 госкомпа¬ний. При этом концентрация топ-10 компаний в сумме новых договоров в 2018 году по сравнению с прошлогодним показателем выросла с 65% до 73%.
Общепринятая практика использования неценовых критериев оценки заявок при проведении конкурентных закупок услуг лизинга не сформировалась. По опубликованным в Единой информационной системе в сфере закупок данным, в проведённых в соответствии с 223-ФЗ в 2016–2018 годах закупках услуг лизинга заказчики использовали 26 различных неценовых критериев оценки заявок участников. В то же время, при проведении закупок в наиболее массовых сегментах — спецтехники, автолизинга и лизинга оборудования, заказчики для оценки квалификации, деловой репутации и финансовой устойчивости лизинговых компаний использовали до 20 до 12 раз¬лич¬ных критериев.
Наиболее часто корпоративные заказчики из числа государственных компаний и государственных корпораций используют неценовые критерии оценки при проведении конкурентных закупок лизинга оборудования, строительной и дорожно-строительной техники, автолизинга. В то же время, в процедурах закупок услуг лизинга данных видов имущества неценовые критерии обладали наибольшим весом по сравнению с закупками лизинга прочих видов имущества. При этом в крупных сделках (свыше 1 млрд рублей) неценовые критерии используются реже, чем в средних и мелких сделках. Исключение составляют закупки лизинга железнодорожной техники, производственного и специального оборудования, а также авиализинга.
В рамках круглого стола представители крупнейших лизинговых компаний России, ТПП России, а также заинтересованных органов государственной власти обсудили наиболее острые вопросы реформы государственного регулирования отрасли. Также на круглом столе впервые были представлены результаты исследования практики проведения закупок лизинговых услуг корпоративными заказчиками.