Круглый стол «Рынок лизинга: итоги 2018 года»

Объём лизингового рынка в 2018 году превысил 1,35 трлн рублей, а объём нового бизнеса топ-100 лизинговых компаний составил 1276 млрд рублей. Таким образом, рынок второй год подряд превышает исторический максимум. Поддержку рынку обеспечили сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга, совокупная доля которых в общем объёме нового бизнеса составляет 61,1%. Более 80% совокупного прироста объёма нового бизнеса участников рэнкинга обеспечили 10 государственных компаний, которые упрочили доминирование на рынке. Впервые проведённый анализ практики закупок лизинговых услуг корпоративными заказчиками показал, что наиболее час¬то неценовые критерии оценки лизинговых компаний используются для закупок лизинга оборудования, строительной техники и автомобилей.

ВЫВОДЫ

Развитие МСБ

Объём нового бизнеса участников рэнкинга топ-100 лизинговых компаний России за 2018 год вырос на 26%.. По оценкам RAEX, совокупный объём лизингового рынка в России в 2018 году превысил 1,35 трлн рублей, что стало новым историческим рекордом. Сумма новых лизинговых договоров по итогам прошлого года увеличилась на 38% и достигла 1,9 трлн рублей, что поз¬волило лизинговому портфелю участников рэнкинга достигнуть 3,9 трлн рублей на 01.01.2019. Сдерживающее влияние на рост рынка оказало отсутствие крупных сделок в четвёртом квартале 2018 года, на который пришлось порядка 24% годового объёма нового бизнеса участников рэнкинга. В 2016 и 2017 годах в последнем квартале было заключено более трети всех сделок.

Основными драйверами роста рынка стали сегменты лизинга железнодорожной техники и автолизинга. Отсутствие крупных сделок в четвёртом квартале 2018 года обусловило замедление темпов роста сегмента лизинга железнодорожной техники по сравнению с 2017 годом — со 111% до 59%. Тем не менее, сегмент рос опережающими темпами, а доля ж/д лизинга в совокупном объёме нового бизнеса увеличилась на 5,5 пунктов до 26,3%. Автолизинг также среди лидеров по темпам роста нового бизнеса участников рэнкинга: лизинг грузового автотранспорта вырос на 19,5%, а легкового — 34,1% (плюс 26% к 2017 году в целом для сегмента).

Крупнейшим розничным сегментом по-прежнему является автолизинг. Его доля в совокупном объёме нового бизнеса участников рэнкинга топ-100 лизинговых компаний составила без малого 35%. В отличие от 2017 года в сегменте автолизинга опережающими темпами рос лизинг легкового автотранспорта (34,1% по сопоставимым данным). Таким образом, доля грузового транспорта в совокупном объёме нового бизнеса в сегменте сократилась по сравнению с 2017 годом на 3 процентных пункта до 54%. Наиболее значительно (с 18,2% до 12,8%) сократилась доля авиационного лизинга, что было связано с отсутствием крупных сделок во втором полугодии 2018 года.

Доля оперативного лизинга в новом бизнесе участников рэнкинга вернулась к уровню показателя 2014 года (около 9%). Почти двукратный рост показателя доли оперативного лизинга, зафиксированный по итогам 2017 года, был связан не с реализацией долгосрочной тенденции, а с ситуативным увеличением объёмов изъятия имущества рядом компаний из топ-5 рэнкинга и его передачей в оперативный лизинг в 2017 году. При этом, как и в прошлом году, наибольшую долю нового бизнеса в сегменте операционного лизинга сформировали сделки с авиационной и железнодорожной техникой.

Государственные компании упрочили доминирование на лизинговом рынке. Доля компаний с государственным участием совокупном объёме нового бизнеса участников рэнкинга по сравнению с 2017 годом увеличилась на 3,6 процентных пункта до 55,1%. Новый бизнес компаний с государственным участием увеличивался в 2018 году опережающими темпами — на 30,8% по сравнению с 26% в среднем для всех участников рэнкинга. Компании с госучастием обеспечили более 80% совокупного прироста нового бизнеса участников рэнкинга, в топ-10 которого вошли сразу 5 госкомпа¬ний. При этом концентрация топ-10 компаний в сумме новых договоров в 2018 году по сравнению с прошлогодним показателем выросла с 65% до 73%.

Общепринятая практика использования неценовых критериев оценки заявок при проведении конкурентных закупок услуг лизинга не сформировалась. По опубликованным в Единой информационной системе в сфере закупок данным, в проведённых в соответствии с 223-ФЗ в 2016–2018 годах закупках услуг лизинга заказчики использовали 26 различных неценовых критериев оценки заявок участников. В то же время, при проведении закупок в наиболее массовых сегментах — спецтехники, автолизинга и лизинга оборудования, заказчики для оценки квалификации, деловой репутации и финансовой устойчивости лизинговых компаний использовали до 20 до 12 раз¬лич¬ных критериев.

Наиболее часто корпоративные заказчики из числа государственных компаний и государственных корпораций используют неценовые критерии оценки при проведении конкурентных закупок лизинга оборудования, строительной и дорожно-строительной техники, автолизинга. В то же время, в процедурах закупок услуг лизинга данных видов имущества неценовые критерии обладали наибольшим весом по сравнению с закупками лизинга прочих видов имущества. При этом в крупных сделках (свыше 1 млрд рублей) неценовые критерии используются реже, чем в средних и мелких сделках. Исключение составляют закупки лизинга железнодорожной техники, производственного и специального оборудования, а также авиализинга.

• Позиции участников

Воронцов Андрей Николаевич
Воронцов Андрей Николаевич
заместитель директора департамента финансовой политики Министерства финансов РФ
В проекте закона «О лизинге», по нашей оценке, должны быть изменены ко второму чтению критерии вхождения в госреестр лизинговых компаний. Предложено исключить такой критерий как прямая или косвенная аффилированность с государством. Единственным критерием вхождения в реестр и побудительным мотивом вхождения в реестр для лизинговых компаний, по нашей оценке, может стать заинтересованность в получении мер господдержки
Гамза Владимир Андреевич
Гамза Владимир Андреевич
председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ
Президент в своем майском указе поставил задачу увеличить в два раза несырьевой экспорт, и все министерства, включая Минпромторг, кинулись выполнять ее с большим рвением. В связи с тем, что ресурс ограничен, из программ внутреннего субсидирования деньги будут переброшены на программы субсидирования экспорта и импортозамещения
Добровольский Владимир Павлович
Добровольский Владимир Павлович
заместитель генерального директора ГТЛК
Говорят, что государство нам помогает. Но у нас все вложения в капитал — это вложения в те сегменты, в которые ни одна коммерческая структура не пошла. А мы, ГТЛК, не идем в те сегменты, например, в автолизинг, где, как мы понимаем, должны работать коммерческие структуры
Енькова Ольга Алексеевна
Енькова Ольга Алексеевна
управляющий директор ГК «Альфа-Лизинг»
Сравнивать напрямую лизинг и банковское кредитование в принципе не очень корректно, просто потому что лизинг – это в первую очередь риск на актив. Весь лизинговый портфель обеспечен активами. Вопрос корректности определения стоимости этих активов
Киркоров Алексей Николаевич
Киркоров Алексей Николаевич
финансовый директор «Сбербанк Лизинг»
Регулятор уже три года собирает данные о нас, в основном количественные показатели. На основании этих данных он делает выводы. Например, самый печальный вывод - что лизинговый рынок системно убыточен. Для нас это страшный вывод. Обычно, если такие выводы делаются, они подтверждаются какими-то публикациями. Но, к сожалению, никаких публикаций не было. Как был сделан вывод – непонятно
Купринов Антон Эдуардович
Купринов Антон Эдуардович
исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы
Гарантии региональных фондов по лизинговым договорам — это инициатива снизу, её никто не промоутирует сверху. Регионы сами пытаются диверсифицировать свою деятельность и найти приложение своему капиталу не только в сфере чистых кредитов, но и в других продуктах, в том числе и в лизинге. Нужно сказать, что это тема по-прежнему не очень хорошо идет в силу ряда причин, но с мертвой точки она сдвинулась
Курдомонов Дмитрий Владимирович
Курдомонов Дмитрий Владимирович
управляющий директор «Хомнет Лизинг»
Как определить уровень полезной автоматизированности лизинговой компании? Лизингополучатель не эксперт в автоматизации. Он может почувствовать только тот уровень сервиса, который лизинговая компания ему предоставляет. На мой взгляд, только с этой точки зрения можно оценивать эффект от автоматизации
Мухамедов Рустем
Мухамедов Рустем
генеральный директор «РЕГИОН Лизинг»
На наш взгляд, качество лизингового портфеля меняется. Мы оцениваем эти изменения как достаточно существенные, поэтому система риск-менеджмента нашей компании сейчас пересматривает свои критерии оценки проектов в сторону ужесточения. К сожалению, может быть, для рынка, для клиентов, мы более строго оцениваем клиентов, и количество отказов от сделок у нас растёт
Нестерова Ирина Анатольевна
Нестерова Ирина Анатольевна
руководитель департамента рисков ГК «ВТБ Лизинг»
Программа льготного автолизинга действует, как мы помним, с 2015 года. За все эти годы она доказала свою эффективность, востребованность, в том числе со стороны малого и среднего бизнеса. Однако выделенный в 2019 году бюджет в 1,4 раза меньше, чем в предыдущий год. Рынок показывает, что эти программы крайне важны, они увеличивают продажи коммерческой техники, оказывают поддержку производителям отечественной спецтехники и, в конечном итоге, снижают транспортные издержки в экономике
Федосеева Татьяна Анатольевна
Федосеева Татьяна Анатольевна
заместитель генерального директора АО «Росагролизинг»
В начале этого года мы перезапустили программу по обновлению парка техники, которая действовала у нас с 2011 года. Изменили условия, расширили номенклатуру поставляемой техники. При этом также отменили квотирование, которое было со стороны регионов, в частности через Минсельхоз определялся объем необходимой техники на регион
Царев Евгений Маркович
Царев Евгений Маркович
председатель подкомитета ТПП РФ по лизингу, директор НП Лизинговый Союз
Мы заинтересованы в том, чтобы не форсировать события, и хотим, чтобы второе чтение закона «О лизинге» состоялось не раньше июля. Результат будет в мае месяце, когда появится подписанное заключение ко второму чтению

• Значимость проекта

В рамках круглого стола представители крупнейших лизинговых компаний России, ТПП России, а также заинтересованных органов государственной власти обсудили наиболее острые вопросы реформы государственного регулирования отрасли. Также на круглом столе впервые были представлены результаты исследования практики проведения закупок лизинговых услуг корпоративными заказчиками.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован