На портале Виперсон.ру размещена статья Мамедова Низами Мустафа оглы “К 110-летию Юсуфа Мамедалиева”. Судя по-всему, Юсуф Мамедалиев был незаурядным человеком, вся жизнь которого заслуживает уважения. Это, в свою очередь, заставляет относиться к нему с должным почтением и, главное, исключает необходимость приписывать заслуги, к которым он не имел никакого отношения. В противном случае человеку оказывается “медвежья услуга”.
В этой связи в статье г-на Мамедова нас заинтересовал следущий отрывок: “Велик был вклад Мамедалиева в борьбе с немецкими танками. Он видел в картинах кинохроники, слышал от очевидцев безнаказанность немецких танкистов. Потери Советской Армии в начале войны сказывались также на нехватке противотанковых орудий. Немецкие танки безнаказанно разрушали дома, утюжили окопы, охотились за людьми. Мамедалиев представлял ужас, который охватывал безоружного перед танком человека. И он предложил очень эффективное средство для борьбы с ними: синтезированную по его методике горючую смесь, 200 миллилитров которой было достаточно, чтобы превратить любой танк в горящий факел. Так появился знаменитый «коктейль Молотова», гроза немецких танков. Образное название им дал Уинстон Черчилль, который впервые услышал от Молотова, что в СССР изобретено такое средство уничтожения танков. Во время войны в СССР по технологии Мамедалиева был реализован массовый выпуск таких “коктейлей”.
Мы не знаем, откуда г-н Мамедов получил эту информацию, но ни в одном из источников нет сведений о том, что горючую смесь для “коктейля Молотова” синтезировал Юсуф Мамедалиев. Общеизвестно, что сосуды с горючей смесью в качестве оружия использовали еще древние греки. Во время войны за независимость сосуды с зажигательной смесью применяли кубинские повстанцы в борьбе с испанцами. Во время Первой мировой войны зажигательные снаряды сбрасывали с аэропланов русские летчики. Бутылки с зажигательной смесью широко использовались в Испании в 1936 году и в ходе боевых действий у озера Хасан в 1938 году. Весьма преуспели в применении “коктейля Молотова” финны в советско-финской войне 1939-1940 годов. Некоторые источнике даже утверждают о приоритете финской промышленности в изобретении и массовом производстве этого оружия.
В самом начале Великой Отечественной войны зажигательные бутылки, наполненные бензином (sic!), применяли в связи с острой нехваткой противотанковых средств. Маршал И.Х. Баграмян вспоминал о первых неделях войны на Юго-Западном фронте: “Не хватало артиллерии, встречали их (германские танки) связками гранат. К сожалению, и гранат не всегда было достаточно. Тогда вспомнили об опыте республиканцев Испании, стали собирать бутылки, наполнять их бензином... оружие простое, но в смелых и умелых руках довольно эффективное”. Но уже в августе 1941 года в Саратове А. Качугин и П. Солодовник разработали самовоспламеняющуюся смесь. Смесь состояла из бензина, керосина и лигроина.
Такова правда. Зачем ее искажать? Впрочем, возможно, у г-на Мамедова есть другие, более достоверные данные. Надо их сообщить широкой общественности!
А.Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон.ру)