Русский язык в школе: зачем и чему учить
Наша школа, авторы учебников, учителя русского языка понимают необходимость учить "сознательному использованию языковых средств для точного выражения мысли и чувства". Именно такой акцент в преподавании русского языка предусмотрен в "Учебных стандартах школ России" (М., 1998), в "Программах общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы" (М., "Просвещение", 1999). На это направлены те разделы в учебниках и те уроки, которые посвящены развитию речи. Однако такие упражнения плохо связаны с теми теоретическими сведениями об устройстве русского языка, которые представлены в существующих школьных учебниках. Они не могут быть ориентированы ни на какие речевые действия.
Действительно, зачем уметь выделять в слове приставку, корень, суффикс, окончание? А затем, чтобы правильно применять орфографические правила, существенно различающиеся в зависимости от того, к какой части слова они относятся. При этом для орфографии важно только то, что с-, например, приставка, а что же именно с ее помощью обозначено, уже совсем не важно. А вот для сознательного выражения мыслей и чувств очень важно, что в сострить с- обозначает "один раз", в слезть - "вниз" + "один раз", в съесть - "результат", а вот в спросить за с- вообще нет никакого значения (и следовательно, это не приставка!), поскольку в современном языке никакой семантической связи между спросить и просить нет. Вот эти сведения о значениях, несущественные для правописания приставки с-, в высшей степени необходимы для точного выражения своих мыслей и чувств и понимания чужих. И если Анна Ахматова писала о "расстоянии между помнить и вспомнить" (вс- означает "начало" + "однократность"), то современный школьный учебник русского языка - о фонетическом написании конечных "с" и "з" в приставке воз-(с-) независимо от того, что же она обозначает.
Нужно сказать, что отбор сведений о характеристиках русского языка, необходимых для применения правил правописания, осуществлен в школьных учебниках настолько исчерпывающим образом, что гарантирует добросовестному ученику практически полную орфографическую и пунктуационную грамотность. А умение пользоваться орфографическим словарем и справочниками по пунктуации и теоретически обеспечивает умение писать, не нарушая правила правописания. Умение соблюдать правила правописания - дело, конечно, очень важное, но главная цель изучения русского языка в школе - не только в том, чтобы понять, в чем же именно русский язык велик и могуч, но в конкретных умениях это величие и мощь использовать в процессе собственной речевой деятельности.
А для этого главным героем должны стать смысл и значение, а не буква и знак препинания, основным инструментом должен стать толковый словарь, а не словарь орфографический (и в толковом словаре слова написаны орфографически правильно). Порочной является широко растиражированная мысль о том, что тот, кто ясно мыслит, якобы и ясно излагает. Для ясного изложения ясная мысль - условие абсолютно необходимое, но недостаточное. Необходимо еще уметь найти для мысли адекватную и ей самой, и ситуации общения, и характеру отношений с адресатом языковую форму. И эту непростую задачу следует научиться решать на занятиях русским языком в школе.
Все грамматические характеристики слов, такие, как, например, вид, наклонение, время, лицо глагола, число, падеж имени, должны быть непременно переведены из "грамматической" системы координат в чисто семантическую. Только после этого они могут "складываться" со значениями слов. Без такого "перевода" мы складываем литры с килограммами или гектары с десятинами.
Совершенно очевидно, что при изучении русского языка с ориентацией не на правила правописания, но на смысл главное место займет лексика, изучение слов, их значений и сфер употребления. При этом абсолютный приоритет должен быть отдан современному литературному словоупотреблению. Следует не только планомерно и целенаправленно пополнять словарный запас учащихся, но и проявлять особое внимание к тому, чтобы они точно понимали значение каждого слова. Эта работа не должна замыкаться только на изучении синонимов и паронимов. Каждый урок должен обогащать учащихся новыми словами с их точным значением и углублением представлений о значении ранее известных слов.
Что же изменилось за годы, прошедшие после выхода "Стандартов" и "Программы"? В школьных учебниках стало больше заданий по развитию речи. Но основное внимание, как и прежде, уделяется орфографии и пунктуации.
Совершенно ясны конкретные группы сопротивления необходимым переменам. Это, во-первых, те люди, которые просто не любят никаких перемен, приспособились к традиции. Во-вторых, это репетиторы, посредники между школой и вузом. Я имею в виду не только организационные правила, но и содержание обучения, формальные требования при поступлении в вуз.
Что же именно станет содержанием ЕГЭ по русскому языку, который приходит на смену старой экзаменационной системе? Мне представляется полной катастрофой, если таким содержанием будут тесты с заданиями "вставить пропущенные буквы и/или недостающие знаки препинания". На мой взгляд, такой экзамен должен выявить, насколько владение русским языком позволяет выпускнику уметь точно и полно понимать то, что сказано-написано другим, и уметь найти наилучшие языковые средства для выражения своих мыслей и чувств. Поэтому на экзамене задания по правописанию должны составлять не более 20-25%. Обязательно нужны задания (в форме теста или в иной) на точное и полное понимание предъявленных слов, предложений, текстов... Нужно также изложение с дополнительным заданием, например, на перефразирование с положительной или отрицательной оценкой описываемого события, со сжатым информированием только о самой сути... Нужно и сочинение, которое показало бы, как автор владеет письменной речью. Пусть это будет состоящая из не более чем 200 слов информация о содержании кинофильма, листовка в поддержку кандидата в Думу, мысли об избираемой специальности... Необходимо учить и правописанию (следовательно, нужен и диктант)...
Нередко приходится слышать сетования по поводу того, что обсуждаемая перемена невозможна еще и потому, что даже только обучение правилам правописания не приводит в современных условиях к удовлетворительным результатам. А я думаю, что именно весьма скромная цель (правописание!) и обслуживающие эту цель формальные классификации не могут вдохновить нынешних мальчиков и девочек. И наоборот, большая цель, очевидно важная и для каждого ученика, и для общества в целом, способна и заинтересовать, и вдохновить, и мобилизовать на усилия.
17.06.03
www.inauka.ru