20 января 2005
2531

Кукушатник на рельсах

В январе станция Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской дороги превратилась в настоящее сыскное агентство.

Начальник станции Олег Марусин создал нечто вроде спецгруппы из числа своих сотрудников, которые вынуждены вместо выполнения своих прямых обязанностей дни напролет выяснять адреса приписки вагонов, принадлежащих 20 железнодорожным операторским компаниям.

Накануне Нового года эти летучие голландцы железнодорожного транспорта завезли сырье для ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и потом устроили для себя каникулы. Компании подобно кукушкам, имеющим привычку подбрасывать свои яйца в чужие гнезда, оставили вагоны на станции. Телефоны и адреса этих фирм являются тайной за семью печатями. Это привело к тому, что на 12 путях станции возникли тромбы из 250 вагонов. Средства, которые получают за простой вагонов, несравнимы с эксплуатационными затратами на беспрерывную переформировку составов.

В числе любителей злоупотреблять гостеприимством станции Магнитогорск-грузовой обращает на себя внимание настоящий "кукушатник" из Международной транспортной компании, Горной компании, "Транскома", "Транслиз ЛК", "Новотранса", "Центра рудных перевозок" и других железнодорожных операторов. Часть из них "гостит" в Магнитке уже около месяца. Но металлургический цикл не предполагает каникул. Ежедневно, несмотря на праздники, на станцию Магнитогорск-грузовой приходит до 1200 вагонов с рудой, углем и другими грузами для металлургов, а со станции отправляется до 500 вагонов готовой продукции, половина которой идет за рубеж. Железнодорожникам приходится прилагать большие усилия, чтобы избежать вавилонского столпотворения.

Аналогичная ситуация, сложившаяся и на других металлургических гигантах страны, стала поводом для обсуждения проблем, которые создают некоторые карликовые компании железным дорогам.

- В отличие от мелких операторов у нас нет никаких проблем с крупными компаниями, такими как "ММК-транс". Она четко соблюдает финансовую и производственную дисциплину, - заявил начальник станции Олег Марусин.

Крупные игроки на рынке железнодорожных перевозок стремятся еще более укрупниться. В частности, железнодорожники ОАО "ММК" объединили свои усилия с "Северсталью". В результате в компании оказалось более 7 тысяч вагонов. Детище двух металлургических гигантов имеет своих представителей во всех портах и на станциях. У них появилась возможность выстраивать оптимальные логистические схемы, с тем чтобы максимально сократить время оборота вагонов.

Но, к сожалению, этого не скажешь о карликовых компаниях. Они перевозят чуть более пяти процентов грузов, но при этом выбиваются из общего ритма перевозок. Мелкие перевозчики избегают слияний, опасаясь возможности недружественных поглощений. В первую очередь это происходит потому, что они не имеют ресурсов на содержание мощных юридических служб. Перевозчики, парк которых, как правило, не превышает 50 - 60 вагонов, стали постоянной головной болью для начальника вагонного депо Магнитогорск Виктора Боднара. По его словам, у этих организаций чаще, чем у крупных компаний, случаются поломки вагонов. Но у вагонного депо нет договоров на ремонт их подвижного состава. Ситуация усугубляется тем, что их владельцы под любыми предлогами избегают ставить свои реквизиты на вагонах.

- Я не имею права использовать колеса, принадлежащие ОАО "РЖД", для ремонта вагонов сторонних компаний, - говорит Виктор Боднар.

Еще одна проблема, которую создают мелкие компании, - это сборные составы.

- Состав должен быть одного оператора, направляться в одном направлении и с одним типом груза. Тогда вагоны станут быстрее оборачиваться, - считает директор по железнодорожному транспорту ОАО "ММК" Владимир Андриянов. - Кроме того, нельзя принимать вагоны без адреса их дальнейшей отправки.

Общее мнение по проблеме транспортных тромбов, созданных по вине карликовых операторских компаний, высказал президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. Он считает, что Министерству транспорта следует разработать и принять нормативную базу, согласно которой компании, использующие стратегию "кукушки", должны полновесным рублем возмещать издержки железнодорожникам. А злостные нарушители должны лишаться лицензии на право железнодорожных перевозок.

Алексей КАЗАКОВ

20.01.2005

gudok.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован