Оценку человеческого капитала в контексте инновационного развития региона, на наш взгляд, следует производить с точки зрения численности населения, прогрессивности его возрастной структуры и степени экономической активности, уровня занятости ресурсов труда и их профессиональной компетентности, происходящих в них изменений и факторов, которые эти изменения обуславливают, а также соответствия структуры подготовки кадров потребностям инновационного развития экономики. В данной статье будет произведена оценка человеческого капитала на примере Республики Коми.
Динамика численности населения. Население Республики Коми, как и всего Российского Севера, во многом сформировалось за счет миграционного притока.
Поэтому на протяжении длительного периода республика характеризовалась значительными темпами роста его численности. С конца 1980-х годов, после практически семикратного за 70 лет увеличения, здесь началось уменьшение численности населения. За последний межпереписной период 1989-2002 гг. население республики сократилось на 18,5% (с 1250,8 тыс. чел. до 1018,7 тыс.). В конце 2004 г. республика обратно пересекла миллионный рубеж, достигнутый за 30 лет до этого. На 1 января 2009 г. здесь насчитывается 958,5 тыс. чел. (727,1 тыс. в городской местности и 231,4 тыс. - в сельской), что составляет 0,7% населения России. По сравнению с 1989 г., когда была зафиксирована максимальная численность населения республики, оно уменьшилось на 23,4%. За это время Коми переместилась с 48-го места среди регионов России по численности населения на 54-е. Средняя плотность населения уменьшилась с 3,0 человек на 1 кв. км до 2,4.
Роль миграционного и естественного движения в сокращении населения. С 1987 г. для республики характерно отрицательное сальдо миграции, т.е. если в целом по России миграционный обмен с новым зарубежьем практически наполовину компенсирует потери в численности населения от естественной убыли, то здесь, как и в других северных регионах, миграция, наоборот, вносит весьма весомый вклад в сокращение населения. Согласно нашим расчетам, за период между переписями 1989 и 2002 г. ми-грация определила 98,4% общей убыли населения республики. Уменьшение городского населения оказалось полностью обусловлено миграцией, в сельской местности на долю миграции за это время пришлось 80,8% сокращения. Максимальные объемы миграционной убыли были зафиксированы в середине 1990-х годов, после чего наблюдается достаточно устойчивое снижение ее масштабов. Поэтому роль миграции в уменьшении населения республики заметно сократилась. За первые пять лет после переписи миграционный отток обусловил 68,6% сокращения населения: 80,5% убыли городского и 46,1% сельского.
В свое время активный миграционный приток сопровождался значительным омоложением возрастной структуры населения республики, нарастанием мужского численного перевеса в трудоспособных возрастах, определившим преобладание муж-чин и в целом по населению, а также расширением этнического многообразия. Миграционный отток, наоборот, обуславливает повышенные темпы постарения, постепенное выравнивание половых пропорций в трудоспособных возрастах и усиление этнической однородности населения. Большая роль в постарении населения "снизу" принадлежит и уровню рождаемости, характерному для последних 20 лет, когда суммарный коэффициент рождаемости, бывший до этого в республике заметно выше среднероссийского показателя, опустился ниже уровня в целом по стране.
В России число умерших впервые превысило количество родившихся в 1992 г. В Республике Коми естественная убыль началась на год позже, поскольку относительно молодая возрастная структура населения обеспечивает здесь более благополучный уровень общих демографических коэффициентов. Но если за период между перепися-ми 1989 и 2002 г. естественная убыль обусловила лишь 1,6% уменьшения населения республики, то за 15 лет депопуляции - с 1993 г. по 2007 г. - уже 19,2% уменьшения. Ее абсолютное значение составило за эти годы 45,6 тыс. человек: в городской местности 21,0 тыс., в сельской - 24,6 тыс. Это при том, что сельское население составляет менее 1/4 населения республики. В отдельные годы величина общего коэффициента естественной убыли сельского населения в несколько раз превышает значение городского показателя. Наиболее значительные объемы естественной убыли наблюдались в сере-дине 1990-х и начале 2000-х годов. Абсолютный годовой максимум был отмечен в 2003 г.: -4,3 на 1000 чел. населения. При этом на селе общий коэффициент естественно-го прироста составил -9,8? по сравнению с -2,6? в городской местности. После этого наблюдается сокращение масштабов естественной убыли, особенно значительное в 2007 г.: до -3,2? в сельской местности и практически до нуля - в городской.
Изменения возрастной структуры населения. Возрастная структура населения Республики Коми довольно существенно отличается от общероссийской. Несмотря на повышенные в последнее время темпы постарения, она по-прежнему остается более молодой: средний возраст населения республики на начало 2008 г. составляет 36,2 лет (по России в целом - 38,6).
За период между переписями 1989 и 2002 г. в Коми произошло сокращение доли населения моложе трудоспособного возраста и прирост удельных весов населения в трудоспособном возрасте и старше трудоспособного. Более значительное постарение населения: заметное сокращение доли детских возрастов и очень существенное увеличение пенсионных возрастов - характерно для городского населения республики. В сельской местности, наоборот, более заметно, чем в городской, увеличилась доля населения в трудоспособном возрасте.
После переписи 2002 г. тенденции межпереписного периода в целом сохраняются: происходит дальнейшее сокращение удельного веса населения моложе трудоспособного возраста и прирост в трудоспособном и возрастах старше трудоспособного. Однако в сельской местности за период с 9.10.2002 г. по 1.01.2008 г. зафиксировано сокращение доли старше трудоспособного возраста: с 17,2 до 17,0% - что свидетельствует об очень высокой смертности сельского населения в трудоспособных и ранних пенсионных возрастах. Тем не менее, сельское население по-прежнему характеризуется более высоким процентом старше трудоспособного возраста (17,0% против 14,7% в городской местности) и меньшим процентом трудоспособного (64,9% против 68,3%). До-ли детских возрастов различаются не столь существенно: 18,1% в составе сельского на-селения и 17,0% - городского.
Уровень демографической нагрузки. Существенное уменьшение доли детских возрастов и не очень значительное, особенно в сельской местности, увеличение доли пенсионных привели к заметному сокращению уровня демографической нагрузки. За межпереписной период индекс демографической нагрузки снизился в республике с 611 человек в возрастах моложе и старше трудоспособного на 1000 человек в трудоспособном возрасте до 513, т.е. на 16,1%. При этом в сельской местности он сократился более значительно: на 17,2% (с 748 до 620) против 15,9% в городской (с 571 до 480). После переписи 2002 г. наблюдалось дальнейшее снижение демографической нагрузки - вплоть до 2006 г. Лишь в последние годы началось ее закономерное увеличение, обусловленное, прежде всего, достижением трудоспособного возраста малочисленными поколениями 1990-х годов рождения. Последнее обстоятельство сопровождается также снижением численности репродуктивных контингентов, особенно в наиболее активных детородных возрастах, что определяет неблагоприятные в самой ближайшей перспективе тенденции рождаемости и, соответственно, дальнейшее сужение воспроизводственной базы ресурсов для труда. На начало 2008 г. демографическая нагрузка составила 482 на 1000 человек в трудоспособном возрасте (в городе 464, селе - 542). Тем не менее, ее уровень в Республике Коми пока существенно ниже, чем по России в целом (578) и в Северо-Западном Федеральном округе (578).
Экономическая активность населения. Численность экономически активного населения (населения в возрасте 15-72 года, предлагающего свои услуги на рынке тру-да), по данным обследования по проблемам занятости, в 2007 г. составила в республике 547,2 тыс. человек, или 69,7% от общей численности населения этого возраста. Заметим, что уровень экономической активности населения Республики Коми выше, чем по России в целом (67,1%). На начало 2007 г. в трудоспособном возрасте находилось 660,3 тыс. жителей республики (67,7% населения), из них 516,3 тыс. человек, согласно обследованию, были отнесены к экономически активному населению. Иными словами, в трудоспособном возрасте уровень экономической активности составляет 78,2%. Остальные 21,8% населения трудоспособного возраста относятся к экономически неактивному.
В городской местности экономическая активность населения в трудоспособном возрасте составляет 80,2%, в сельской - 71,9%. Следует отметить, что 19,8% экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте в составе городского населения во многом обусловлены обучающимися в дневных учебных заведениях. В то же время 28,1% (почти 30%!) экономически неактивного населения трудоспособного возраста в сельской местности, где практически нет профессиональных учебных заведений, свидетельствует о чрезвычайно высоком проценте так называемых "отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиски", т.е. о значительном уровне перехода на селе застойной безработицы в экономическую неактивность населения. Безусловно, это одно из самых тяжелых последствий деградации сельского и лесного хозяйства на севере России.
Занятость ресурсов для труда. В составе экономически активного населения 492,3 тыс. человек (90,0%) классифицировались в 2007 г. как занятое население (с учетом лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг для населения), 54,9 тыс. (10,0%) - как безработные в соответствии с методикой МОТ. По сравнению с 2006 г., численность экономически активного населения практически не изменилась, в то же время уровень занятости в составе населения возраста 15-72 года (включая и экономически неактивное население) увеличился с 60,5 до 62,7%, а в составе экономически активного населения указанного возраста вырос с 87,6 до 90,0%.
Следует отметить, что это продолжение тенденции роста уровня занятости в экономике, которая, как и в целом по стране, наметилась в Республике Коми с 1999 г. По материалам обследований населения, в 1998 г. уровень занятости составлял в республике 82,4% экономически активного населения, а к 2007 г. доля занятых возросла до 90,0%. Соответственно, уровень общей безработицы сократился за это время с 17,6% до 10,0%.
В сельской местности республики уровень безработицы почти в два раза выше, чем в городской. В 2007 г. он составляет здесь 16,3% экономически активного населения против 8,3% в городе. В трудоспособном возрасте к безработным относятся 16,7% сельских жителей, в городской местности - 8,6%. Наиболее депрессивные в плане занятости - Троицко-Печорский район, северные (Усть-Цилемский и Ижемский) и южные сельские районы. Они отличаются как высокими уровнями зарегистрированной безработицы, так и значительной нагрузкой на заявленные предприятиями вакантные рабочие места. Самая благоприятная ситуация сложилась в городах Усинске, Сыктывкаре и Ухте, характеризующихся не только низкими уровнями безработицы, но и количеством свободных рабочих мест, достаточным для обеспечения работой всех желающих - очевидно, что безработица имеет здесь структурный характер.
Средний возраст занятого населения Республики Коми в 2007 г. 38,0 лет, безработных - 35,0 лет. В числе занятых доля молодежи в возрасте 15-29 лет составляет 28,3%, в составе безработных - 39,9%. Если в целом по экономически активному населению общий уровень безработицы 10,0%, то среди молодежи - 13,6%. Выше среди молодежи и уровень зарегистрированной безработицы.
В составе зарегистрированных безработных более 60% традиционно составляют женщины. В то же время уровень общей безработицы у женщин ниже, чем у мужчин: 9,6% по сравнению с 10,5% у мужчин. Но ниже у женщин и экономическая активность: 65,8% против 73,9% у мужчин. Т.е. более трети женщин 15-72 лет (в том числе 23,7% женщин трудоспособного возраста) относятся к экономически неактивному населению. Среди мужчин соответствующие цифры составляют 26,1% и 19,9%. Следует, однако, при этом отметить, что повышенная экономическая неактивность женщин во многом связана с большим по сравнению с мужчинами удельным весом обучающихся в дневных учебных заведениях.
Уровень общей безработицы в Коми, как и прежде, заметно выше, чем по Рос-сии в целом. Так, в 2007 г. соответствующие цифры составили 10,0 и 6,1%. В то же время уровень зарегистрированной безработицы, который на протяжении 1990-х годов также значительно превышал среднероссийский уровень, в последние годы практически сравнялся с показателем в целом по стране. За период с 1998 по 2006 г. он сократился с 6,3% экономически активного населения до 2,5% (по России в целом 2,4%). К концу 2007 г. зарегистрированная безработица уменьшилась в республике до 2,3%. Это минимальный уровень: мировой финансовый кризис, безусловно, прервал благоприятную тенденцию сокращения безработицы, однако сведениями для более подробной оценки его последствий на занятость населения мы пока не располагаем.
Уровень занятости в регионе возможно оценивать не только по результатам выборочных обследований по проблемам занятости, но и на основе составления баланса трудовых ресурсов. Согласно балансу, среднесписочная численность работников организаций Республики Коми составляет в 2007 г. 394,8 тыс. человек, или 72,1% экономически активного населения (напомним, что, по данным обследования по вопросам занятости, в котором учитываются и лица, занятые в домашнем хозяйстве, численность занятых оценивается в 492,3 тыс., т.е. почти на 100 тыс. больше). По сравнению с 2006 г., эта цифра осталась практически неизменной.
Выявлению уровня и структуры занятости были посвящены также и некоторые вопросы программы Всероссийской переписи, адресованные населению в возрасте 15-64 лет, позволившие охарактеризовать его экономическую активность по состоянию на 9 октября 2002 г. На этот момент лишь 2/3 населения трудоспособного возраста - 66,3% - были заняты в экономике республики. Наибольшее число рабочих мест предоставляли транспорт и связь, добыча полезных ископаемых и образование. В разрезе групп занятий более 1/3 занятого населения приходилось на специалистов среднего и высшего звена и руководителей, примерно столько же составляли квалифицированные рабочие, около 15% занятых являлись работниками сферы обслуживания, и более 10% занятых относились к неквалифицированным ресурсам труда.
Средний возраст занятого населения составил в 2002 г. 38,4 лет. Более половины работающих приходилось на возраста до 40 лет: около 1/4 занятых были моложе 30 лет, примерно столько же относилось к возрастной группе 30-39 лет. Однако самый значительный процент занятого населения - около 1/3 - пришелся на десятилетнюю возрастную группу 40-49 лет. 13,1% работающих были из возрастной группы 50-59 лет, 1,8% - 60-64 лет. При этом свыше половины отраслей экономики характеризовались сред-ним возрастом работающих, превышающим медианный возраст всего занятого населения. Как видим, средний возраст занятых в период после переписи имеет некоторую тенденцию к снижению (с 38,4 лет до 38,0 в 2007 г.), тем не менее, большинство видов экономической деятельности по-прежнему характеризуется значительным постарением кадров.
Почти 80% занятого населения республики, по данным переписи 2002 г., имеют профессиональное образование. Свыше половины из них имеют среднее профессиональное образование, более 1/4 характеризуются высшим и послевузовским уровнем образования, более 1/5 части являются выпускниками профессиональных учебных заведений начального звена. При этом согласно данным переписи, почти 60% неквалифицированных рабочих имеют профессиональное образование. Причем около 7% из них отметили, что имеют высшее и послевузовское образование, более половины характеризуются средним специальным образованием, и почти 40% являются выпускниками профессионально-технических училищ. Эти цифры свидетельствуют о крайне неэффективном использовании весьма заметной категории занятого населения.
Через 5 лет обследование по вопросам занятости показывает более низкий уровень образования занятого населения. Однако надо оговорить, что обследования охватывают население 15-72 лет, в то время как перепись адресовала вопросы по занятости населению 15-64 лет. Согласно обследованию, в 2007 г. профессиональное образование имеют 76,0% занятого населения. Более 1/3 из них (37,2%) имеет начальное профессиональное образование, лишь 1/3 (33,0%) - среднее профессиональное. Зато почти 30% (29,7%) характеризуются высшим и неполным высшим образованием. Следует отметить, что среди безработных также преобладает начальное профессиональное образование (28,7%), а высшее и неполное высшее имеют только 7,9% безработных.
Отраслевая структура занятости. В 2007 г. наибольшее число рабочих мест населению республики предоставляют образование (12,9%) и транспорт и связь (12,2%). От 5 до 10% рабочих мест дают здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление, операции с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, торговля и ремонт бытовых изделий, строительство и производство и распределение электроэнергии, газа и воды. 4-5% рабочих мест в сельском и лесном хозяйстве и предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. Примерно по полтора процента работающих заняты финансовой деятельностью и трудятся в гостиницах и ресторанах.
Как видим, за период, прошедший после переписи 2002 г., в отраслевой структуре занятости произошли заметные изменения. В два с лишним раза увеличилась доля занятых операциями с недвижимым имуществом, на 20-30% увеличился удельный вес занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, финансовой деятельностью и работающих в государственном управлении, на 18% - доля работающих в образовании и здравоохранении, на 3-7% - занятых на транспорте и связи и в строительстве. В то же время на 25-30% снизился удельный вес занятых в сельском и лесном хозяйстве, торговле и ремонте бытовых изделий, добыче полезных ископаемых, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, на 2,5% - занятых в обрабатывающих производствах. Таким образом, в отраслевой структуре занятости продолжается увеличение доли отраслей непроизводственной сферы и инфраструктуры, что для региона с преимущественно сырьевой специализацией экономики следует оценить как не вполне благоприятную тенденцию.
На момент проведения переписи подавляющее большинство занятого населения республики работали по найму. Лишь 3,7% занятых в экономике сами создают рабочие места. Эта цифра существенно ниже, чем по России в целом. При этом более половины из них относятся к самозанятым, и только 1,7% занятых создают рабочие места не только для себя и членов своих семей, но также и для других представителей экономически активного населения.
Система профессионального образования. Система профессионального образования представлена в Республике Коми сетью учреждений высшего, среднего, начального и дополнительного профессионального образования, которые находятся в федеральной, республиканской и муниципальной собственности и имеют соответствующее подчинение. Следует отметить, что если раньше наблюдалось четкое закрепление в подготовке кадров за образовательными учреждениями соответствующих уровней (профессиональные училища готовили рабочих, техникумы - техников, вузы - инженеров), то в настоящее время профессиональные училища и лицеи готовят значительное количество служащих, а техникумы, колледжи и вузы осуществляют подготовку, в том числе, и рабочих кадров.
Профессиональная подготовка рабочих кадров осуществляется также учреждениями и организациями, которые не входят в систему профессионального образования. Это отраслевые учебные центры, различные учебно-курсовые комбинаты, учебные подразделения крупных предприятий и др.
На сегодняшний момент в Республике Коми действуют:
1. 19 государственных и 8 негосударственных высших учебных заведений (включая заочные филиалы и заочные отделения филиалов). Численность студентов государственных высших учебных заведений составляет приблизительно 30-31 тыс. человек год. Подготовка в вузах Коми осуществляется по следующим группам специальностей и направлений подготовки: физико-математические науки; естественные науки; гуманитарные науки; социальные науки; образование и педагогика; здравоохранение; культура и искусство; экономика и управление; сельское и рыбное хозяйство; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; металлургия, машиностроение и материалообработка; транспортные средства; автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; химическая и био- технологии; воспроизводство и переработка лесных ресурсов; строительство и архитектура; безопасность жизнедеятельности, природоустройство и защита окружающей среды.
2. 33 государственных (муниципальных) и 6 негосударственных учреждений среднего профессионального образования (включая заочные филиалы). Численность студентов государственных (муниципальных) учреждений среднего профессионально-го образования составляет около 15-17 тыс. человек в год. Подготовка в средних профессиональных учебных заведениях производится по следующим группам специальностей: гуманитарные науки; социальные науки; образование и педагогика; здравоохранение; культура и искусство; экономика и управление; сфера обслуживания; сельское и рыбное хозяйство; геология, разведка и разработка полезных ископаемых; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; металлургия, машиностроение и материалообработка; морская техника; транспортные средства; электронная техника, радиотехника и связь; автоматика и управление; информатика и вычислительная техника; воспроизводство и переработка лесных ресурсов; технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; строительство и архитектура.
3. 27 государственных дневных учреждений начального профессионального образования (включая филиалы; без учета учреждений системы УИН Минюста Российской Федерации). Численность студентов данных учреждений (без обучающихся по краткосрочным программам курсовой подготовки) в последние годы составляет 16-17 тыс. человек в год. В учреждениях начального профессионального образования Республики Коми готовят специалистов для следующих видов экономической деятельности: сельское и лесное хозяйство; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; обрабатывающие производства, в т.ч. производство пищевых продуктов, тек-стильное и швейное производство; обработка древесины и производство изделий из де-рева, производство готовых металлических изделий; строительство; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность гостиниц и ресторанов; транспорт и связь.
В настоящее время в республике разработан и реализуется комплекс мероприятий по реформированию системы профессионального образования, в том числе по ре-структуризации сети учреждений профессионального образования, главными ориентирами которого являются учет изменений демографической ситуации в регионе и максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей отраслей экономики Республики Коми в квалифицированных кадрах.
Путем объединения профильных учебных заведений созданы четыре ресурсных центра по отраслевому принципу:
- в г. Воркуте по подготовке рабочих для угледобывающей отрасли;
- в г. Ухте по подготовке рабочих для нефтедобывающей и газовой отрасли;
- два ресурсных центра в г. Сыктывкаре:
- по подготовке кадров для отраслей транспорта и социального обслуживания;
- по подготовке рабочих для лесной отрасли.
Ресурсные центры осуществляют тесное взаимодействие с предприятиями. Наиболее ярким примером взаимовыгодного партнерства между бизнесом и образовательными учреждениями может служить социальное партнерство корпорации Mondi СЛПК и образовательных учреждений: профессионального лицея N15 и Сыктывкарского целлюлозно-бумажного техникума. Такое сотрудничество помогает предприятию в по-лучении специалистов необходимой им квалификации и уровня подготовки, а выпускникам гарантирует трудоустройство. В перспективе планируется создание ресурсного центра для строительной отрасли.
Поскольку компании заинтересованы в подготовке не только рабочих кадров, но и специалистов среднего звена, на базе училищ открыты новые техникумы через создание многоуровневого образовательного учреждения, которые реализуют интегрированные программы. Одним из примеров нового социального партнерства является сотрудничество вновь созданного на базе профессионального лицея N36 и ООО "Северная нефть" "Усинского политехнического техникума". Для более качественной подготовки специалистов нефтепромыслов компания "Северная нефть" помогает в оснащении учебного процесса новым оборудованием. Повышение статуса образовательных учреждений через укрупнение и создание техникумов делает обучение в них более привлекательным для потенциальных абитуриентов.
Особое внимание уделяется оптимизации перечня профессий через сокращение приема подготовки по маловостребованным профессиям и открытие новых направлений в соответствии с перспективами социально-экономического развития республики.
Выводы. Подытоживая все вышеизложенное, можно сказать, что человеческий потенциал инновационного развития экономики Республики Коми характеризуется:
- нарастающим сужением демографической базы воспроизводства ресурсов для труда;
- существенным уровнем вынужденной незанятости населения при его высокой экономической активности;
- низкой экономической активностью сельского населения трудоспособного возраста вследствие перехода застойной безработицы в стадию экономической неактивности;
- высоким уровнем профессионального образования кадров и недостаточной степенью его использования;
- постарением кадрового состава ряда отраслей;
- соответствием, в целом, структуры подготовки кадров, в том числе и высоко-квалифицированных, потребностям инновационного развития экономики республики при существующей отраслевой структуре.
Viperson