Эксклюзив
Усова Лариса Сергеевна
02 апреля 2015
4639

Лариса Усова: Чем занималось «Восточное партнёрство» в Крыму?

Шпионажем

В течение ряда лет, предшествовавших воссоединению Крыма с Россией, на полуострове активно действовала Программа ЕС «Восточное партнёрство», нацеленная на расширение влияния Евросоюза, в которой Крыму отводилась роль «пилотного»проекта.

С этой целью в Севастополе, где количество этнических поляков всегда было минимальным, было открыто целое Генеральное консульство Польши в составе 10 человек, которое в то время представитель ЕС на Украине Ж. Тейшера назвал«опорным пунктом ЕС на Чёрном море». Всё это укладывалось в логику политики Европейского союза, сформулированной в так называемой «Стратегии ЕС для Чёрного моря», где Евросоюз заявлял о намерении распространить своё влияние на весь регион Чёрного моря и негативно воспринимал сам факт базирования в Севастополе Черноморского флота России.

С 2010 года польские «дипломаты» без раскачки активно занялись не столько консульскими вопросами, сколько развёртыванием информационных и культурных центров ЕС и Польши в учебных заведениях города, организацией поездок молодых журналистов, творческих работников, госслужащих в Европу, пропагандой «европейских ценностей».

Однако особым вниманием польских представителей пользовались те севастопольцы, которые работали на предприятиях и учреждениях Черноморского флота России, что вряд ли было случайным. Некоторые из них, вдруг, открывали свои польские «корни» и стали беспрепятственно получать так называемую «карту поляка», многочисленные шенгенские визы, приглашение на бесплатные поездки в Польшу и т.д.

Одновременно в ЕС была принята Программа «Совместная инициатива по сотрудничеству в Крыму», направленная на охват практически всех районов полуострова. Речь шла о многочисленных семинарах, презентациях, тренингах, бизнес - классах и т.д., которые были направлены в первую очередь на средний слой госслужащих, представителей бизнес - кругов, средств массовой информации в интересах формирования целевой аудитории, сориентированной на Европу.

Не были оставлены без внимания представители крупного бизнеса, для которых при участии ЕС ежегодно проводился «Черноморский экономический форум». Для крымских экспертов – политологов предназначалась Программа «Крымский политический диалог» под эгидой международного миротворческого института (ПАТРИР) при финансовой поддержке МИД Финляндии.

Таким образом, создавалась многоуровневая структура присутствия «Восточного партнёрства» в Крыму, выявлялись потенциальные лидеры, создавались условия для последующего продвижения идей и планов ЕС среди населения. В более широком контексте такая «мягкая сила» «Восточного партнёрства» была направлена на подготовку почвы, в первую очередь, среди молодёжи для продвижения в Крыму проектов «цветных революций».

Но деятельность «Восточного партнёрства» в Крыму не ограничивалась представительскими и пропагандистскими функциями, были и более прагматичные цели. Так, на полуострове был презентован Проект под безобидным названием«Привлечение прямых иностранных инвестиций», что не могло оставить равнодушным местные власти, испытывавших хронический дефицит в средствах.

При всей внешней привлекательности за этим скрывалось фактическое выуживание, при содействии местных властей, подробнейших данных (под видом заявок на инвестиции) на все мало-мальски значимые предприятия и учреждения Крыма. В том числе и подробные характеристики о состоянии инфраструктуры городов и посёлков Крыма.

Взамен представители ЕС обещали «содействовать» продвижению наиболее привлекательных инвестиционных заявок в Европе. Этой работой занималась целая команда ЕС во главе с Ф. Спиротто, который сам почему-то уделял первостепенное внимание …базированию в бухтах Севастополя кораблей Черноморского флота.

Вся эта суета, якобы, со сбором многочисленных заявок на европейские инвестиции, сопровождавшаяся организованной шумихой в прессе, призвана была лишь замаскировать подлинный интерес группы Ф. Спиротто к таким высокотехнологичным объектам, как ЦКБ «Коралл» в Севастополе, которое занимается проектированием уникальных арктических буровых платформ в интересах Газпрома. Предприятие «Уранис» (радиолокационная аппаратура) и «Лаборатория проектирования цифровых систем», чья специализация -  системы безопасности и видеонаблюдения.

Таким образом, деятельность «Восточного партнёрства» ЕС в Крыму была сосредоточена на создании организационных структур влияния, на формировании прослойки лиц, чьи интересы были завязаны на ЕС, а также на заурядном шпионаже с целью сбора подробной информации о состоянии территории, технологических возможностей предприятий и организаций Крыма.

Хотя усилия Евросоюза на полуострове и потерпели полный крах, в связи с тем, что абсолютное большинство крымчан 16 марта 2014 г. на Всекрымском референдуме практически единодушно проголосовали за воссоединение Крыма с Россией, вряд ли было бы правильным  недооценивать действия Запада в отношении Крыма в предшествующий период. Тем более что США и ЕС  принимают меры санкционного давления на Крым, стремясь максимально осложнить его интеграцию в российское правовое, политическое и экономическое пространство, создать ситуацию его внешней изоляции от мира.

Поэтому в контексте реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 г. федеральным и местным органам власти предстоит решать не только сложные экономические, социальные, но и идеологические вопросы с учётом многонационального состава населения полуострова.

 

РИСИ

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован