Чтобы победить терроризм, вице-спикер Государственной Думы, председатель думской комиссии по проблемам Северного Кавказа Владимир КАТРЕНКО предлагает строить на Юге России дороги и порты.
- После трагедии в Беслане и серии терактов в августе - сентябре минувшего года наряду с комиссией Совета Федерации по Беслану создана и думская комиссия по Северному Кавказу под вашим руководством, а также аналогичная комиссия в Южном федеральном округе. Не продуктивнее ли объединить усилия, ведь, как известно, у семи нянек дитя без глазу?
- У каждого из нас своя задача, но цель общая - выработать грамотную, последовательную, эффективную и понятную государственную политику на Юге России.
Меры следует принимать экстренные - от того, как мы сможем удержать южные рубежи, обеспечить стабильность на Северном Кавказе, зависит будущее России. Думская комиссия проводит выездные заседания. Встречаемся с руководителями национальных республик, краев и областей, с силовиками, рядовыми гражданами, оппозицией, экспертами. Предлагаем систему первоочередных и законодательных мер по распутыванию кавказских узлов. Эти предложения лягут в основу "Концепции устойчивого развития Северного Кавказа".
- Владимир Путин назвал Северный Кавказ "одновременно и жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства". При крайне низком уровне жизни в регионе, повальной безработице, наверное, сложно ожидать чего-то иного. А что бы вы лично предложили для оздоровления экономики и улучшения жизни населения?
- Еще со студенческой скамьи в Ростовском институте инженеров железнодорожного транспорта я твердо усвоил: дорога - это жизнь. Любая - будь то сухопутная трасса или железнодорожная магистраль. Уже только начало строительства альтернативной автотрассы Кавказские Минеральные Воды - Лаганаки - Красная Поляна значительно оздоровило бы ситуацию в депрессивных Карачаево-Черкесии и Адыгее, где рассчитывать на развитие в обозримом будущем каких-то отраслей промышленности не приходится. Реализация идеи транспортного коридора "Север - Юг" позволит развернуть в сторону России колоссальный грузопоток. Каспийские порты способны вывести из экономического тупика Дагестан, Калмыкию и прилегающие районы. Грузы, которые сейчас идут из Юго-Восточной Азии в Западную Европу кружным путем, огибая Африку, могут пойти через российские порты. Это выгодно не только нам, но и многим странам - протяженность маршрута сокращается чуть ли не в семь раз, а значит, транспортировка грузов становится на порядок дешевле. Работая в сфере международных перевозок в восьмидесятые годы, хорошо помню времена, когда валютные доходы за перевозку транзитных грузов из Ирана в Западную Европу и в обратном направлении приравнивались к доходам, получаемым от "нефтянки".
- А вас не смущает уже даже не маскируемое желание Америки вслед за Афганистаном и Ираком развязать войну и в Иране?
- Слукавил бы, сказав, что не беспокоит. Ведь Иран - ключевое звено стратегически важного коридора "Север - Юг". Далеко не случайно наш Президент неоднократно подчеркивал необходимость как можно более полного его использования. Эту позицию разделяет и официальный Тегеран. В 2003 году Минтранс России объявил о создании российско-германско-иранского консорциума по эксплуатации коридора "Север - Юг". А недавно подписан документ о создании азербайджанско-иранско-российского совместного предприятия, которое должно соединить железнодорожной перемычкой - там всего-то 14 километров - Астару в Иране и Астару в Азербайджане. Это даст нашим железнодорожникам выход в Иран, Пакистан, Индию. У России есть уникальный шанс замкнуть на себя значительную часть мирового грузопотока. Однако в случае удара США по Ирану на этих перспективах надолго, если не навсегда, можно поставить жирный крест. Не говорю уж о других негативных моментах. Представьте хотя бы, что будет, если иранские азербайджанцы, а они составляют треть населения страны, побегут от бомбардировок к родственникам в Азербайджан и далее, через границу, на Северный Кавказ... Надо делать все от нас зависящее, чтобы не допустить очередной американской агрессии.
Убежден, что необходимо развивать и Махачкалинский морской торговый порт, и Оля в Астраханской области, и Лагань в Калмыкии. Работы хватит всем. Особенно с перспективой серьезной активизации торговых отношений со странами Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Транспортная стратегия должна тянуть за собой и экономику, и политику. Тогда и предпосылок к тому, чтобы южные республики оставались в составе России, будет больше. Нашим внутренним и внешним врагам, раздувающим на российских рубежах искры сепаратизма и терроризма, очень бы хотелось раскола на Юге, но абсолютное большинство жителей Северного Кавказа без России себя не мыслят, а крепить дружбу можно только делами.
- Но в развитие транспортной инфраструктуры необходимо вкладывать огромные средства. Это ляжет дополнительным грузом на госбюджет...
- На реализацию проектов, инициированных Госдумой, выделено несколько миллиардов рублей, что позволит возродить ряд важных предприятий. Абсолютно убежден и буду на этом настаивать на всех уровнях, что государство обязательно должно резервировать часть финансовых ресурсов для развития инфраструктуры каспийских портов. Причем я предложил бы такой механизм: государство вкладывает рубль, частный инвестор - два, государство дает пятьдесят миллионов рублей, инвесторам предлагается вложить сто миллионов. Для инвестора четкий сигнал к действию - готовность государства финансировать объект, предоставить стратегическим партнерам налоговые льготы.
- За последние четыре года помощь из госбюджета в расчете на одного жителя региона возросла в 3,4 раза. В то же время официальные доходы местного населения как были в полтора раза меньше, чем в среднем по стране, так и остались, а уровень безработицы возрос в 1,7 раза. Так, может, дело не в недостатке средств, а в том, насколько рационально они расходуются?
- Проще всего заявить, что Кавказ - "черная дыра", где бесследно исчезают и люди, и деньги. Но вы мне много можете назвать в России регионов, где увеличившееся финансирование из бюджета дало мультипликативный эффект?
Бедность не побороть, если не пробудить личной инициативы человека, не развивать малый и средний бизнес, который не только в значительной степени пополняет бюджет, но и создает новые рабочие места. Это азбука. А что в реальности?
Согласно социологическим исследованиям, в отдельных субъектах Южного федерального округа свое дело хотят иметь до 43 процентов граждан, однако в последние годы количество малых и средних предприятий значительно сократилось. Предприниматели не выдерживают чиновных поборов, не чувствуют защиты со стороны правоохранительной системы.
- Не могу не спросить о судьбе русских в северокавказских республиках. Получится ли остановить их исход оттуда или процесс принял необратимый характер? В частности, стоит ли дожидаться государственной поддержки из последних сил держащимся в своих станицах наурским и шелковским казакам, исконные земли которых по правобережью Терека были некогда переданы Хрущевым в состав тогдашней Чечено-Ингушетии?
- Это, наверное, один из наиболее сложных вопросов. Можно, конечно, продекларировать: да, мы вот тут закатали рукава... Однако люди, хлебнувшие полной мерой, подобное слышали не единожды и верят не словам, а делам. И все-таки самое страшное, считаю, уже позади. Пик исхода русских пришелся на 1992 - 1995 годы. Да и в действиях федеральной и региональной властей сегодня вижу больше логики и последовательности, чем это было еще несколько лет назад. От республиканских лидеров, державников в лучшем смысле этого слова Валерия Кокова и Магомедали Магомедова довелось услышать, что, пройдя через невзгоды последнего десятилетия, противостояния, они прекрасно понимают: в тот момент, когда последний русский уедет из республики, историю их народа придется начинать сначала. И в Кабардино-Балкарии, и в Дагестане много делается, чтобы этого не случилось. Более пятисот русских вернулись за последнее время в Ингушетию. Правительство республики выделяет им деньги на покупку жилья, дает кредиты на обзаведение, помогает по возможности с работой. Здесь принята единственная в России программа по возвращению русских. Для них построен многоквартирный дом, строится еще один. Активнее должен действовать в этом направлении и Центр. Во взаимодействии с региональными властями надо развивать те традиционные отрасли в сельском хозяйстве и промышленности, где будут востребованы высококвалифицированные специалисты. Надо использовать возможности программ обеспечения жильем военнослужащих, предусмотреть в ведущих вузах страны квоты для русских с Кавказа.
О наурских и шелковских казаках мы говорили с президентом Чечни Алу Алхановым. У него есть понимание того, что проблема существует и должна быть разрешена цивилизованным путем.
Русские на Северном Кавказе оказались в столь бедственном положении во многом потому, что в свое время их голос не был услышан. Сегодня же в искренности намерений власти способны убедить людей лишь конкретные дела. Мы этим и занимаемся.
17.03.2005
http://www.katrenko.ru/publication/view.html?id=3955