Теоретический анализ проблемы эмоциональной устойчивости1 обнаружил следующую тенденцию в методологии ее изучения. Хотя многими исследователями признается решающее значение для ЭУ таких параметров, как интенсивность и знак переживаний, эмоциональная реактивность и т. д., в работах последних лет ЭУ описывается как наименее эмоциональное, наименее фоpмируемое и развиваемое качество личности. Весьма часто при рассмотрении вопроса о ее развитии преувеличивается роль биологических факторов. Поэтому становление ЭУ идет подчас стихийно, не выступая в практике предметом целенаправленной систематической работы психологов и педагогов. Такое положение обусловлено следующими причинами: 1) широко распространенным суждением о дезорганизующем влиянии эмоций, якобы не способных регулировать напряженную деятельность, 2) существующим множеством разнообразных определений понятия ЭУ, разноуровневых факторов и критериев, 3) отсутствием четкого методологического подхода в описании ЭУ как целостного процесса эмоциональной саморегуляции человеком напряженной деятельности. Первое и третье обстоятельства обусловлены, на наш взгляд, недостаточным вниманием исследователей к напряженным видам человеческой деятельности, которые не вписываются в типовую специфику ненапряженных видов. Это приводит, с одной стороны, к обогащению одного понятия (интеллекта или воли), с другой - к трансформации напряженной деятельности в нечто иное, например в ограниченную безэмоциональную, чисто рациональную или искусственную деятельность. В данной статье на основании обобщения результатов многолетних экспериментальных и теоретических исследований предпринята попытка ответить на вопрос: определяют ли эмоциональные механизмы напряженной деятельности, а также обучение и воспитание человека его ЭУ, и если определяют, то каков характер связи между ними?
...
См. приложение
www.voppsy.ru
20.01.1989