28 апреля 2007
1886

Левон ПИОТРОВСКИЙ: `Стратегически важный вопрос: как изучать свойства фуллеренов и их производных?`

По мере развития нанотехнологий накапливаются сведения о токсичности тех или иных наночастиц.

TRF.ru сообщал о том, что наночастицы могут проникать в организм через кожу, если на ней имеются повреждения, а по мнению ряда специалистов, наночастицы могут вызывать онкологические заболевания. Между тем долгосрочных программ по изучению безопасности для человеческого организма новых наноматериалов до сих пор не существует. Разработка таких программ будет связана с изменением ныне действующих стандартов безопасности, убеждён профессор Левон Пиотровский.

Справка:
Пиотровский Левон Борисович, руководитель группы синтеза лекарственных веществ отдела нейрофармакологии НИИ экспериментальной медицины РАМН (Санкт-Петербург), доктор биологических наук, профессор

Левон ПИОТРОВСКИЙ: `Разговариваешь с токсикологами о наночастицах, и видишь: им трудно принять то, что нужно менять единицы измерения. Они-то привыкли к весу, а придётся работать с линейкой в руках

ЛевонБорисович, счего, по-вашему, следуетначинатьисследованиябезопасностиновыхнаноматериалов?

— Я буду говорить о фуллеренах, потому что они большего всего мне знакомы. Если вести речь об их безопасности, то прежде всего надо ясно ответить на два вопроса: что изучать и как это делать?

Начнём с того, что именно исследовать. Я давно пристаю к физикам с вопросом: `Где начинаются и кончаются фуллерены?`. Где начинаются, понятно — вот вам, к примеру, структура футбольного мяча. Но когда в эту молекулу вводятся заместители, что с ней происходит? Фуллерен продолжает оставаться прежним фуллереном или же превращается в каркасное соединение, имеющее новые свойства? На этот вопрос никто мне ответить не смог.

Вообще говоря, производные фуллерена — отдельная статья. Исследователи часто говорят: фуллерены накапливаются в митохондриях. Да ничего подобного! В митохондриях накапливается их производное — фуллеренкарбоновая кислота! Непосвящённые спросят: `Какая разница?`. А разница существенная — как, скажем, между бензолом и бензойной кислотой. Природа этих соединений различная, и, следовательно, неодинаковы их свойства. Но многие исследователи почему-то ставят рядом фуллерены и их производные. Принципиальная ошибка! Как показывают данные (правда, пока ещё немногочисленные), введение заместителей приводит к тому, что организм начинает метаболизировать модифицированные соединения. Производные фуллерена начинают себя вести как обычные соединения.

Далее. Когда фуллерены, например, включаются в молекулы белков, они включаются в них в комплексе с полимерами, например, с поливинилпирролидоном. И это свойство присуще только конкретному фуллерену. Есть прекрасные работы, в которых описано, что молекулы фуллерена в таких комплексах имеют разные размеры, разные заряды, разную гидрофобность. Значит, надо изучать каждый образец в отдельности.

Длякаждогофуллеренадолжныбытьустановленысвоистандарты?

— И своя токсикология. В ней тоже надо выстроить очень чёткие стандарты. Хотя, в общем, на сегодня по всем — и литературным, и собственным — наблюдениям я не вижу у фуллерена иной токсичности, кроме случаев, вызванных световым облучением, — тогда просто возникает генерация свободнорадикальных форм кислорода. Во всех остальных случаях токсичности как таковой не видно. Да, фуллерены могут накапливаться в организме — но при их введении в кровь в виде суспензии это естественно. Да, плохо, что они не метаболизируются, и неясно, будут ли они выводиться из организма. Так, может, и не надо применять фуллерены внутри организма? Мы сейчас изучаем возможность местного применения по типу раневых покрытий и тому подобных вещей, где фуллерены не проникают в ткани пациента, а остаются снаружи.

Проблема токсикологии фуллерена усложняется тем, что под этим названием существует много различных соединений. Тот же комплекс с поливинилпирролидоном — это одно, комплекс с гамма-циклодекстрином — другое.

И второй стратегически важный вопрос: как изучать свойства фуллеренов и их производных? Самая главная проблема, которая отмечается во всём мире, — необходимость следить за степенью ассоциации наночастиц, за их размерами. Отклонение буквально на единицы нанометров может привести к резкому изменению свойств нанообъектов. Но у нас нет рутинных методов экспресс-анализа наночастиц — таких, что позволяют с помощью прибора буквально через пару минут узнать, например, какие частицы рассеяны в воздухе и чем люди дышат. А без этого мы не сдвинемся с места. С точки зрения токсикологии, фуллерен, образно говоря, даже не двуликий, а трёхликий Янус, если только уметь рисовать третье лицо... Это самая главная проблема всех нанотехнологий — необходимость контролировать размеры. Но с этим придётся жить, эту проблему надо будет решать. А то разговариваешь с токсикологами о наночастицах, и видишь: им трудно принять то, что нужно менять единицы измерения. Они-то привыкли к весу, а придётся работать с линейкой в руках.

http://promvest.info/files/images/temporaryimages/2199_1_CompressedImage.jpeg


Владимир Сычев, STRF.ru

www.promvest.info

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован