22 января 2010
5831

Лилия Гумерова, уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан: `Бороться с равнодушием просто необходимо`

Уполномоченный по правам ребенка в республике появился в конце января. Эту ответственную должность депутаты Госсобрания доверили Лилии Гумеровой.
До назначения Лилия Гумерова
работала в Учалах: сначала педагогом-психологом в средней школе N10, затем - в
администрации города. В Учалах ее хорошо знают и любят. Грамотная, эрудированная,
очень чуткая и отзывчивая - так отзываются о ней бывшие коллеги.
"Мы очень обрадовались, когда
узнали, что она стала уполномоченным по правам ребенка. Еще когда Лилия
Салаватовна уходила на повышение в администрацию, мы за нее радовались, но
отпускали с сожалением. Не так просто найти творческого, ответственного специалиста.
В нашей школе она подняла работу психолога на самый высокий уровень. Могла найти
общий язык с любым ребенком и его родителями", - рассказывает о Лилии Гумеровой
завуч учалинской школы N10 Фирюза Сагитова.
- Лилия Салаватовна, как вы думаете, каким детским учреждениям сегодня
требуется особое внимание со стороны уполномоченного?
- В республике более 100 детских
домов, интернатов, коррекционных учреждений... Мне кажется, внимание требуется
всем.
- Вы посетили достаточно много детских учреждений нашей республики.
Какие у вас лично остались впечатления от этих визитов? Что-то тронуло, задело,
порадовало?
- Стоит честно отметить, что за
последние два года для укрепления материально-технической базы учреждений
сделано очень много. Созданы условия, в которых дети чувствуют себя комфортно.
Что касается негативных моментов, то каких-то серьезных проблем, таких как,
например, жалобы на педагогов, к счастью, нет. В анкетах дети в основном
отмечают лишь случаи мелкого воровства. Но я считаю, что успокаиваться не надо,
эту работу нужно продолжать.
Чтобы вовремя узнавать о каких-то
тревожных сигналах, я бы сделала акцент на усиление социально-психологической
службы в каждом учреждении. Сейчас, в условиях оптимизации, многие делают крен
на сокращение этих штатных единиц. Я считаю, что лучше отказаться от лишнего
бухгалтера, обслуживающего персонала, технических работников. При этом мы
постоянно должны работать над повышением квалификации этих сотрудников, потому
что многие из них приходят не вполне подготовленными. Я уже обсуждала эту
проблему с руководством БГПУ. Мы хотим на следующий год запустить программу
повышения квалификации для психологов: разъяснить методику, обучить, как
проводить тренинги, как общаться с той или иной аудиторией,
родителями-алкоголиками, например. Эти навыки мы вполне сможем дать.
После случая в Ижевске, когда
несколько воспитанников интерната вскрыли себе вены, мы начали посещать
интернатные учреждения. И хотя никаких тревожных признаков мы не обнаружили, мы
хотим, чтобы этот мониторинг был не разовый, а постоянный. Я хочу внести
предложение, чтобы независимые эксперты посещали каждое учреждение ежегодно или
дважды в год. Важно не только посмотреть крыши, проверить противопожарную
безопасность, но и с помощью специалистов изучить психологический климат в
учреждении. Гораздо важнее предупредить проблему, нежели потом бороться с ее
последствиями. Выяснить, что где-то что-то не так, можно даже в ходе
одноразового анкетирования.
Вы, наверное, слышали про случай
в Ишимбае, где мальчик покончил с собой. Я сама туда выезжала, встречалась с
друзьями, педагогами, и я согласна с оценкой специалистов: единственной
причиной случившегося было то, что мальчик не смог пережить разлуку с домом. Мне
кажется, никакая учеба не стоит того, чтобы раньше времени разлучать ребенка с
родителями. Может быть, это кажется мелким, но я считаю, что в каждом
интернатном учреждении, которое набирает детей на обучение по способностям,
нужно ввести тестирование на психологическую готовность ребенка жить
самостоятельно. Я думаю, отсев будет небольшой, но с помощью этого инструмента
мы сможем какую-то часть детей оградить от неприятностей. Сейчас дети другие,
они очень ранимы. Душевное состояние ребенка - слишком тонкая материя, и мы
должны это учитывать.
- Какие права детей чаще всего нарушаются?
- Большинство обращений граждан
касаются защиты жилищных и имущественных прав детей. К сожалению, действующее
законодательство многие вопросы решает не в пользу ребенка, и мы хотим
предложить депутатам Госсобрания республики выступить с законодательной
инициативой. Без изменения нормативно-правовой базы очень сложно что-то
сделать.
Задача номер один, которую нужно
решать на федеральном уровне, - это совершенствование жилищного и гражданского
кодексов в пользу защиты интересов и прав детей. Сегодня, когда все решения
принимает собственник, у нас дети десятками, сотнями остаются на улице без
жилья. И суды выносят решения в пользу собственников, поскольку это
соответствует действующему законодательству.
Очень много нарушений по алиментным
обязательствам. Ответственность за неисполнение родительских обязанностей - это
всего лишь штрафы, которые чаще всего невозможно взыскать, потому что родители
нигде не работают. Самое страшное, что мы можем сделать, - это лишить родителей
в зале суда прав на ребенка. И все - с этого момента они больше ни за что не
отвечают. И потом, ведь они дальше могут бесконечно рожать - ведь жалко детей!
Наверное, в этом случае мы должны вводить какие-то меры, для того чтобы
ответственность все-таки была.
- Защищены ли сегодня права детей-инвалидов?
- Сегодня в республике 13 тысяч
детей-инвалидов. Конечно же, хотелось бы усилить реабилитацию этих ребят. Для
этого необходимо, чтобы реабилитационные центры заработали более эффективно.
Сегодня в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики
Башкортостан обсуждаются эти вопросы. Нам хотелось бы вывести реабилитационные
центры из состава комплексных, которые все-таки в большей степени должны
оказывать бытовые услуги. Нужно сделать так, чтобы было больше массажистов,
психологов, врачей, логопедов. К сожалению, есть случаи (это особенно
характерно для сельских районов), когда дети лежат годами. Никакие
реабилитационные мероприятия с ними не проводят. Я бы хотела, чтобы каждый
ребенок-инвалид получал весь тот комплекс реабилитационных мероприятий, который
ему полагается по закону. Да, сегодня мы создали реабилитационные центры.
Теперь нужно научить их эффективно работать. И более того, из года в год
механизм оказания реабилитационной помощи должен совершенствоваться.
Здесь иногда приходится и с
родителями вести разъяснительную работу, доказывать им, что это действительно
необходимо. Ведь очень большая разница: просто ребенок лежит или может держать
кружку, ложку, в чем-то обходиться без посторонней помощи.
- Часто ли дети сталкиваются с жестокостью со стороны взрослых?
- К сожалению, у нас пока не
уменьшается число родителей, лишенных родительских прав. Количество
преступлений против детей по итогам 2009 года было 2072, из них 691 против
малолетних до 14 лет и 19 - против новорожденных.
В 2008 году 1865 родителей лишили
родительских прав за неисполнение родительских обязанностей, в 2009 - 1831. Все
эти цифры свидетельствуют о том, что случаи насилия над детьми у нас есть.
Поэтому помимо силовых структур, органов прокуратуры нам важно создать механизм
общественного контроля. Никто не должен быть равнодушным. Сегодня, если
подростки дерутся - мы проходим мимо. Взрослый человек будет избивать мальчика -
мы не будем вмешиваться. Эту психологию невмешательства в один день мы,
конечно, не искореним. Но бороться с равнодушием просто необходимо.
- Как можно выявить асоциальные семьи, где к детям, мягко говоря, плохо
относятся?
- Они выявляются через комиссии
по делам несовершеннолетних, через органы опеки, через образовательные
учреждения, комплексные центры социального обслуживания. Сегодня в республике
создан межведомственный совет по охране семьи, материнства, отцовства и
детства, аналогичные советы созданы в каждом муниципалитете. Это, во-первых,
позволяет отслеживать и брать на учет каждую семью, оказавшуюся в трудной
жизненной ситуации или в социально опасном положении, и составлять программу
индивидуальной реабилитации. Второй этап программы - создание банка данных
детей, которые проживают в этих семьях.
- То есть если что-то не так, кто-то в любом случае должен позвонить и
сообщить, что с ребенком обращаются плохо?
- Если даже кто-то из соседей
сообщит в школу, в управление соцзащиты или в тот же детский сад, то уже у нас
появляется гарантия, что этот ребенок будет взят на учет, и к его судьбе
подключатся не только педагоги, но и все структуры, работающие в данном
направлении. Допустим, если у него есть какие-то заболевания, тут же начнут
работать медики. Эта система уже действует в республике, она будет
совершенствоваться, и я как уполномоченный буду работать над тем, чтобы этот
институт развивался.
Мы будем продолжать программу по
профилактике социального сиротства. Сегодня из 19 тысяч детей-сирот более 90% -
это социальные сироты. Да, мы сегодня создаем интернатные учреждения, приюты,
совершенствуем различные виды помощи детям-сиротам, увеличиваем размеры
пособий, но ведь это же работа по смягчению последствий свершившегося факта.
Где ребенок может быть защищен и счастлив, если не в своей семье, где есть мама
и папа? Только в этом случае мы можем говорить о том, что интересы ребенка
могут быть стопроцентно защищены.
- Какие у вас как уполномоченного возможности в рамках должностных
обязанностей?
- Это достаточно широкий спектр
полномочий. Мы можем без предупреждения посещать любые детские учреждения,
обращаться с запросами и требовать информацию, просить органы местной власти
дать ответ по тому или иному вопросу, обратить внимание на то или иное
учреждение, заявить о проблемах и попросить об устранении выявленных
недостатков, вести прием, выступать с предложениями по совершенствованию
механизма защиты. Законодатель наделил нас достаточно обширными возможностями,
которые дают право использовать их в целях защиты детей.
Кроме того, уже работает
общественная приемная, куда граждане могут обратиться со своими проблемами. Мы
будем публиковать телефоны доверия, вскоре появится возможность обратиться к
уполномоченному с помощью интернет-сайта.
- Общественная приемная работает всего месяц. Удалось ли уже решить
какие-то проблемы?
- Мы через центры занятости
помогли нескольким мамам с трудоустройством, с оформлением документов. Кто-то
не мог оформить медицинский полис, кого-то совершенно незаконно не принимали в
школу. Эти вопросы мы быстро решили с помощью министерства образования и
различных служб. Еще одну женщину поместили в кризисный центр: она осталась с
ребенком на улице. Разбираемся, вникаем, проверяем факты, по некоторым жалобам
выезжаем.
- Обращаются ли за помощью сами дети?
- Пока таких случаев не было.
Вопросы от детей были, когда я посещала колонию для несовершеннолетних в
Стерлитамаке, детские дома. В основном это случаи, когда детям нужна та или
иная консультация по их правам. В колонии, например, были вопросы по
предстоящей амнистии: коснется ли она их статей. Спрашивали об условиях
поступления в то или иное образовательное учреждение. Часть вопросов была о
моей работе: как можно обратиться, чем я занимаюсь. То, что у них пока
познавательный интерес, радует. Дай бог, чтобы мы встречались лишь в рамках
консультаций.
- Будут ли у вас помощники?
- Деятельность уполномоченного
обеспечивает Секретариат Государственного собрания - Курултая Республики
Башкортостан. Кроме того, имеется сектор по обеспечению деятельности уполномоченного
по правам ребенка в республике, который работает с документами, решает
технические вопросы, участвует в приеме граждан.
10 марта у нас прошла
конференция, на которой были объявлены имена общественных помощников
уполномоченного. Общественные помощники появятся в каждом муниципальном районе
и каждом городском округе. Некоторых из них я знаю лично по своей прежней
работе. Это достаточно известные люди в своем районе. Встречаясь с ними, я
увидела, что они не просто обладают опытом в области защиты прав ребенка - это
люди, прежде всего, неравнодушные. У них к детям особое отношение. Мне кажется,
толк из этого будет.
Кроме того, мне бы хотелось,
чтобы общественные помощники появились и среди детей. То есть в каждой школе,
например, у нас будет такой помощник - старшеклассник, пользующийся
неформальным авторитетом. Это нужно, чтобы дети могли сообщать о фактах
насилия, фактах незаконного сбора денег, серьезных межличностных конфликтах,
которые переходят в драки, травлю. Понятно, что будет много лишних звонков, но
в то же время у нас будет возможность вовремя отреагировать.
- Все-таки министерств, ведомств, занимающихся детьми, у нас достаточно
много. И при этом мы создаем институт "детского" правозащитника. Получается,
созданная система не работает?
- Мне кажется, можно создавать
сколь угодно много министерств и ведомств, но толку не будет. Ведомств,
министерств, общественных институтов по работе с детьми и семьей у нас
действительно много. Но при этом отсутствует их взаимодействие. Если мы
научимся правильно взаимодействовать, это будет шагом вперед.
- Как сегодня у вас складывается работа с республиканскими ведомствами?
- Пока не было такого, чтобы нам
отказали, не вовремя ответили, чтобы сказали: нет, это не наша задача... Работа
идет очень четко. Более того, руководители ведомств, бывает, лично
перезванивают, уточняют какие-то моменты и достаточно оперативно реагируют. Я
считаю, это добрый знак. Новый институт воспринимают серьезно.
- Станет ли аппарат уполномоченного последней инстанцией в защите прав
ребенка?
- Я думаю, последней не станет.
Это будет один из институтов, защищающих детей. Но если мы столкнемся с
ситуацией, когда человек везде побывал и нигде ему не помогли, - думаю, мы
будем обязаны помочь. Вот, например, когда есть решение суда, верховного суда, что-то
изменить ведь практически невозможно. Но переговорив с муниципалитетами, можно
изыскать возможность предоставить временное жилье, поместить в кризисный центр,
помочь с работой, устроить на лечение ребенка. Я считаю, с помощью наших
межведомственных советов мы это сможем сделать. Ведь часто речь идет просто о
спасении жизни, здоровья ребенка и важно помочь именно в кризисный момент,
чтобы позднее дать маме шанс самой позаботиться о ребенке.
- Защищать детей сложнее, чем взрослых?
- Сложно сказать... Наверное, это
ответственнее. Взрослый дееспособный человек может обратиться в суд, получить
какие-то консультации. А ребенок дошкольного возраста самостоятельно даже из
дома выйти не может, не может связаться по телефону.
Дети - это особая категория, и
любой здравомыслящий человек это понимает. Нам ведь много приходится работать с
общественными структурами, органами исполнительной власти, и они охотно идут
навстречу, потому что ребенок - это самое святое, что у нас есть.
- Как вы думаете, почему в стране, которая победила безграмотность,
справилась с проблемой беспризорности, сегодня с отношением к детям как-то не
все хорошо?
- Это, наверное, одна из
социальных проблем современного общества: разрушение нравственных начал,
перелом, когда мы переходили из одной экономической формации в другую,
изменилась нравственная надстройка, рушились авторитеты, идеалы... Вылечить
общество, я думаю, можно только с помощью комплексного подхода. Это создание
экономической базы, которая давала бы возможность человеку трудиться, развитие
производства, поддержка малого предпринимательства, создание льготной системы
налогообложения для производителей или семей, имеющих детей, всевозможные
льготы и пособия для определенной категории граждан. Это и нравственная сторона
- возрождение института семьи. Мама, ребенок должны стать святыми понятиями, на
которые ни при каких обстоятельствах невозможно было бы посягнуть. Это
совершенствование законодательства.
Сегодня в каждом фильме 80%
времени уходит на то, чтобы показать, как люди унижают друг друга, и в то же
время мы забыли о добрых фильмах, которые говорят о детской дружбе, о семейной
идиллии, туризме. Все это нам предстоит долго возрождать.
- Статистика показывает, что часто дети попадают в неприятности только
потому, что остаются без родительского надзора: их некому вовремя забрать из
школы, погулять с ними во дворе. Взрослые вынуждены много работать. Не стоит ли
принять какие-то меры, чтобы мама могла уйти с работы пораньше и провести время
с ребенком?
- Может быть, нам стоит развивать
спектр социальных услуг. Все равно уже есть институт гувернерства - пока на
уровне предпринимательской деятельности. Создаются автономные учреждения,
продленки.
Думаю, продленки должны быть
альтернативного вида. Не так, что ребенок остался в школьной форме, поел и
сидит за партой. Общество развивается, многие родители получают достойную
заработную плату. Мы должны развивать новый вид, государственные услуги по
психологическому, педагогическому и воспитательному сопровождению.
- Что бы вы сказали тем, кто сегодня несет ответственность за детей?
- Мне кажется, главное - это любить
своих детей. Научиться их любить такими, какие они есть, со всеми их
достоинствами, способностями, недостатками. И только тогда мы, наверное, сможем
принимать правильные решения, задать правильный вектор воспитания ребенка и, в
конце концов, просто вырастить из него самодостаточную личность, человека,
который потом сможет любить себя, любить мир, любить своих родителей.

ufa1.ru
http://www.gorod-ufa.com/ufa/community/2186-liliya-gumerova-upolnomochennyj-po-pravam-rebenka.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован