Собственно то, что формулировка Президента, насчет того, что «национальная идея в России – это патриотизм» вызовет, и не только в определенных около научных, но так же, в примерно равной степени, и около политических кругах, некоторые, так сказать, вопросы, уже изначально было вполне понятно.
И произойдет это, прежде всего, потому, что данное понятие, и именно в таком определение (формате), целиком и полностью переходит в очень сложную и запутанную категорию, которая, к тому же, приближена к квази-абстракции, в отличие, допустим, например от таких же однородных с ней по своей основной сути и предназначению, но доведенных до предельно совершенного уровня объедения в одно диалектически последовательное неразрывное целое, категорий конкретности, краткости и одновременно глобальности, как: «Liberte, Egalite, Fratemite!» или «Землю - крестьянам, фабрики - рабочим, власть – Советам!».
А данная публикация, это, в общем – то, всего лишь некоторое определенное желание автора в основном поддержать большую часть размышлений и выводов уважаемого Александра Викторовича Шитова, изложенных им в статье (О «чистом патриотизме») (VP. от 09.03.).
Наверное, самым ценным, из выводов Александра Викторовича в этой сложной тематике, является то, что при таком реальном и запредельном расслоении российского общества, которое мы имеем на сегодня, просто «патриотизм», как общенациональная идея, логически ни как не «достигнет» уровня своего «предназначения» в политическом аспекте, на что, скорее всего и рассчитывает наш Президент, и не достигает вследствие того, что «преградой», на этом «пути», «встают» не только сложные и противоречивые социальные, но и в первую очередь не соответствующие данному заложенному смыслу экономические факторы.
Правда не совсем я согласен с уважаемым автором насчет «правоты» русского философа Николая Устрялова, в вопросах связанных с темой «общероссийской национальной идеи», ну да ладно, это не так уж и суть важно, как говорится «на вкус и цвет…».
Здесь настораживает совершенно другое: это некоторые исторические аналогии сопоставления попыток объединения взаимоисключающих, недоведенных до состояния гармонии, исторически не «созревших» и т.п. категорий базисного и надстроечного характера.
При подобного рода обстоятельствах всегда и все «начиналось», «продолжалось» и «заканчивалось» примерно одним и тем же…
Сначала: «Да здравствует «общенациональная идея»! Ура-«товарищи»..!!!»… Затем «осуществлению» этой самой «идеи» обязательно начинают мешать какие-то «внутренние враги», с которыми развертывается «общенациональная борьба»… Вслед за ними сразу «появляются» «враги внешние», опять «борьба»… А в ее «бесконечности», при таких подходах в основополагающих политических определениях, все экономические и социальные вопросы сами - собою уходят, понимаешь, уже на «второй план»…
Е. Газеев