Можно с разной долей критичности относиться к философским геополитическим концепциям начала XX века, однако некоторые положения показали свою справедливость, и опровергнуть их не смогли ни годы, ни политики...
Так, территорию постсоветского пространства английский ученый Х.Маккиндер совсем не случайно обозначил как "Хартленд". То есть, это та самая "сердцевина земли", с территории которой можно осуществлять военную экспансию сразу в несколько континентов. Контроль над "хартлендом" геостратег рассматривал как приоритетную задачу западной внешней политики. Данная концептуальная линия была продолжена и Н.Спайкменом, предлагавшим осуществлять контроль путем построения вокруг "сердцевины" пояса "буферных" государств. Заметим, что в этот раз ученые ничего "от себя" не придумывали, а лишь собственными словами обозначили естественно-географический порядок вещей. Поэтому если бы не было Н.Спайкмена с Х.Маккиндером, "хартленд" бы от этого "географической сердцевиной" быть не перестал бы. Если бы на рассматриваемой территории не было бы ни России, ни постсоветского пространства, "хартленд" от этого в Австралию не переехал бы.
Дело в том, что постсоветское пространство - это не только наличие ряда "полусуверенных" государств, но, прежде всего, - это набор стратегических "межкоммуникативных" регионов: Причерноморье, Каспийский бассейн, Дальний Восток, Балтика, Закавказье, Карпатские горы. Данные территории играли многовековую роль своеобразного "яблока раздора" между Россией, Персией, Турцией, Германией и Скандинавией. И было бы наивно предполагать, что в начале третьего тысячелетия их геополитическое значение уменьшится.
По-прежнему, состояние "хартленда" детерминируется двумя взаимопротивоположными импульсами - внешним и внутренним. Усиление внутреннего "хартлендового" импульса способствует консолидации регионов или даже их объединению (образование СССР), усиление внешнего импульса воздействия привносит на пространство хаос, дестабилизацию и этнонациональные конфликты (постсоветское пространство).
Безусловно, на данном этапе генератор внутреннего импульса находится по разным историко-экономическим причинам на территории современной Российской Федерации. И сегодня только официальный Кремль может предлагать какие-либо креативные инициативы на постсоветском пространстве, остальные могут их принимать и поддерживать. И уже не так важно, какой продукт будет получен на выходе из "кремлевской переговорной площадки" - обновленный СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС или ЕЭП, так как любая интеграция будет изначально иметь в себе конструктивный потенциал.
К сожалению, внешний импульс также не оставляет постсоветское пространство в покое. По сути, деятельность США и части их евразийских сателлитов в лице ряда стран Восточной Европы, Латвии и в какой-то мере Турции и Пакистана сегодня является главным дестабилизирующим фактором на данной территории. Следствием их невидимого вторжения являются этнорегиональные противоречия в Крыму и в Украине в целом, в Абхазии и Приднестровье. Но их тоже можно понять, у них есть собственные прагматические интересы, а, кроме того, они продолжают веками проверенную политику ослабления "хартленда". В связи с чем, конфликтогенный характер постсоветского пространства является отнюдь не статичной, а динамичной субстанцией, изменяющейся в процессе постоянного противостояния внешнего и внутреннего импульсов.
Сегодня Россия сумела придать внутреннему "хартлендовому" вектору дополнительную генерацию и путем несложных инициатив отыграла сразу несколько упущенных в конце прошлого века геополитических шагов. Вместо беловежско-горбачевского СНГ предлагается сразу несколько интеграционных механизмов - ЕврАзЭС, ЕЭП и в какой-то мере ШОС. "Внешняя сторона", пытаясь разрушить конструктивные механизмы, в свою очередь, вносит на постсоветское пространство военные базы, "бархатные" революции и М.Саакашвили.
Поэтому "хартленд" постоянно совмещает в себе сразу две геополитические субстанции, одновременно являясь и площадкой для консолидации и своеобразной территорией раздора...
Максим Бардин, кандидат политических наук, заместитель директора Центра изучения региональной политики
17 августа 2006
http://www.iamik.ru/