Данный тезис, получивший в последнее время противоречивую популярность, таит в себе сразу несколько ловушек, отличающихся, прежде всего, этногеополитическим характером. Первая состоит в том, что территория современной Российской Федерации представляет собой еще не устоявшийся синтез сразу нескольких региональных пространств - Сибири, Дальнего Востока, Урала, Поволжья, Калининграда, Крайнего Севера и т.д. Причем, данный географический синтез далеко не всегда можно идентифицировать как территории проживания исключительно русского этноса. Не случайно Конституция РФ определила государственное устройство современной России как федерацию, то есть обозначила форму объединения регионов в качестве равноправных субъектов. В связи с чем Конституция РФ в отличие от идеологии Российской империи не наделяет русский этнос "системообразующим" статусом. В этом и состоит одно из коренных отличий регионального устройства России от унитарной Франции, в конституции которой "закамуфлировано" признание французского этноса в качестве "системообразующего".
По сути, подобное положение присутствует и в 20-ой статье Конституции Федеративной Германии, которая отмечает, что занимать пост государственного служащего может любой немец, то есть представитель "системообразующего" этноса. В данном контексте проблемы, необходимо провести разделение между коренными этносами, уступающими по численности "системообразующему" и национальными меньшинствами, которые оказались на территории другой страны в результате каких-либо исторических событий, а сами они представляют "системообразующий" этнос своего прежнего государственного образования.
В связи с чем, в случае реализации лозунга "Россия для русских", процесс объективно повлечет за собой выделение из общего состава федерации новых субъектов идентифицирующих себя как территории, на которых проживают представители исключительно русского этноса. В виду этногеографических характеристик современного пространства России сделать это будет крайне затруднительно в связи с тем, что компактное проживание русского этноса представляет собой "шахматное" расположение, чередуясь с территориальным вкраплением коренных этносов РФ, принадлежащих к другим этническим группам.
В результате, реализация лозунга "Россия для русских" неминуемо приведет к тому, что будущей федерации будет присущ эффект "шагреневой кожи", предполагающий постоянное уменьшение территории. По сути, эффект "шагреневой кожи" был упомянут в известном произведении Зб.Бжезинского "Великая шахматная доска", в котором американский аналитик польского происхождения рассматривает подобный социальный процесс в качестве одного из сценариев развития России. Более того, автор отчасти признает, что процесс уменьшения государственного образования РФ, а также дальнейшая "национализация" регионов будет крайне выгодна для США. По его мнению, именно такой сценарий неминуемо приведет Россию к общему ослаблению государства, и, соответственно, к ликвидации его особого геополитического статуса, так как в этом случае "Русская страна" будет представлять собой несколько географически разрозненных субъектов с общим населением 50 миллионов человек.
Необходимо отметить еще один немаловажный факт, состоящий в том, что запасы природных ископаемых, продажа которых формирует бюджет нашего государства на протяжении уже нескольких десятилетий, находятся на территориях "нерусского" этноса проживания. По сути, в этом случае коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока должны будут стать полноправными хозяевами месторождений нефти, газа, железных руд и каменного угля, и еще не факт, что в качестве субподрядчиков или "финансовых консультантов" они привлекут представителей русского этноса. Поэтому прямая реализация лозунга "Россия для русских!" может обернуться исторической гибелью, прежде всего, для самого русского этноса.
Что касается современного состояния русского народа, то здесь действительно необходимы определенные системные преобразования, предполагающие поступательное развитие. Не случайно, один из бывших руководителей Министерства по делам национальностей Р.Абдулатипов неоднократно подчеркивал тот факт, что самочувствие русского народа во многом определяет общее состояние межнациональных отношений в Российской Федерации. Поэтому в этом контексте русскому народу сегодня действительно необходимы действия направленные на развитие его этнокультурных качеств. Надо сказать, что некоторые коренные этносы РФ уже не первый год успешно проводят подобную работу в рамках реализации Закона "О национально-культурной автономии". В ряде регионов усилия национально-культурных автономий преобразовались в развитие этнической культуры, а также в налаживание межнационального диалога.
Поэтому лозунг "Россия для русских!", я заменил бы на тезис "Русским необходимо активнее развивать собственную этническую культуру". Возможно, участие в данном процессе должны принять не только экспертные центры бывшего Министерства по делам национальностей, но и специалисты Управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, возглавляемого М.Коллеровым.
Максим Бардин, заместитель Директора Центра изучения региональной политики, кандидат политических наук.
02 декабря 2005
http://www.iamik.ru/