Эксклюзив
05 ноября 2009
4840

Мамедова Наталья: Российские политические практики: принципы и политика

Современная политико-управленческая конъюнктура России характеризуется крайней нестабильностью, что выражается в ситуативном созидании или игнорировании политических принципов и управленческих механизмов. Изменение политической ситуации или корректировка приоритетов сохранения национальной безопасности являются не просто поводом, а считаются весомым аргументом для критики управленческих решений любой сферы общественных отношений и осуждения ошибок участников политического процесса.

Развитие информационных технологий сделало возможным насыщение информационной среды чрезмерным количеством информации самого различного качества от коммерческих средств массовой информации, общественных и политических организаций, научно-исследовательских учреждений, официальных средств массовой информации и граждан. В условиях, когда взаимодействие между всеми этими источниками оказывает сильное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, общественности и отдельному гражданину необычайно трудно получить объективное представление о сути происходящих в политико-управленческой среде явлений.

Несоразмерное восприятию количество информации сочетается к тому же с явным недостатком адекватных, обоснованных и этически разумных подходов в действиях государства, что в настоящее время демонстрирует современная российская политика.


Безусловно, количество информации ошеломляет, но ее полнота и объективность по-прежнему остаются под вопросом. В настоящее время успешная практика ведения информационных войн российскими органами власти, как во внутригосударственных, так и во внешнеполитических процессах, впечатляет. Однако фактор роста недоверия общественности к методам принятия политико-управленческих решений обесценивает в определенной степени успехи информационных войн. Невозможно долго эксплуатировать тему патриотизма, ограничиваясь только привлекательностью понятных каждому гражданину символов и не доводя результативность политико-управленческих решений до уровня, обеспечивающего реальные и очевидные интересы граждан.

Рядовому гражданину совершенно непонятно, какими разумными принципами управления в настоящее время руководствуется власть для обеспечения соблюдения концепции национальной безопасности государства? Излишняя эмоциональность ряда политических решений и узкий ситуационный подход к решению одной из тысяч однородных социально-экономических проблем ни в коей мере не облегчает гражданину задачи в разгадывании управленческих и политических принципов, которыми руководствуются государственные служащие при осуществлении властных полномочий.

Совершенствование технологий управления общественными отношениями повлекло возникновение практик повседневных символических вызовов в отношении политических конкурентов, что ставит их инициаторов в благоприятное положение активных участников политического процесса и формирует о них благоприятное общественное мнение. Эта практика современной политико-управленческой конъюнктуры, выраженная в постоянном приложении сил для получения и увеличения всевозможных политических дивидендов, имеет свой предел. За его границей - негативная реакция общественного мнения, которую можно описать как "недоверие к действиям власти".

Результатом может явиться разрыв интересов, а также действий между общественностью и государством, и, как следствие, политическая нестабильность в обществе.

С точки зрения определения основной задачи государства, как служение национальным интересам общества, вполне закономерен вопрос: заслуживают ли общественного одобрения законодательные инициативы, обеспеченные высококачественным уровнем политического PR, которые заведомо будут реализованы только на бумаге, поскольку действенных механизмов по исполнению закона не предусмотрено? Адекватное букве закона исполнение юридических норм зачастую присутствует лишь там, где предусмотрены контрольные, фискальные или карательные функции уполномоченных органов государственного управления. Вмешательство в деятельность представителей общественности или бизнес сообщества должно быть обоснованным с точки зрения обеспечения общественной безопасности, а не соблюдения интересов заинтересованных групп. Такого рода интервенции всегда формально обоснованы, однако настораживают методы и выбор момента для вмешательства. И эта практика также имеет свой предел, поскольку политические оправдания о неисполнении законов выглядят наивно и побуждают общественность сформировать собственное мнение о качестве государственного управления. Ухудшение общественной оценки качества государственного управления также усиливает риск возникновения политической нестабильности в обществе.

Возможно, что "головокружение от успехов" в период экономического благоприятствования стало причиной возникновения политико-управленческой иллюзии, суть которой заключается в том, что властным структурам вполне достаточно указать на изменения, которые следует произвести, что достичь необходимого результата и без неприятных последствий. Однако такой исход далеко не гарантирован, и в любом случае органам государственного управления придется иметь дело с последствиями принятия в ряде случаев недальновидных управленческих решений или с последствиями неисполнения решений по самым разным причинам. Возникает правомерный вопрос об установлении ответственности за подобные действия или бездействия, а также оценке степени и величины нанесенного ущерба. Если органы государственной власти имеют право принуждать к изменениям, то они и отвечают за отсутствие таковых, равно как и за принятие политико-управленческих решений, повлекших неблагоприятные последствия для общества и государства. Еще одна практика, которая заключается в неприменении инструментов ответственности в отношении лиц, исполняющих функции государственного управления, нарушает четкую логическую взаимосвязь между правом действовать и последствиями действия или бездействия.

Вызывает также, по меньшей мере, недоумение и справедливое возмущение общественности практика применения двойных стандартов при принятии политико-управленческих решений. Сбивающее с толку разнообразие мотивации и альтернатив принятия решений государственными служащими всех органов управления вызывает аномальную реакцию общественности, которая пытается адаптироваться в этих условиях и наименьшими усилиями и затратами для себя. Примеры бурных политических процессов и наоборот лояльного отношения властных структур по отношению к политическим конкурентам или членам бизнес сообщества создают причудливое сочетание общественного осуждения и согласия с коррупцией, выразителем которого может быть отдельный гражданин государства. И это является закономерным результатом непоследовательности при принятии политико-управленческих решений органами государственной власти и управления, потому что "непоследовательность предполагает беспринципность, поскольку мораль, не основанная на четких критериях, в действительности таковой не является" (1).

Авторитет власти всегда находится под давлением мнения и интересов общественности, однако, эти запросы необходимо учитывать при принятии и исполнении политико-управленческих решений в целях эффективного и гармоничного развития государственности. Необходимо корректировать политико-управленческие стандарты и изменять отрицательные практики государственного управления, чтобы повышать результативность и обоснованность решений в режиме обеспечения общественной безопасности и сохранить доверие общественности к методам государственного управления. Государство может и должно выполнять свои обязательства по условиям общественного договора и осуществлять управление последовательно, максимально открыто, руководствуясь принципами, соотносимыми с понятиями морали и этики. Тогда любые негативные аспекты политико-управленческой конъюнктуры найдут свое отражение в изменениях действительного, а не демонстративного свойства.


__________________________________________________________________________________
1. Дж. Кеннан. Мораль и внешняя политика. / Международный научно-общественный журнал "Мир перемен". - 1. - 2009, С. 78.

Н.А. Мамедова - доцент кафедры Государственного и муниципального управления МЭСИ,
А.А. Мельников - ст. преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления МЭСИ


05.11.2009
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован