Павлютенкова М.Ю. - кандидат политических наук, доцент Российская академия государственной службы при Президенте РФ ( Москва)
В конце XX столетия человеческое общество столкнулось с целым рядом проблем, вызванных развертыванием информационно-телекоммуникационной революции, быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, а также международной конвергенцией и многопрофильной кооперацией. Происходит формирование новой глобальной информационно-коммуникационной среды жизни, образования, общения и производства, которая получила название "инфосфера".
Организационно-технологической основой информационного общества являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет. Эти процессы происходят на фоне быстрой смены информационных потоков, постоянных изменений в сфере экономики и миграций населения. С другой стороны, изменения в экономике влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к качеству подготовки специалистов. На передний план выходят такие качества, как: умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях;
хорошо ориентироваться в происходящих процессах; умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным и профессиональным группам; умение общаться с людьми; умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения и т. д.
Развитие глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы совершенствования мировой образовательной системы. Это отражается как на технической оснащенности образовательных учреждений, их доступе к мировым информационным ресурсам, так и на использовании новых видов, методов и форм обучения, ориентированных на активную познавательную деятельность студентов, обучение в сотрудничестве и т. д. Благодаря средствам новых информационных и коммуникационных технологий появилась новая технология обучения - дистанционное обучение. При дистанционном обучении студент и преподаватель пространственно отделены друг от друга, но при этом могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством электронной почты и прочих технологий Интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий. Дистанционное обучение, основанное на использовании технологий Интернета, выполняет ряд новых функций и предполагает реализацию определенных принципов, среди которых большое значение имеет принцип распределенного сотрудничества, интеграции, вхождения в мировое сетевое образовательное сообщество. Дистанционное обучение или его эффективные сочетания с элементами очного или заочного обучения, организованное на основе технологий Интернета, постепенно приобретает черты универсальной формы профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. Новый социальный заказ повлиял на необходимость формирования гибкой распределенной системы непрерывного пожизненного образования, с помощью которой человек может иметь доступ к мировым ресурсам информации и базам данных, непрерывно в течение жизни повышать свои профессиональные навыки и которая позволяет ему быть профессионально мобильным и творчески активным. Начиная с 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято несколько программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений к Интернету, сложившуюся в системе образования за последние 5-10 лет. Практически одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Основными задачами модернизации ставятся возрождение и развитие лучших традиций российского просвещения, упрочение позиций России в ряду высокообразованных стран мира и ее интеграция в мировое образовательное сообщество. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" была принята Правительством РФ в декабре 2001 г., и в ней говорится о весомой роли, которую призваны играть средства информационных и коммуникационных технологий. В развитие идей модернизации российского образования с 2001 по 2003 г. были приняты и другие основополагающие документы: "Национальная доктрина образования до 2025 года", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", утверждены программы "Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы", программы "Молодежь России (2001-2005 гг.)", "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 гг.", "Программа создания системы открытого образования" и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах информационных и коммуникационных технологий, включен в стратегически важную для страны Федеральную целевую программу "Электронная Россия на 2002-2010 гг.". К 2003 г. практически завершились "Программа компьютеризации сельских школ", "Программа компьютеризации городских и поселковых школ - 2002" и т. д. В результате реализации этих программ российские учебные заведения почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами информационных и коммуникационных технологий с европейскими образовательными учреждениями, о чем свидетельствуют данные различных международных социологических исследований. Также за последние годы наметилась положительная тенденция внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. На данном этапе в вузах происходит накопление информационного и образовательного потенциала внутри каждого отдельно взятого образовательного учреждения, правда, в межрегиональных и международных образовательных проектах принимает участие пока еще незначительное количество наиболее продвинутых в этой области вузов. Дальнейшее продвижение в этом направлении сдерживается лишь недостаточным количеством преподавателей, имеющих специальную подготовку в области создания и использования средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Уровень и эффективность использования этих технологий в образовании зависят также от таких глубинных причин, как выбор приоритетной модели образования и принципов, на которых это образование строится. В настоящее время (и особенно остро это проявляется в последние 5-7 лет) в российском образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования - "классической" и "прагматической". От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Первая модель образования базируется на традиционном академическом образовании и ориентируется во многом на усвоение значительного объема знаний, передачу знаний от преподавателя (как носителя больших объемов систематизированной информации) к студенту. Эта модель по-прежнему является доминирующей в российском образовании, что связано с историческими традициями и особенностями национальной культуры. В этой модели обучаемым предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний, а необходимость самостоятельно искать учебную информацию, разрабатывать проекты, в основе которых лежит совместная учебная деятельность с другими студентами вуза, практически отсутствует. Вторую модель условно называют "американской", и базируется она на конструктивистской теории. "Американская" модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно-ориентирована. Эта модель более чутко реагирует на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции тренера, руководителя группы учащихся, но не основного (и тем более не единственного!) носителя информации. Учащиеся не приобретают глубокие и систематизированные знания, зато они в полной мере развивают навыки самостоятельной, исследовательской деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в случае использования "американской" образовательной модели средства информационных и коммуникационных технологий применяются в вузах максимально эффективно. Таким образом, можно сделать вывод, что постепенно происходит трансформация парадигмы российского образования в сторону личностно-ориентированного обучения, педагогики прагматизма. В этой новой модели компьютер и Интернет занимают очень важное место и используются как для администрирования учебного процесса в целом, так и для организации некоторых видов учебной деятельности студентов, преимущественно связанных с освоением новых информационных технологий, формированием базового уровня компьютерной грамотности. Первостепенное значение использования информационных и коммуникационных технологий в образовании как ключевого фактора для дальнейшего развития страны обусловлено двумя обстоятельствами: 1. Обладание навыками использования средств информационных и коммуникационных технологий, основами информационной культуры, умением адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий является непременным требованием современного рынка труда. Именно эти навыки и умения формируются в случае полноценной интеграции этих средств в образовательный процесс. 2. Компьютер и Интернет сами по себе уже являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, изменения парадигмы образования, отвечающей условиям развития информационного общества и экономики, основанной на знании. Формирование у учащихся навыков самостоятельной и коллективной работы, реализация принципа "образование через всю жизнь" - вот лишь некоторые задачи, стоящие сегодня перед системой образования, в решение которых могут внести свой вклад информационно-коммуникационные технологии. Уровень использования ИКТ в образовании должен определяться не столько количеством поставленных в вуз компьютеров, принтеров и сканеров или доступом к Интернету, сколько качественными показателями включения этих средств в образовательный процесс, создания многофункциональных виртуальных учебных сообществ, эффективного использования возможностей новых технологий для дальнейшего проведения реформы образования. Дистанционное обучение, а особенно одна из его форм, в основу которой положены технологии Интернета, находится на стыке всех проблем современного образования. Будучи новой формой обучения, с максимальной эффективностью адаптирующей под свои нужды все "новинки" сетевых технологий, оно "не вписывается" в рамки традиционного академического обучения. И в случае, если дистанционный курс, создающийся в Интернете, делается его авторами как слепок с неэффективного и не отвечающего задачам образования XXI в. традиционного курса (речь идет, прежде всего, о курсах, построенных по принципу "прочитал веб-учебник и сдал онлайновый тест"), то этот курс уже с самого начала будет обречен на неудачу. Новые информационные и коммуникационные технологии являются катализатором перехода к личностно-ориентированному обучению. Поэтому, на наш взгляд, более перспективный подход к организации дистанционного обучения - это организация коллективного (группового) обучения с внедрением новых педагогических технологий (обучения в сотрудничестве, кооперативного обучения, проблемного обучения, метода проектов и пр.). Для этого подхода характерно следующее:
учащиеся вовлечены в групповое обучение в составе небольших групп;
междисциплинарность учебных курсов, реализованная при разработке учебного плана и содержания; ?
интенсивный процесс коммуникации, общения учащихся друг с другом, с экспертами в данных предметных областях, практиками и координаторами;
использование различных источников информации и баз данных;
широкое использование самооценки, рефлексии при оценке эффективности учебной деятельности; выработка навыков критического мышления и т. д.
Если посмотреть шире, то информационно-коммуникационные технологии оказывают влияние на изменение системы образования в целом, преобразуя ее в соответствии с требованиями глобализации образования, возросшей академической мобильности, международного сотрудничества, вхождения России в мировой рынок квалифицированного труда (рис. 1). Наступающее информационное общество меняет представление об обучении, связях между учебой и профессиональной деятельностью. Так, известный канадский публицист и специалист в области информационных технологий Д. Тапскотт выдвигает 6 тезисов обучения нового типа.
Тезис 1. "Стирание граней между работой и учебой". В информационном обществе обучение станет одной из важный составляющих профессиональной деятельности.
Тезис 2. "Век живи - век учись". Обучение превращается в непрерывное пожизненное занятие.
Тезис 3. "Учиться - не значит ходить в государственную школу или институт". Поскольку информационное общество будет обществом умственного труда, в котором учеба - часть повседневной жизни, постольку без повышения квалификации и обучения успехов и эффективности в профессиональной деятельности не добиться.
Внешние отношения нового типа Преобразование учебных планов Преобразование программ отдельных дисциплин
Используемые технологии | Перспективы | Изменения |
| | |
`Сеть` | ООО | Обучение как элемент эпохи знаний |
Межкорпоративные вычислительные системы | |
Инфраструктура учебного учреждения |
|
Вычислительная система исследовательского коллектива |
|
Персональные средства мультимедиа |
| Эффективность обучения |
Рис. 1. Изменения в системе образования.
Тезис 4. "Учебные заведения стараются не отставать от жизни, но получается это не у всех". Мы живем в мире, насыщенном информацией, и далеко не весь процесс обучения проходит в стенах аудитории. Весь мир - учебный класс и от преподавателей зависит, чтобы это было действительно так. В это же время большинство профессоров пишут конспекты от руки, а затем переносят написанное мелом на доску, т.е. печатный станок Гутенберга у преподавателей еще не входит в число вещей повседневного обихода. Тезис 5. "Коллективное сознание является основой при построении обучающейся организации". Коллектив может быть конкурентноспособным и эффективным только в том случае, если учится быстрее своих конкурентов. Этот тезис имеет важное значение и для повышения квалификации государственных служащих, в том случае, если государство ставит задачу качественного, а не количественного реформирования российской бюрократии. Тезис 6. "Новая информационная среда способна изменить систему образования и создать инфоструктуру труда и обучения информационного общества". Чем шире доступ к информации, тем больше преимуществ получают учащиеся перед преподавателями, застрявшими в прошлом. Истинная мощь информационных технологий проявляется только в сети, поэтому компьютерная сеть Интернет сегодня становится неотъемлемой составной частью всех социальных процессов и педагогического, в том числе. Думается, именно поэтому в отчете ЮНЕСКО отмечалось, что "учитель с мелом у доски не может сравниться с новыми мощными средствами представления информации". Программно-технологические средства обучения на основе сети Интернет предоставляют обучающимся возможность свободного доступа к формам электронных изданий учебного назначения, преподавателям - возможность использования в обучении электронных дидактических материалов, самостоятельного проектирования авторских информационно-образовательных сред, оперативного обновления учебных и контролирующих программ в соответствии с новыми знаниями и технологиями. В этой связи особую актуальность приобретает использование сети Интернет как базового технологического элемента в процессе дистанционного обучения. Реализация идеи дистанционного образования, в свою очередь, лежит в плоскости создания образовательного сайта.
Сайт учебного заведения, курсов повышения квалификации дипломированных специалистов в сети Интернет - сравнительно новое образовательное средство, педагогические основы которого еще нуждаются в разработке. В связи со стремительным развитием информационных технологий роль образовательных сайтов в деятельности учебных учреждений возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит успех взаимодействия образовательного заведения с дистатными обучающимися. Возможности веб-сайтов по их информационной доступности делают их универсальными источниками для решения многих образовательных задач. Создание и использование электронной библиотеки, материалов Интернет-конференций, а также возможность пополнения их собственными работами является эффективным средством мотивации и образовательной самореализации обучающихся. Публикация докладов для доступа к ним коллег стимулирует учебную деятельность "дистантных" учащихся. В то же время следует отметить, что сфера образовательной деятельности предъявляет специфические требования к конструированию образовательного сайта и педагогическая составляющая должна быть в данном случае доминирующей. Образовательный сайт можно рассматривать как элемент инфраструктуры системы дистанционного образования. Первопроходцами дистанционного обучения в России были, естественно, программы дистанционного обучения информатике, однако довольно быстро появились и программы компьютерного обучения другим специальностям, в первую очередь тем, спрос на которые оказался высок (менеджмент, финансы). Вместе с тем, классические университеты такие, как Московский государственный и Санкт-Петербургский относятся к дистанционному обучению настороженно, уповая на искусство лекторов и преимущества передачи знаний непосредственно от учителя к ученику. Они справедливо полагают, что подготовка квалифицированных специалистов в рамках вечерней, заочной и дистанционной форм обучения требует немалых способностей, большого желания учиться и достаточного количества свободного времени. По мнению ряда вузовских преподавателей, совмещение работы с учебой эффективно в основном тогда, когда речь идет о получении второго высшего образования или о повышении квалификации. Разделяя это мнение и основываясь на собственном опыте преподавания в РАГС, заметим, что дистанционная форма обучения может стать хорошей основой для повышения квалификации и получения второго высшего образования, а не первого базового. И, наконец, хотелось бы подчеркнуть, что программа дистанционного обучения - это не текст лекций, написанный на компьютере. Это принципиально иной дорогостоящий способ организации и преподнесения учебного материала, требующий, помимо прочего, еще и тьютора - профессионала в предметной области, владеющего современными информационными технологиями. И все это в условиях ограниченного государственного финансирования.
Из вышесказанного можно сделать главный вывод: сегодня, планируя карьеру политолога и государственного служащего, нужно иметь в виду, что полученные базовые знания уже не являются тем багажом, которым можно пользоваться всю жизнь. В незаметно наступающем информационном обществе знания придется обновлять всю жизнь.
И еще один важный момент. В зарубежном образовании появилась новое направление - педагогический дизайн, который становится одним из самых приоритетных направлений, поскольку позволяет подготовить специалистов, понимающих, как можно интенсифицировать учебный процесс за счет использования средств информационных и коммуникационных технологий. В условиях личностно-ориентированного обучения представляется особенно важным сделать процесс обучения высокотехнологичным, предлагать обучающимся такие средства, формы и технологии обучения, которые в наибольшей степени отвечали бы их личным потребностям и интересам, индивидуальным учебным стилям (learning styles), имеющимся у них условиям для получения образования, техническому оснащению и пр. Важность этой тематики признается за рубежом на всех уровнях - от федерального (путем создания из средств государственного бюджета различных сетей, ассоциаций, консорциумов, федеральных учебно-методических центров и пр.) до уровня отдельных институтов, факультетов, школ и пр. На специалиста в области педагогического дизайна возлагаются разнообразные функции в процессе проектирования электронных учебных материалов. На нем же лежит и ответственность за итоговый результат, и его внедрение в педагогическую практику. С усложнением технологий создания учебных материалов педагогический дизайнер оказывается центральной фигурой в разнородной команде разработчиков, в которой он обеспечивает методическую основу всего процесса проектирования, включая производство и внедрение новых средств обучения. Поскольку сформулированных четких требований к профессиональной компетентности педагогических дизайнеров в нашей стране пока нет, интересно познакомиться с аналогичными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки педагогических дизайнеров в США, где перечень профессиональных компетенций по педагогическому дизайну был определен в 1986 г. За последующие годы эти компетенции неоднократно подвергались редактированию, что было вызвано необходимостью включать новые компетенции, связанные с использованием новых информационных и коммуникационных технологий, сменой парадигмы образования; большей, чем ранее, ориентацией на групповые формы обучения, обучение в сотрудничестве; интернационализацией образования и интеграцией образовательных систем и т. д. К 2000 году список компетенций по педагогическому дизайну, составляемый и регулярно обновляемый в International Board of Standards for Training, включал уже 23 основных направления компетенций и 127 положений. Можно выделить следующие ключевые направления, по которым проводится подготовка специалистов в области педагогического дизайна:
- овладение теорией (педагогикой, психологией, дидактикой, методикой) и умение применять ее на практике в ходе реализации проектов по педагогическому дизайну;
- обучение планированию, организации апробации, проведению анализа эффективности полученных результатов;
- обучение методике отбора средств обучения, проектирования и создания новых средств;
- обучение основам менеджмента и PR, связанных с внедрением результатов проекта в сфере образования. Таким образом, речь идет об интегрированной междисциплинарной подготовке высокопрофессиональных специалистов, владеющих основами таких дисциплин, как педагогика, методика, психология, информационные технологии и вычислительная техника, управление, менеджмент, связи с общественностью.
www.viperson.ru