18 февраля 2009
2615

Марина Абрамкина: `Необходимость создания единой законодательной базы регулирующей деятельность комиссий по делам не совершеннолетних`

Мы много рассуждаем и говорим о необходимости уделять особое внимание проблемным детям, подросткам. Но пора уже конкретно обозначить круг вопросов и мер для решения актуальных назревших проблем в отношении как принято говорить несовершеннолетних. Пора избавляться от стандартных штампов и подходов в работе с подростками, тем более имеющих склонности по ряду объективных и субъективных причин к правонарушениям. Отходить от протокольных мероприятий с призывами усилить, направить, обеспечить, обратить внимание, заслушать, вовлечь, и т.д.

Ведь даже ставшие сегодня модными координационные совместные мероприятия с участием комиссий по делам не совершеннолетних, судов, прокуратуры, органов народного образования, культуры, здравоохранения, жилотделов в большинстве своём по факту являются чисто формальными, и пишутся только для отчётности.

А ведь рост преступности среди подростков вызывает тревогу. Статистика пугает: в совершении преступлений и правонарушений принимают участие уже не десятки, а сотни подростков. Сложилась наиболее опасная тенденция групповой преступности - это распространение организованных групп, которые устойчивы, скрыты, характеризуются дерзостью, частотой совершения преступлений, иерархией, неформальными нормами поведения. Распространением пьянства, наркомании. Происходит омоложение преступности. В этом участвуют дети, ученики младших классов, девочки.

Получается существенный разрыв между уровнем статистической информации и уровнем её оценки. Зная о таком положении - мы должны действовать незамедлительно.

Ведь когда касаешься конкретики, кто непосредственно занимается этой работой, получается, что на одного трудного подростка приходится порядка десяти, а то и более человек, но в частности никого не найдёшь. Десяток учреждений задействованы в этой системе, но все они разобщены. Ввиду серьезности и надобности единой координирующей функции деятельности комиссий, необходимо сосредоточение между органами и ведомствами различной правовой природы. Должна быть выработана одна общая законодательная платформа, регулирующая все эти взаимоотношения. В самой структуре Закона нужно предусмотреть последовательность и логичность изложения всех норм. Чтобы реально на деле была возможность координировать всю работу с подростками. И не надо формировать мнение и отношение к трудным подросткам, как к чему-то внеземному, инопланетному, чужеродному. Это наши с вами дети. То, что мы сеем, то и пожинаем. В предосудительном поведении ребёнка в большинстве случаев причиной являются явные или скрытые ненормальности в семье. Зачастую её материальное положение. Душевный надлом ребёнка, часто вызываемый в неполных семьях. Там где неродные отец или мать. Грубость и полное не понимание со стороны взрослых, в том числе и педагогов. Невозможность в иных случаях адаптации подростка к новым условиям, среди нового коллектива. Здесь должны приходить на помощь люди профессионально подготовленные. Мы должны создать такие условия, чтобы контингент, работающий с подростками, не только выносил решения о жестких наказаниях, а в первую очередь, разбирая проблемы ребенка, заставлял размышлять его о своей жизни. Вызывать на внутренний диалог, на суд над собой, в котором он сам обвинитель, защитник, судья.

И не нужно создавать эти массовые показательные бичевания над подростком, который и так попал в трудную жизненную ситуацию. Из которой ему порой самому не выбраться. Всё это наносит только вред. К ребёнку, подростку нужно относиться бережно. Уважать как личность. Только тогда из него вырастит настоящий гражданин нашего общества.

Поэтому, при создании новой системы, нужно в первую очередь определить, как и конкретно кто будет непосредственно задействован в ней. На каком уровне это будет происходить.

Фактически вопросы о комиссиях как регионального, так и муниципального уровня решаются по разному. И не только по органам и по форме, но и по содержанию. Это обусловлено отсутствием адекватного настоящему времени и ситуации федерального закона. Так эта сфера на сегодняшний день регламентируется Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, который фактически изжил себя и морально устарел.

Хотя в соответствии с Кодексом об Административных правонарушениях Российской Федерации предусматривается не что иное, а именно - Федеральный Закон. Ведь само отсутствие такого Закона как следствие исключает формирование единого правового пространства в этой сфере.

Сложившиеся, на данном периоде, социально-экономические и организационно-правовые реалии обозначают несовершенство и не согласованность Федерального законодательства регламентирующего работу комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. А также несоответствие правовых норм, в рамках которых действует вся система профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и правовых международных обязательств, принятых в Российской Федерации в последние годы необходимо пересмотреть полностью законодательную базу в отношении несовершеннолетних и защиты их прав. А также системы профилактики безнадзорности и

правонарушений среди несовершеннолетних. Должна быть выработана одна общая концепция, охватывающая и детально регламентирующая все вопросы касающиеся этой сферы. Нужно чтобы заработала единая нормативно-правовая основа организации и функционирования комиссий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Федеральном Законе должны содержаться нормы устанавливающие статус соответствующей федеральной и региональной структуры. Основы их взаимодействия и делегирования субъектам РФ полномочий по нормативно-правовому и организационно-техническому обеспечению образования и функционирования комиссий муниципальных образований и городов. Необходимо конкретизировать и закрепить трехуровневую систему комиссий. Это - межведомственная комиссия при Правительстве РФ

- комиссия при органах исполнительной власти Субъектов Федерации

- комиссии при органах местного самоуправления.

Порядок образования комиссий и осуществление ими отдельных государственных полномочий должно быть в совместной компетенцией Федерации и её субъектов. При этом комиссии всех трёх уровне должны составлять единую систему. Соответственно и решения, принимаемые муниципальными комиссиями, в том числе и по административным правонарушениям могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию. С этой точки зрения Закон будет обеспечивать не только защиту, но и охрану прав несовершеннолетних в процессе рассмотрения каждого дела.

Должно быть, независимое и высокопрофессиональное разрешение этих дел. Причём определяющая роль должна принадлежать юристу, педагогу и психологу.

В Федеральном Законе необходимо предусмотреть вопросы о финансировании и материальном обеспечении деятельности комиссий всех уровней. Мы забыли о том, что любая деятельность, что бы дала определенные результаты, должна иметь соответствующее финансирование. Время голого энтузиазма давно прошло.

Государственные полномочия должны передаваться муниципальным органам власти с соответствующей передачей субвенций, обеспечивающих выполнение этих функций. Так же должно быть предусмотрено информационное обеспечение, включающее в себя не только методические, методологические материалы. Но и непосредственно профессиональную подготовку, и специальное обучение работников занятых в этой сфере.

Ведь кадровая проблема обусловлена отсутствием системы подготовки и повышения уровня квалификации кадров. У нас элементарно отсутствуют специалисты, профессионально подготовленные и умеющие работать с таким сложным и неоднозначным контингентом как трудные дети и подростки. Очень важно определить статус, количественный и качественный состав членов комиссии. Чётко обозначить персональные требования к каждому члену, тем более к Председателю и ответственному секретарю. Согласовать эти вопросы с трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской и муниципальной службе. Ведь в основном состав комиссий сегодня представлен высокопоставленными чиновниками всех уровней, для которых это дополнительная общественная нагрузка. Которым в принципе по долгу своей основной службы, просто нет времени заниматься проблемами подростков в каждом единичном случае. А порой и людьми, практически не подготовленными и некомпетентными в силу различных обстоятельств и не способных осуществлять эффективную деятельность в составе комиссии. К формированию комиссий нужно подходить реально. Создавать их из людей, которые конкретно будут заниматься этими вопросами. А чиновники в силу своих обязанностей и так должны принимать в этом самое активное участие.

Должна быть создана объективная государственно-общественная экспертиза деятельности всей этой системы. Обеспечено осуществление аналитической деятельности. И конечно же как можно шире должны привлекаться общественные организации. Которых у нас превеликое множество. Но в большинстве своём, несмотря на заложенные благие уставные цели, в которых оговаривается участие в мероприятиях такого рода, почему-то сторонятся их. И ещё один не мало важный аспект. Мы должны обратить особое внимание на уровне осуществления государственной политики на становление и развитие роли идеологического и патриотического воспитания в жизни подрастающего поколения. Прежде всего, личность формируется на основе внутреннего содержания человека его отношении к окружающему миру. Тут мы должны вложить в душу и разум маленького человечка основы основ общечеловеческих моральных ценностей.



Зам.пред.комитета
по образованию, науке и культуре
Народного Собрания РД Абрамкина М.В.

18.02.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован