11 октября 2005
1981

Марина Лебедева: `Законы пишутся для блага народа`

Марина Яковлевна, как нам стало известно, Вы являетесь одним из авторов, внесенного недавно в Государственную Думу проекта федерального закона `О прибрежном рыболовстве`. Учитывая, что совсем недавно, а именно в декабре прошлого года, принят Федеральный закон `О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов`, хотелось бы получить от Вас информацию о том в какой связи находятся два этих документа, как продвигается работа над проектом закона `О прибрежном рыболовстве`, какова реакция на Вашу инициативу со стороны заинтересованных представителей рыбопромышленников и органов власти.

Да, я являюсь одним из авторов проекта Федерального закона `О прибрежном рыболовстве`, подготовленном в развитие концепции Федерального закона `О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов`.

Основной целью принятия такого законопроекта является совершенствование законодательства Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, на основе детализации и уточнения норм, регламентирующих ведение рыболовства в прибрежной рыболовной зоне, другими словами законопроект должен, опираясь на нормы Федерального закона `О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов` установить механизмы эффективного использования водных биоресурсов прибрежной зоны для поддержания жизнедеятельности и решения многочисленных социально-экономических проблем прибрежных регионов России.

Законопроект развивает и раскрывает положения и принципы, обозначенные в первом из серии федеральных законов, направленных на рациональное использование, сохранение и регулируемое воспроизводство водных биологических ресурсов, являющихся одним из важнейших и традиционно используемых населением прибрежных субъектов Российской Федерации видов природных ресурсов, затрагивает крайне чувствительные и острые моменты правового регулирования разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения.

По данным ФАО прибрежное рыболовство дает порядка одной трети добычи мирового морского рыболовства, особо значимую роль играет во многих приморских регионах, где оно является весьма важным, а зачастую, и ведущим компонентом экономики. Во многих странах мира более 90% рыбопродукции, реализуемой в свежем и охлажденном виде, составляет именно продукция прибрежного рыболовства и аквакультуры.

С учетом особенностей природно-климатических условий прибрежных районов промысла понятие `прибрежное рыболовство`, уточнено и изложено в редакции, определяющей, что при ведении прибрежного рыболовства рыбопродукция на территорию Российской Федерации может доставляться как в свежем и охлажденном виде, так и замороженном, что должно отражаться в условиях разрешений на добычу(вылов) водных биоресурсов в режиме прибрежного рыболовства, учитывающих природно-климатические (сезонные) и технологические (категории промыслового флота) особенности промысла конкретных видов водных биоресурсов.

Данный законопроект определяет правовые основы государственной политики в области прибрежного рыболовства, призванной обеспечить как воспроизводство и рациональное использование водных биологических ресурсов, так и развитие их социально-экономической инфраструктуры.

Помимо экономического аспекта прибрежного рыболовства, при ведении которого на территорию России доставляется рыбопродукция для переработки и последующей реализации, чрезвычайно важным является аспект социальный. На практике, создание каждого рабочего места рыбака автоматически влечет за собой создание, как минимум, 6-8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, рыбообработки, судоремонта и т.д.

Суммарный социально-экономический эффект этой цепочки настолько велик, что во многих странах государством оказывается прямая или косвенная финансовая поддержка прибрежному рыболовству в тех случаях, когда первое звено, то есть непосредственно промысел, оказывается нерентабельным.

В то же время, абсолютно очевидно, что прибрежное рыболовство является всего лишь одним из компонентов промышленного рыболовства, ведущегося в промысловых районах, расположенных как во внутренних водах Российской Федерации и в ее территориальном море, так и на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.

В этой связи отсутствует необходимым устанавливать постоянную границу зоны прибрежного рыболовства, принимая во внимание, что при необходимости поставки рыбопродукции на территорию Российской Федерации, прилегающую к районам промысла, основным отличительным условием будет являться технологическая возможность доставки рыбопродукции на берег при сохранении ее потребительских качеств

Квоты прибрежного рыболовства должны быть достаточными для того, чтобы обеспечивалась эффективная деятельность прибрежного рыбохозяйственного комплекса при полной загрузке мощностей рыбоперерабатывающих предприятий и флота и удовлетворении потребительского спроса местного населения. Предложения по объемам квот прибрежного рыболовства должны разрабатываться органами исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации при активном участии рыбопромысловых и научно-технических советов.
Надеюсь, что наполнение содержания законопроекта конкретными нормами прямого действия, в том числе нормами, регулирующими государственную поддержку прибрежного рыболовства будет способствовать возрождению и активизации прибрежных рыбоперерабатывающих комплексов, повышению занятости населения, созданию новых рабочих мест, ориентации сбыта и реализации уловов водных биологических ресурсов на внутренних рынках.

В этой связи в содержание данного законопроекта включена статья о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. В законопроекте раскрыты новые нормы, необходимые для эффективного государственного регулирования данного вида использования водных биологических ресурсов - многовидовой промысел, прилов, что направлено в первую очередь на рациональное использование водных биоресурсов.
Данным законопроектом расширены полномочия прибрежных субъектов Российской Федерации в части совместного с федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства регулирования промысла в режиме прибрежного рыболовства - организации конкурсов на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком. В законопроекте отражены основные критерии выбора победителей таких конкурсов. Как мера, способствующая воспроизводству водных биоресурсов установлены нормы, определяющие приоритеты для бесконкурсного предоставления рыбопромысловых участков для ведения прибрежного рыболовства индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по искусственному воспроизводству и регулированию захода анадромных видов водных биоресурсов на нерест.

Невозможность применения в большом ряде случаев действующих мер регулирования промысла и распределения прав на использование биоресурсов, определило необходимость включения в данный законопроект нормы, устанавливающей особенности оперативного регулирования промысла анадромных видов водных биоресурсов. В законопроекте нашла отражение и необходимость особого научного обеспечения, проведения государственного мониторинга и внедрения автоматизированной системы сбора учетных статистических данных о состоянии запасов и освоении квот прибрежного рыболовства.

В силу значительных различий климато-географических условий и развития социально-экономической структуры в различных приморских регионах России, следует применять дифференцированный подход к организации и регулированию прибрежного рыболовства. В некоторых районах его развивать просто невозможно и нецелесообразно. Освоение водных биоресурсов внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в подобных регионах может вестись не только каботажным, но и экспедиционным флотом или вахтовым методом, но в юридическом плане, данный вид использования водных биоресурсов также должен относиться к прибрежному рыболовству, если рыбопродукция доставляется на берег для переработки или реализации.

Очень ценной является норма, регулирующая порядок реализации доставленной на берег и рыбопродукции, а также меры поддержки воспроизводства водных биоресурсов и развития рыбопромыслового флота прибрежного рыболовства.

Учитывая то, что прибрежное рыболовство является неотъемлемой составляющей частью экономики приморских регионов, следует реализовывать стратегию его развития в тесной координации с общей стратегией социально-экономического развития данных регионов, то есть в рамках государственных программ, что определило включение в законопроект норм, определяющих необходимость разработки и реализации специальных федеральных целевых программ развития прибрежного рыболовства и прибрежного рыбохозяйственного комплекса, а также соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

Что касается второго вашего вопроса - как продвигается работа над законопроектом, надо сказать - весьма активно. Первая, самая общая и можно сказать - предварительная редакция законопроекта широко обсуждалась как в регионах, так и на уровне заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Надо сказать высказывались различные мнения, вплоть дол диаметрально противоположенных. Тем не менее , в результате серьезной доработки законопроект приведен в состояние, отвечающее как общегосударственным интересам, так и интересам прибрежных регионов. Но и сейчас отдельные ведомства проявляют некоторую пассивность, все еще размышляя нужен такой закон или нет, сомневаясь в наличии самостоятельного предмета правового регулирования.

В этой связи думаю не лишним сослаться на заключение экспертов-правовиков, известных в стране юристов в области экологического права - О.И..Красова и С.А.Боголюбова, которые отмечают, что `Необходимость принятия любого закона обычно обусловлена комплексом экономических, политических, социальных и иных причин. Такого рода обстоятельства, определяющие целесообразность принятия Федерального закона `О прибрежном рыболовстве`, достаточно убедительно изложены в Пояснительной записке к проекту данного Федерального закона`.

Комитетом Государственной Думы по экологии рассмотрен доработанный проект федерального закона No 121510-4 `О прибрежном рыболовстве`, и отмечено следующее `учитывая, что прибрежное рыболовство имеет особую значимость для многих приморских регионов, где оно является ведущей областью экономики, обеспечивающей поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов, обеспечивая основу жизни и деятельности населения этих территорий, а также недостаточное правовое регулирование этих отношений в действующем законодательстве, Комитет считает возможным дальнейшее развитие законодательного регулирования правоотношений в области прибрежного рыболовства путем принятия специального федерального закона, а также внесения соответствующих дополнений и изменений в действующее законодательство и поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с последующей его доработкой при подготовке ко второму чтению.


20.06.05
(журнал `Рыбные ресурсы`, июнь 2005г.)

fishres.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован