Эксклюзив
09 сентября 2014
2382

Марк Гольман: Монголия и Япония: переход к экономическому партнерству

Япония была одной из первых великих держав признавших МНР и установившей с ней дипломатические отношения в феврале 1972 г. С этого времени японо-монгольские отношения прошли несколько стадий и неизменно развивались по восходящей линии.

До 1990 г., в период существования МНР, в политическом плане они носили протокольный характер. Но уже в 1977 г. обозначился основной ракурс этих отношений, а именно: оказание Японией экономической помощи Монголии. Так уже в том году Япония помогла создать в Улан-Баторе фабрику "Гоби" по производству кашемира. В настоящее время, благодаря последовавшим неоднократным японским субсидиям, она превратилась в мощный комбинат - основной производитель махеровых, кашемировых и шерстяных изделий, идущих на экспорт.

После победы в 1990 г. демократической революции Монголия, как известно, оказалась в тисках глубокого экономического кризиса 1991 - 1993 гг., связанного с распадом СССР - основной опоры МНР, и поставившего страну на грань катастрофы. И именно в эти годы Япония становится одним из главных, если ни главным спонсором Монголии, выдвигается в авангард инициированного ею же вместе с Мировым банком донорского движения помощи Монголии. В итоге, Монголия уже в 1991 г. получила 150 млн. долл. безвозмездной иностранной помощи и 250 млн. долл. на 1992-93 гг. Отметим, что это движение со временем охватило от 24 до 30 государств, включая РФ, КНР, Республику Корея, США, Германию и др., а также 10 международных финансовых организаций. За 1991 - 2003 гг. было проведено 10 совещаний доноров, преимущественно в Токио, а общая сумма помощи составила 2,4 млрд. долл., из них 52% - безвозмездная помощь и 48% льготные кредиты. 50% всех донорских поступлений обеспечила Япония.

Кроме того, примерно в это же время и позднее Япония самостоятельно предоставляла Монголии финансовую и техническую помощь, так что общая сумма японской поддержки к 2010 г. составила 3,6 млрд.долл. США (более 50% безвозмездно, остальное - льготными кредитами).

Эта помощь носила всеобъемлющий характер, коснулась почти всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, общественного транспорта, дорожного строительства, ремонта тяжелой техники и машин, ремонта и реставрации школьных помещений, детских садов и больниц, развития телекоммуникаций, бизнес-менеджмента и.т.д.

Выражая Японии глубокую благодарность монгольского народа за помощь и поддержку с самого начала демократических преобразований в 1991 г., президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж особо отметил, что эта помощь "...всегда была своевременной и актуальной. Мы всегда с теплотой и благодарностью помним, как японский народ протянул нам руку помощи в труднейшие времена, когда из-за остановки теплоэлектростанций Монголия оказалась под угрозой замерзания, когда остановился общественный транспорт, когда из эксплуатации вышли транспортные средства пожарных служб и служб скорой помощи, когда нашим детям не стало хватать школ и детсадов. ... Деньги японских налогоплательщиков сыграли решающую роль в преодолении нами трудных времен, и имели жизненно важное значение в развитии страны".

Эти слова президент Монголии Ц. Элбэгдорж произнес в своем выступлении на бизнес-форуме монгольских (150 человек) и японских (180 человек) предпринимателей, представителей около 500 ведущих фирм обеих стран, - который состоялся в Токио во время его знаменательного рабочего визита в Японию 21-24 июля 2014 г. Знаменательным этот визит стал потому, что обозначил конец спонсорской помощи и безвозвратных субсидий и перевод монголо-японских экономических отношений на рельсы взаимной выгоды и взаимодополняемости.

Монголия заинтересована во внедрении у себя японской технологии, техники, менеджмента и методов работы. Япония, лишенная особых минеральных богатств, заинтересована в получении из Монголии минерального сырья (уголь, медь, цинк и др.) и сельхозпродуктов: мяса, конины, шерсти.

Стороны договорились о развитии широкого сотрудничества в сельском хозяйстве, промышленности, в инфраструктурной сфере, в горнорудной и туристической отраслях, а также о финансово-техническом содействии Японии в реализации таких крупных проектов как строительство медицинского учебно-диагностического центра в Улан-Баторе, нефтеперегонного завода в Дархане и нового международного аэропорта недалеко от столицы.

Но главным результатом переговоров президента Ц. Элбэгдоржа и премьер-министра Японии Cинзо Абэ явилась достигнутая договоренность о заключении в скором времени Соглашения об экономическом партнерстве - 15-го по счету такого рода соглашения для Японии и 1-го - для Монголии.

Впервые идея разработать такой документ прозвучало в 2010 г. в ходе тогда государственного визита Ц. Элбэгдоржа в Токио - визита, провозгласившего Японию стратегическим партнером Монголии. За прошедшее после этого время указанная идея постепенно обретала плоть и кровь. И к 2014 году 80 специалистов, после 2 лет работы, представили предварительный текст Соглашения, насчитывающий уже более 1000 страниц.

В настоящее время идет его доработка, согласование и редакция, а ратификация должна состояться в 2015 г.

Оба лидера очень высоко оценили предстоящее соглашение. Выступая на пресс-конференции по итогам переговоров, C. Абэ отметил, что оно "выведет наши взаимодополняющие экономические связи на новый уровень", а Ц. Элбэгдорж подчеркнул, что - оно создает "стабильную правовую среду для активизации двусторонних экономических и инвестиционных связей". "Мы предлагаем - продолжил Ц. Элбэгдорж - изыскать возможности вместе производить и вместе выходить на международные рынки".

Действительно, вступление в силу Соглашения об экономическом партнерстве - а можно не сомневаться, что после доработки оно будет ратифицировано, ибо выгодно для обеих сторон - положит начало по сути свободной торговле и совместному производству с использованием японской технологии и ноу-хау, вдохнет новую жизнь во все сферы делового сотрудничества.

Прежде всего, оно конечно, будет способствовать расширению товарооборота между двумя сторонами, который в среднем находился на уровне 100 млн.долл. и лишь в 2013 г. достиг 280 млн.долл., что, как сетовал в Токио Ц. Элбэгдорж, не соответствует потребностям и торговому потенциалу обеих сторон.

Оно также призвано сгладить структуру товарооборота, при которой сегодня 90% - это монгольский импорт и 10% - экспорт, причем 50% импорта падает на бывшие в употреблении японские легковые автомобили, а экспорт - на мясо, конину и кашемир. Для расширения товарообмена стороны договорились о снятии 11% налога на монгольский кашемир и постепенного снижения 5% налога на ввоз японских автомобилей и 38,5% таможенных пошлин на импорт монгольского мяса.

Наконец, Соглашение откроет дорогу для увеличения прямых японских инвестиций, уровень которых в 500 млн.долл. в настоящее время, по мнению монгольского президента, является явно "неудовлетворительным".

Представляется, что окончательный текст соглашения об экономическом партнерстве будет отвечать решению проблем, обозначенных выше, и обе страны ждет подъем взаимовыгодного совместного экономического взаимодействия. А это в перспективе, вполне может привести к ослаблению в какой-то степени экономической зависимости Монголии от Китая и России и, во всяком случае, упрочит позиции Японии, как важного игрока на монгольском экономическом поле.

Марк Гольман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован