25 октября 2006
1683

Материалы для выступления Виктора Войтенко на Читинской конференции `Единой России`

Буквально за шесть лет в России произошло столько позитивных изменений, что ее трудно узнать. 90-е годы, когда страна с трудом "держалась на плаву", ушли в прошлое. Ушли навсегда. Сегодня Россия - мировая держава, крепко стоящая на ногах, один из лидеров по темпам модернизации. Экономический рост в стране составляет в среднем около 7 %, реальные доходы населения растут на 10-11 % ежегодно. Последовательно решается главная задача - повышения уровня жизни наших граждан. Это - прямой результат модернизации.
Однако предстоит сделать еще очень много.
Главное отличие нынешней ситуации заключается в возможности долгосрочного планирования. Еще несколько лет назад государственная власть была вынуждена работать, практически, в режиме "пожарной команды", реагируя на постоянно возникающие вызовы. Сегодня у России есть все возможности - в том числе и финансовые - реализовать стратегические планы, способные обеспечить стабильное развитие страны на десятилетия.
Сегодня парламентское большинство стремится создать законодательные возможности для постановки стратегических задач. В частности, мы примем закон "О развитии сельского хозяйства", позволяющий решать проблемы российского села на основе ясной по целям и методам программы, а не от случая к случаю.
В Государственной Думе сформировалось понимание того, на каких принципах должна основываться модернизация страны и какие задачи должны быть решены в первую очередь:
- Развитие гражданского общества, гарантий конституционных прав граждан, развитие российской демократии как демократии суверенного государства в соответствии с положениями Конституции.
- Инновационное развитие страны. Разработка и реализация промышленной и сельскохозяйственной политики, инфраструктурной политики, включающей ограничение тарифов естественных монополий.
- Активная социальная политика. Особое внимание образованию, здравоохранению, жилищной сфере, повышению заработной платы. Разработка и реализация демографической политики, в том числе повышение рождаемости, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни, забота о детях и пожилом населении, поддержка молодежи.
- Укрепление правоохранительной системы. Борьба с преступностью, в том числе с коррупцией.
- Выравнивание уровня жизни на территориях Российской Федерации. Повышение эффективности регионального управления, в том числе сокращение федеральных чиновников в регионах, введение партийных правительств в субъектах Федерации.
Сегодня перед государством уже не стоит вопрос "где взять деньги". Стоит другой вопрос - как ими грамотно и эффективно распорядиться. Только от этого зависит, будут ли эти деньги способствовать решению наших главных задач: укреплению государства, повышению эффективности экономики, благосостояния и безопасности граждан.
Уже есть примеры эффективных программ, когда деньги даются под конкретные, ясные цели, и с соответствующим результатом. Это, прежде всего, приоритетные национальные проекты. Они дают отдачу. Причем все прогнозы, что такие расходы, якобы, приведут к росту инфляции, оказываются несостоятельными. Инфляция снижается.
На 2007 год в проекте бюджета предусматривается рост расходов на приоритетные национальные проекты более чем на 50%.
Внедрение программно-целевых методов, повышение эффективности расходов, является на сегодня и главным резервом в части борьбы с бюрократизацией и коррупцией. Более результативных способов мир еще не придумал, и мы тоже должны воспользоваться ими, в том числе для сокращения бюрократического аппарата.
В целом, необходимо расширять подход, который начал применяться в приоритетных национальных проектах. Этот проектный подход позволяет выделить приоритеты, сконцентрировать на них ресурсы, поставить четкие сроки, определить ответственных за каждую задачу. И наш бюджет должен быть именно таким - бюджетом стратегических проектов.
Развитие социальной сферы нельзя откладывать "на потом". Социальное развитие, человеческий потенциал - важнейшее условие успешного экономического роста. Нам нет смысла пытаться конкурировать за счет снижения издержек на зарплаты и социальные льготы. Опустить уровень социальной поддержки до китайского совсем не означает, что будут обеспечены и китайские темпы роста. Те, кто так думают, плохо знают Китай и совсем не знают России. Мы можем и должны развивать высокие технологии, производства с высокой добавленной стоимостью и зарабатывать, прежде всего, на этом. А такая политика немыслима без серьезных вложений в человека - в образование, здравоохранение.
В конечном счете, не надо забывать, что богатство страны - это не объем бюджета, а, прежде всего, благосостояние всех ее граждан.
Мы считаем, что, планируя и осуществляя преобразования, нужно всегда опираться на традиционные для российского народа культурные и духовные ценности. Изменения должны соответствовать традициям и ожиданиям нашего общества.
Наконец, необходимо совмещение отраслевых и территориальных подходов к развитию социально-экономической сферы.
Сегодня мы имеем возможности реализовывать стратегические программы. Но в их основе должны быть четкие, ясно очерченные приоритеты.
Такие приоритеты сегодня есть.
1. ОТРАСЛИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ.
2. РЕНТНЫЙ СЕКТОР. Сегодня речь идет о переходе к новым формам эксплуатации ресурсов. И в условиях обострения мировой конкуренции за природные ресурсы они должны стать одним из главных преимуществ России.
3. ПРОИЗВОДСТВО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ ПРОДУКЦИИ.
4. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Как и в других приоритетных отраслях, речь не идет о том, что работать в данной сфере будет только государство. Здесь есть простор и для бизнеса, в том числе для работы на принципах государственно-частного партнерства. В то же время помимо установления цивилизованных "правил игры", государство должно активизировать финансирование развития инфраструктуры. Особенно это касается секторов, которые не могут быть в обозримом будущем переданы под частный контроль. Такое финансирование приведет к росту производства, а значит, будет не разгонять, а замедлять инфляцию.
Выбор приоритетов не означает, что нужно отказаться от позитивных положений существующей экономической политики. Магистральным направлением остается формирование благоприятной рыночной среды: устранение административных барьеров, снижение налоговой нагрузки, инфляции, стоимости кредитов.
"Единая Россия" считает, что необходимы дополнительные меры по ограничению роста тарифов естественных монополий и цен на энергоносители. Нужна уголовная ответственность за их завышение. Это позволит защитить права потребителей, нормально развивать производства, бороться с инфляцией.
Говорить о приоритетных отраслях - правильно, но не достаточно. Мы должны задуматься и о развитии территорий, о том, чтобы создавать и развивать "точки роста", равномерно распределенные по стране. Они должны стать центрами экономического прогресса, локомотивами, стимулирующими хозяйственное развитие соседних регионов.
Партия "Единая Россия" строит свою работу, учитывая и задачи развития отраслей, и задачи развития территорий. Фактически, красноярский съезд 2005 года стал началом нового этапа в жизни партии. Съезд впервые принял столь масштабные и конкретные решения, насыщенные практическими мерами, реализовать которые обязуется "Единая Россия". В Красноярске был сформулирован наш подход к природопользованию, к рачительному распоряжению природными ресурсами, которые являются достоянием не только нынешнего, но и всех будущих поколений. Следующий - VII съезд - пройдет в Екатеринбурге и будет посвящен вопросам развития Урала, как региона с ярко выраженным промышленным потенциалом. И в дальнейшем мы намерены продолжить практику выездных съездов с привязкой к проблематике конкретных территорий России.
В Красноярске VI съезд поставил задачу качественного изменения социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, мы разработали собственную Концепцию стратегического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
Как результат увеличивается финансирование Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. В 2006 году сумма составила 2,7 миллиарда рублей, в проекте бюджета на 2007 год - более 4,5 миллиарда рублей. Обеспечено финансирование Федеральной целевой программы по Курильским островам: в 2006 году в размере почти 1,8 миллиарда рублей, в проекте бюджета на 2007 год - около 2,4 миллиарда рублей.
В соответствии с решениями съезда, в 2006 году в Федеральной адресной инвестиционной программе было предусмотрено финансирование таких объектов, как:
Бурейская ГЭС - более 850 миллионов рублей;
Усть-Среднеканская ГЭС - почти миллиард рублей;
железная дорога Беркакит - Томмот - Якутск - более полумиллиарда рублей;
автомобильная дорога Чита - Хабаровск - более пяти с половиной миллиардов рублей.
Увеличена поддержка сельского хозяйства в восточных регионах страны. Активно развивается лизинг в агропромышленном секторе. Через эту систему за последние два с половиной года Дальний Восток получил современную сельскохозяйственную технику почти на 700 миллионов рублей.
Развитие Сибири и Дальнего Востока занимает особое место среди территориальных приоритетов. И дело отнюдь не в размерах. Здесь, на востоке страны, сосредоточены сегодня основные перспективы России. Здесь Россия может совершить наиболее сильный рывок. Сибирь и Дальний Восток - это "место для шага вперед".
Очень важно преодолеть разрыв между западом и востоком страны, в том числе в хозяйственных связях, информационном и культурном взаимодействии. В этой связи необходимо вернуться к вопросу о транспортных тарифах. На сегодняшний день они фактически стали барьером и для экономики, и просто для поездок граждан по стране.
Особое значение для региона имеет развитие ресурсных отраслей. Располагая колоссальными запасами полезных ископаемых, леса, рыбы, пресной воды, Россия пока, к сожалению, не всегда эффективно их использует. Прежде всего, я говорю о возобновляемых ресурсах.
Так, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сконцентрированы самые значительные и качественные лесные ресурсы. Однако здесь сосредоточено только 2% от производственных мощностей России по переработке леса. В итоге он продается за границу как сырье, за бесценок, или просто гниет. Поэтому создание условий для цивилизованного использования леса и для его переработки является сегодня главной задачей в данной сфере. В идеале ни один кубометр леса не должен продаваться за рубеж без переработки в России. Везде, где это реально, инфраструктура должна развиваться так, чтобы создать возможности для переработки добываемого сырья внутри России. Следует стремиться к тому, чтобы собственная переработка получила перед экспортом сырья безусловный приоритет.
Потенциал Сибири и Дальнего Востока не исчерпывается природными богатствами. Здесь прекрасные перспективы для развития перерабатывающих производств, сектора высоких технологий. Тем более что буквально "под боком" находится быстрорастущая Юго-Восточная Азия - один из крупнейших мировых рынков.
Одним из инструментов могут стать особые экономические зоны. На сегодня их создание в Сибири и на Дальнем Востоке является безусловным приоритетом.
Кстати, по инициативе депутатов Государственной Думы, четыре месяца назад в базовом законе появился еще один вид особых экономических зон - туристско-рекреационного типа. Их создание будет актуально не только для южных регионов нашей страны. Мы заинтересованы в том, чтобы не только наши граждане предпочитали отдых в своей стране, но и граждане других государств выбирали для отдыха и туризма Россию. В этой связи туристско-рекреационный потенциал Сибири и Дальнего Востока должен быть и может быть востребован.
Однако в целом гораздо важнее создать привлекательные условия для инвестиций в соответствующие секторы экономики, не ограниченные узкими рамками особых экономических зон. Это - главная задача для региональных, местных, федеральных властей.
Важная тема - совершенствование транспортной сети Забайкалья с целью активного включения в международные маршруты. В современном мире транзитные услуги - это тоже высокие технологии. А транзитные возможности - это важнейший ресурс для того, чтобы извлечь из глобализации реальную пользу для России. Говоря образно, Россия - это транспортный коридор, и надо менять ситуацию, когда в обороте грузов между азиатскими и европейскими странами доля российского транзита чуть более одного процента. При том, что маршрут через Россию является самым коротким транзитным путем. И, естественно, надо обеспечить, чтобы импорт из Азиатско-Тихоокеанского региона приходил в Россию с востока, а не с запада - то есть без посредников.
Развитие социальной сферы - вопрос не менее важный, чем инфраструктурная и промышленная политика. Если мы не сможем удержать людей, то развивать экономику высоких технологий здесь будет просто некому. Понимание этого сегодня есть.
Задачу сбережения российского народа партия "Единая Россия" считает ключевой. Мы видим ее решение в комплексе мер по стимулированию рождаемости и сокращению смертности, по увеличению продолжительности жизни. Это и выявление заболеваний на ранней стадии, и высокотехнологичная медицинская помощь, доступная всем слоям населения, и снижение травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, и развитие сферы физической культуры и спорта.
Эффективная социальная политика предполагает целевую поддержку тех социальных групп, которые живут преимущественно на пенсии и различные виды пособий; рост заработной платы, в том числе повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Одновременно нужно стимулировать тех граждан, кто готов самостоятельно добиваться своих жизненных целей. Это и недорогие кредиты, и содействие открытию собственного дела, и доступность приобретения жилья.
Жилищная проблема, конечно, требует особого внимания. Думаю, что одновременно с увеличением строительства, расширением ипотечного кредитования и развитием других механизмов повышения доступности жилья нужно по-новому взглянуть на саму модель жилищного строительства. У нас достаточно земли, чтобы уделять больше внимания малоэтажной застройке, обеспеченной всей необходимой инфраструктурой, всеми условиями для комфортной жизни.
В числе таких условий - не только обеспеченность учреждениями социальной сферы - школами, поликлиниками, детскими садами, спортивными и культурными объектами - но и качество окружающей среды. Я говорю, в частности, о качестве воды. Эта проблема ярко проявилась в прошлом году, показав, что нам необходимы альтернативные источники водоснабжения городов Сибири и Дальнего Востока. В случае Хабаровска - это разработка Тунгусского месторождения воды, которая может стать составной частью общенациональной программы "Чистая вода".
И еще один важный вопрос: сотрудничество с соседними государствами.
Безусловно, для защиты национальных интересов нам нужна современная, надежная государственная граница. Только при этом условии возможно, например, создание цивилизованной системы отношений в сфере морских биоресурсов. Огромное значение, с точки зрения национальных интересов, имеет и контроль миграционных потоков.
В то же время граница не должна превращаться в "железный занавес". Граница - не бремя, а возможность, линия, позволяющая осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. Думаю, что на новом этапе сырьевой экспорт будет играть меньшую роль, чем инвестиции в переработку, сферу транспортных услуг, высокие технологии.
Вопрос, как этого добиться, думаю, станет одним из главных на нашем форуме. Я убежден - отечественные производители, российский бизнес, при поддержке государства, с этой задачей справятся, в том числе, конечно, используя опыт наших зарубежных партнеров. Желание, возможности и ресурсы для полномасштабного перехода к инновационной экономике у нас есть.




25.10.2006
http://www.voitenko.ru/index.php?pg=3&id=40
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован