27 мая 2020
250

«Мечта Билла Гейтса»: суперяхта на водороде

В начале года мировые медиа взбудоражила новость – основатель компании Microsoft Билл Гейтс собирается построить 112-метровую суперяхту. В качестве иллюстраций к новости прикреплялись компьютерные изображения концепта Aqua, разработанного студией Sinot Yacht Architecture & Design. По разным оценкам, в проект Билл Гейтс готов был вложить от 600 до 670 миллионов долларов.

Необычный футуристичный внешний вид концепта, изображения инопланетных интерьеров, а также информация о том, что в движение 112-метровую Aqua будет приводить водородно-электрическая силовая установка... все бы хорошо, но спустя некоторое время представители Билла Гейтса с негодованием опровергли информацию о его связи с проектом. Но, как говорится, шумиха удалась и осадок остался – в яхтенной индустрии вновь вспомнили о водородной энергетике.

 
Назад в будущее

Не менее головокружительный концепт 175-метровой суперяхты Acionna с водородной силовой установкой представил еще летом 2018 года британский дизайнер Энди Во. Его судно, помимо многих интересных решений на борту и экстерьера, также должно было свести к нулю вред, наносимый окружающей среде – один из главных аргументов сторонников использования водорода. Время от времени появлялись и другие «водородные» концепты суперяхт. 

Справедливости ради надо сказать, что то, что для многих представляется технологией будущего, на самом деле уже имеет реальное воплощение. Активные работы, связанные с «приручением» водорода, начались еще в начале 2000-ых годов и за двадцать лет удалось добиться того, что по каналам Амстердама и рекам некоторых немецких городов уже ходят прототипы речных трамвайчиков и прогулочных катеров с водородно-электрическими силовыми установками.

Продолжает свою миссию и катамаран Energy Observer, одна из задач которого на деле проверить состоятельность идеи получения и использования водорода, полученного из морской воды. Правда, при этом команда катамарана не скрывает, что Energy Observer работает на трех источниках возобновляемой энергии: основную часть энергии, около 52%, получает от солнца, около 42% – ветер и только 6% приходится на долю водорода. Последний используется лишь в том случае, когда не хватает энергии от других источников, то есть говорить о возможности его использования на суперяхтах пока преждевременно.

Битва технологий

Яхтенная индустрия куда более консервативна, чем автомобильная, но во многом следует за ней по пятам. Куда более мощные, финансово-обеспеченные и передовые автопроизводители уже освоили выпуск не только прототипов, но и серийных легковых автомобилей на водороде или водородных топливных ячейках. Подобные модели есть у многих популярных производителей люксовых автомобилей, но если суммировать полученный ими опыт, то оказывается, что эти авто не только стоят, но и обходятся в обслуживании куда дороже своих бензиново-дизельных аналогов. 

Столь важную для некоторых суперяхтенных владельцев «экологическую индульгенцию» проще «купить» благодаря использованию более понятных и опробованных в деле гибридных дизель-электрических силовых установок. Они позволяют сократить как вредные выбросы, так и какое-то время обходиться за счет накопленной электроэнергии. 

«Довольно много компаний выпускают электрические катера и тендеры для суперяхт, работающие от аккумуляторов, но еще ни одна верфь не взялась за строительство суперяхты, силовая установка которой использовала бы водород, – комментирует Виктор Мартынов, совладелец компании Belgravia Yachts. – Дело в том, что технологии использования водорода в суперяхтенной индустрии все еще находятся на стадии разработки. Пока лишь несколько компаний верят в этот путь развития и не теряют надежды, что смогут убедить верфи в эффективности использования водорода на борту».

Невозможное возможно?

Существует более десятка технологий, базирующихся на использовании водорода. Большинство из-за сложности, вредных выбросов и низкой энергоэффективности вряд ли найдут применение в суперяхтенной индустрии, но есть и те, что считаются перспективными. Например, технология преобразования водорода в электроэнергию при помощи протонообменных мембранных топливных элементов. Генерируемая энергия питает силовую установку, вспомогательные системы и системы жизнеобеспечения яхты, а сжиженный водород хранится при низких температурах в вакуумных изолированных резервуарах.

Схожая технология как раз и была предложена для концепта Aqua, причем ее проработкой занималась компания Lateral Naval Architects, плодотворно сотрудничающая с известной голландской верфью Oceanco и принимавшая участие в работе над такими знаковыми суперяхтами, как Bravo Eugenia, Jubilee и Black Pearl.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован