С середины прошлого века наблюдается очевидный процесс изменений в политике и стратегиях государств, которые пытаются (как, например, члены проамериканской западной военно-политической коалиции) сохранить контроль над процессом формирования нового мирового порядка за счет силового давления и открытого противодействия интересам суверенных государств[1], либо (как новые центры силы) защитить свои национальные интересы и свой государственный суверенитет[2].
При этом, правящие элиты противников глобализации и подчинения новому мировому порядку – самое слабое звено в системе сопротивления силовому давлению со стороны США и их союзников. Не только в России, но и в Китае и особенно в Индии была создана (во многом искусственно) прозападная, либерально-компрадорская правящая элита, которая многочисленными групповыми, социальными и личными связями и интересами зависела от Запада. Фактически, она была поставлена перед выбором: потерять активы, привычный образ жизни и положение, удобства, если её представители выберут независимый, суверенный путь развития своих государств и сохранят национальную идентичность[3].
Правящая элита – сторонники Запада – в Китае были политически и физически разгромлены руководством КПК, в Индии они были интегрированы в западную систему, сохранив отчасти свои позиции в стран (которые могут в будущем показаться крайне неприятными на Западе), но в России этого не произошло. Выбор российской правящей элиты окончательно так и не был сделан даже в условиях СВО. Происходит медленная трансформация в пользу национальных интересов меньшинства представителей, тогда как большинство по привычке занимает выжидательную позицию, которая, однако, может оказаться крайне неблагоприятной в итоге для тех, кто уверовал в победу национально-ориентированной политики. Она искренне надеяться на то, что Запад откажется от враждебной политики в отношении России и «вернёт её» в цивилизованное русло глобализации. Выступая на правлении МВФ в апреле 2024 года министр финансов России А. Силуанов, например, следующим образом обозначил это противоречие: «Сегодня есть два пути. Можно распадаться на блоки и двигаться по пути деглобализации, что не решит проблемы, а только их усугубит. Или перейти от фрагментации к принципам глобализации, снимать мешающие росту барьеры и ограничения»[4]. Тем самым российский министр (не желая этого, может быть) обозначил существующую проблему выбора пути развития России.
Примечательно, что это выступление было сделано в тот же день, когда Конгресс США принял решение о конфискации российских активов. Учитывая, что экономическая глобализация – это процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы, Силуанов призывает к усилению взаимозависимости экономик разных стран, к отказу от "распада на блоки", утверждая, что это не решает проблемы, а только их усугубляет.
Пример того как глобализация трактуется в политике нашей страны А. Силуановым показывает, насколько наше отношение и стратегия не вмещаются в логическую формулу современного существования страны, допуская одновременно противоположные представления о её настоящем и будущем.
Это допущение угрожает политическому единству и внутриполитической стабильности России, которые являются главной целью американской стратегии. Как признается в статье в «Форин Аффеарс», в которой предлагается США наиболее эффективная стратегия в новом мире (в том числе и в отношении России), «Инвестиции в людей и жилье, а также возрождение гражданского духа в том масштабе, который характеризовал удивительную мобилизацию времен холодной войны вокруг науки и национальных проектов, сами по себе не гарантируют равные возможности внутри страны.
Но такая политика станет жизненно важным началом, возвращением к проверенной формуле, которая создавала национальную мощь США в сочетании с американским международным лидерством. Соединенные Штаты могли бы снова стать синонимом возможностей за границей и внутри страны, обрести больше друзей и стать еще более способными встретить любое будущее России. Американский пример, и экономическая практика раньше изменили траекторию России, и она может сделать это снова, на этот раз с меньшими иллюзиями»[5].
Собственно говоря, СВО на Украине – относительно небольшая часть этой общей мировой тенденции в национальных стратегиях[6]. Не случайно то, что Послание В.В. Путина 2023 года, как основного документа стратегического планирования, начиналось с характеристики происходящих в мире процессов[7].
Глобализация, казавшаяся навечно доминирующей тенденцией, подконтрольной США, вдруг (и неожиданно в очень короткие сроки) оказалась не такой уж вечной и такой, уж, доминирующей. Параллельно с нарастанием глобальных тенденций[8] проявилось и стремительное обособление отдельных стран и регионов друг от друга. Как точно заметил в мае 2022 года политический обозреватель британской газеты «Телеграф» Лиам Халлиган, «Мир может разделиться на два враждующих экономических блока в ближайшем будущем… события в Европе привели к тектоническому сдвигу и вернули концепцию распределения сфер влияния между великими державами. Новый виток противостояния между Москвой и Вашингтоном способен расколоть планету на два соперничающих лагеря и покончить с эпохой глобализации»[9].
Именно в апреле–мае 2022 года впервые после Второй мировой войны стороны стали прямо угрожать друг другу прямым использованием военной силы[10]. Но не только. Стало явственно разделение мира на «Запад» и «не-Запад», как минимум, на два лагеря и два центра силы, вероятные две коалиции, которые стали центрами консолидации противоборствующих сил. СВО стало демонстрацией, водоразделом между прежним миром, где доминировала возглавляемая США глобализация, и новым, где открытое неподчинение посмела высказать Россия.
________________________________________
[1] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная стратегия США и НАТО на Украине // Обозреватель, 2024, май-июнь, №3 (404), – сс. 28-46.
[2] Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Изменения в международной и военно-политической обстановке в мире после начала специальной военной операции на Украине: монография. – М.: МГИМО-Университет, 2024. – – 603 с.
[3] Подберезкин А.И. Состояние и долгосрочные военно-политические перспективы развития России в ХХI веке. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2018. – 1596 с.
[4] Выступая в МВФ А. Силуанов резко сменил риторику и «переобулся» // Финансовый гений, 19 апреля 2024 г. / https://dzen.ru/a/ZiPUUvut0nvvhFdZ
[5] Коткин С. Пять вариантов будущего России. И как Америка может подготовиться к тому, что будет дальше. «Форин Аффеарс», 18 апреля 2024, май-июнь 2024 г. / https://www.foreignaffairs.com/russian-federation/five-futures-russia-stephen-kotkin?utm_medium=newsletters.
[6] Подберёзкин А.И., Тупик Г.В. Современные средства и меры военной политики и их влияние на развитие государственной и военной стратегии. В сб.: Развитие теории и практики военной стратегии. – М.: ВАГШ, 2024, – сс. 20–59.
[7] Путин В.В. Послание Президента РФ от 21 февраля 2023 года рассматривается по тексту, опубликованному на официальном сайте президента России: «Послание Президента Российской Федерации». Официальный сайт. 21.02.2023 / http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/copy/70565
[8] Нарастающие объемы информации, например, потребовали создания концепций больших бах данных и искусственного интеллекта (ИИ) :За последние 20 лет было сгенерировано такое количество информации, которое уже превышает весь объём созданных человечеством данных в несколько раз. Процесс лавинообразного увеличения контента нашёл отражение в работах писателя-футуролога Станислава Лема и философа Аркадия Урсула и в 1975 году получил название «информационный взрыв». В 2018 году всё человечество создало 33 зетта байта информации, в 2020-м – уже 64,2. К 2025 году, по прогнозам, мы достигнем отметки в 181 зетта байт. См.:. Алексей Агафонов, первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей». ТАСС, 6 декабря 2022 г. / https://spec.tass.ru/iskusstvenniyintellekt/?utm_source=tass&utm_ medium=teaser&utm_campaign=teaser
[9] «The Telegraph», 1 May 2022 г. / https://www.telegraph.co.uk/business/2022/05/01/ return-geopolitics-means-uk-world-economy/
[10] National Security Strategy. The White House, Oct., 2022, p. 48 / https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf