Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
05 февраля 2025
942

Механизмы обеспечения нового мирового порядка

Новый мировой порядок формируется в процессе изменений международных и национальных институтов, причём не только государственных, но и общественных. Соединенные Штаты, Великобритания и ряд других западных стран сумели организовать сеть самого широкого охвата из разного рода международных и национальных организаций, от тех, которые занимаются вопросами политики, экономики и безопасности, до гуманитарных, экологических, культурно-образовательных и спортивных. Все они, в конечном счёте, вынуждены формировать свою официальную (или не официальную) политику применительно от того, какие силы – глобальные или национальные – оказывают на них решающее влияние.

За новый мировой порядок сегодня борются две главные силы – Запад и не Запад, – каждая из которых продвигает с помощью институтов глобализации или автаркии идеи хаоса (как нового порядка, подконтрольного Западу) или национальной идентичности (с помощью национальных институтов автаркии), подконтрольной национальным интересам. Иногда эти интересы и институты концентрируются преимущественно вокруг двух коалиций, главными механизмами которых для глобализации являются – НАТО-ЕС[1], а для автаркии – БРИКС-ШОС, но не только[2].

Примечательно, что новый миропорядок и противоборство двух базовых тенденций относится не только к борьбе между основными центрами силы, но и внутри них. Это происходит из-за разницы в скорости процессов автаркии и глобализации. Особенно заметно это стало в 2024 году. Там, где автаркия опережает глобализацию, в Грузии, Азербайджане, Венгрии, Франции, Австрии, Словакии и др. странах, усиливаются антиглобалистские механизмы, подталкивающие деглобализацию. И, наоборот, в борьбе двух базовых тенденций может побеждать (как в Армении, например) идея глобализации. Во многом это зависит от эффективности тех или иных механизмов развития МО-ВПО.

Противоборство между институтами глобализации и автаркии происходит на нескольких уровнях и не всегда параллельно, хотя очевидно, что политическая и экономическая тенденции глобализации развиваются в параллель с культурной, образовательной, в целом гуманитарной. Так, например, США и их союзникам удалось взять под контроль международные спортивные институты, с помощью которых жестко регулируют участие спортсменов тех стран, которые в политике оказываются, не вполне лояльны Западу. И не только российских, но и китайских. В частности, например, позиция Китая по СВО оказалась под давлением не только политическим и финансовым, но даже Международного Олимпийского комитета.

Иными словами, контроль (или решающее влияние) над международными институтами со стороны США и членов западной коалиции позволяет им усиливать общие тенденции глобального мирового порядка. Так или иначе, но руководители стран, акторов и организаций вынуждены учитывать позицию США, которая может выражаться по любому, в том числе не политическому, не военному и не экономическому вопросу. Так, принятие закона «об иноагентах» в Грузии летом 2024 года сразу же привело к отказу США и стран ЕС финансировать целый ряд грузинских программ.

Собственно в 90-е и начале нулевых США ускоренно создавали такую систему, состоящую из широкой проамериканской военно-политической коалиции (включающую порядка 60 государств), а также искусственно созданные или реформированные международные институты и национальные НКО, контролирующие правящие элиты и процесс принятия решений в мире. В принципе можно признать, что эту задачу удалось решить настолько, насколько её можно вообще решить в условиях неравномерности мирового развития и неизбежного изменения в соотношении сил в мире в пользу новых центров силы:

– военно-политическая коалиция создана и успешно апробирована в Ираке, Ливии, Югославии, Сирии и на Украине;

– основные мировые институты (ОБСЕ, ООН, МБ, МВФ, и даже спортивные, научные и пр. институты) взяты под контроль или уничтожены;

– правящая элита многих государств в той или иной степени взята под контроль;

– два главных мировых инструмента – финансово-экономический и военно-политический – находятся практически под контролем глобалистов;

– предлагаемая «новая» система норм и правил, созданная искусственно США, заменила систему международного права. Она предполагала в том числе максимальную хаотизацию МО для более удобного сохранения контроля и замены оставшихся институтов и представителей правящей элиты других государств на новые, более удобные, для США. Фактически к началу ХХI века США смогли создать такую сеть институтов-инструментов регулирования мирового порядка, которая позволяла им манипулировать большинством процессов, происходящих в современной человеческой цивилизации, направляя их в нужно для них русло, будь то экология (режим энергосбережения и «зеленой экономики»), промышленное развитие (сокращение производства), образование (универсализация образования по англосаксонскому образцу) и пр.

Эти реформы мирового порядка со стороны США смогли затормозить и даже во многом повлиять на темпы и направления развития новых центров силы в мире, прежде всего, развитие Китая, Индии и России, адаптировать политику их правящих элит к потребностям США и глобальных игроков. Такая политика сохранила, однако, потенциальную угрозу для США и их партнеров, которую они четко обозначили в виде «ревизионистских держав»[3], начав с ними силовое противоборство с тем, что принудить их следовать обозначенным «нормам и правилам».

Это силовое давление стало нарастать со второго десятилетия нового века, усиливаясь по мере роста мощи и суверенитета новых центров силы, которое стало проявляться в мировой политике. Можно сказать, что ввод войск России в Сирию в 2015 году стал своего рода рубежом, когда один из таких центров силы – Россия – публично проявил неуважение к созданной США системе мирового порядка. В этой связи можно констатировать, что примерно во втором десятилетии произошел достаточно резкий переход от преимущественно не военных силовых средств политики Запада к военно-силовым[4].

Переход произошел незаметно, но системно, точно и в целом быстро, что не носило, однако, явно демонстрационного характера и не привлекло изначально особого внимания, сохраняя у значительной части правящей элиты государств иллюзию преемственности новых норм прежним международным нормам и правилам. На самом деле произошла подмена понятий, которая обнаружилась не сразу и не всеми политиками, которые, надо признать, оказались в итоге очень наивными (что для политика недопустимое качество). Во всяком случае, российские политики и политологи только зафиксировали эти изменения (прежде всего, в СНБ России 2015 года), но так и не придави им необходимого значения. Сохранялась инерция «вхожденчества» и приемлемости колониального положения России.

Не сразу обратили внимание и на активизацию политики военной силы. Просто силовые действия США и их союзников в еще большей степени были ориентированы на поддержку военной силой своих силовых шагов в политико-дипломатической и финансово-экономической областях, что стало явным только после «Крымской весны» и массированной подготовки ВСУ уже с лета 2014–2015 годов.

В целом, в те же годы стали нарастать многочисленные военно-технические акции и усилия, которые свидетельствовали о подготовке США и их коалиции к прямому военному противоборству с «оппортунистическими режимам» России, Китая, Ирана, КНДР и других стран. Это, в частности, отражается на эскалации роста военных расходов, самые высокие темпы которых, вместе с тем, приходятся на наиболее нестабильные регионы и страны. Общемировые военные расходы в 2023 году, например, выросли уже на 6,8% и достигли рекордного показателя 2,443 трлн долл. Стокгольмский международный институт исследований проблем мира считает, что «Рост глобальных военных расходов можно объяснить продолжающимся конфликтом на Украине и эскалацией геополитической напряженности в Азии, Океании и на Ближнем Востоке». Тенденция зафиксирована во всех пяти географических регионах, но сильнее всего в Европе, Азии, на Ближнем Востоке. В топ-3 стран, которые тратят на оборону больше всего, вошли США, Китай, Россия, Индия и Саудовская Аравия,[5] т.е. мировые центры силы стали ускоренно перевооружаться.

Вместе с тем, можно говорить и о том, что в правящей элите России еще сохранялись иллюзии в отношении будущего сотрудничества с Западом и нежелание сделать акцент на автаркии (провал «импортозамещения» – одни из примеров, а очередной реформы образования – другой). Эти иллюзии результат категорического нежелания большинства правящей элиты России, как они говорят, «возвращаться к совку», отказавшись от приоритетов «вхожденчества». Иллюзии сохраняются и сегодня у абсолютного большинства, которое затаилось в ожидании возвращения к прозападному курсу и комфорту.

В этом смысле попытки В.В. Путина инкорпорировать «новую элиту» (в том числе участников или сторонников СВО), как и библейские попытки «налить молодое вино в «старые меха», выглядят малопродуктивными. Безусловно, что те, кто поддержал СВО – на ЛБС или «на гражданке» – заслуживают продвижения наверх, но надо просто понимать, что старая элита это большинство затаившихся конъюнктурщиков-предателей, которые успешно мимикрировали все годы, – от руководства КПСС до демократического либерализма. Таких во властной элите большинство, причём, абсолютное. Достаточно прочитать их биографии, из которых сразу станет ясно, что они комфортно чувствовали себя при КПСС, либерал-демократах, либеральных государственниках и нынешних патриотах. Они и сегодня уже патриоты-государственники, которые искренне поддерживают СВО, но которые мгновенно изменят свое отношение, если произойдут перемены. Более того, сами и поддержат такие перемены. Ещё хуже – уже их готовят и поддерживают[6].

Поэтому главная проблема России на СВО это не военные успехи (которые в конечном счете неизбежны), а изменения в правящей элите, которая должна стать национально-ориентированной, а не выжидать возвращения «доброго старого колониального бытия» и «вхождения в Европу».

Точно то же самое и в политической науке, которая значительно быстрее, чем даже правящая элита приспособилась в «вхожденчеству» в цивилизованный Запад. Тем более, когда этому способствуют нормы и правила, разработанные не только на Западе, но и в родных министерствах, ВШЭ и РАН, от которых зависят реальные зарплаты, надбавки, командировки и пр.

Деглобализация[7] и процессы автаркии, ставшие не просто реальностью, но и альтернативой на Западе, в российской политической науке встречают самое серьезное сопротивление. И не только скрытое, которое выглядит удивительным в условиях СВО и набирающих силу тенденций автаркии (неизбежных в этих условиях), но и откровенное, открытое, когда программы курсов, диссертации, печатные работы (в том числе и курируемые государственными фондами и чиновниками) откровенно ориентированы на возвращение доминирования глобальных идей в Россию.

Но когда мы говорим о «доле» автаркии, соотношения с глобализацией, мы должны понимать, что для правящей элиты эта доля должна быть минимальна потому, что значительные её интересы ориентированы на Запад. В настоящее время мы эмпирически оцениваем эту долю, каждый раз понимаем, что она недостаточна. СВО – катализатор такого понимания. Слабая теоретическая база анализа механизмов глобализации и её полное отсутствие, если говорить о механизмах автаркии, привели к тому, что теоретически и практически мы не знаем почти ничего о том, как, кто и каким образом управляет политическими процессами в мире.

 

_________________________________________

[1] См. подробнее: Подберёзкин А.И. Современная стратегия США и НАТО на Украине // Обозреватель, 2024, май-июнь, № 3 (404), – сс. 28-46.

[2] Подробнее: Мир в XXI веке: прогноз развития международной обстановки по странам и регионам: монография / А.И. Подберёзкин, М.В. Александров, О.Е. Рожионов и др. // МГИМО МИД РФ, Центр военно-политических исследований, 2018. – 768 с.

[3] Практически во всех основных документах США в начала второго десятилетия нового века, прежде всего, Стратегии национальной безопасности и военной стратегии, был внедрен тезис об «опасных ревизионистских государствах», угрожающих США и мировому порядку.

[4] Действия западной военно-политической коалиции в предыдущие десятилетия, в том числе военные операции (даже в Афганистане, Ираке и Сирии), имели минимальное военное (даже второстепенное) значение, относительно других силовых действий США и их союзников.

[5] Цит. по: Чернышева М. Общемировые военные расходы достигли небывалого уровня. Ура.ру, 22 апреля 2024 г. / https://ura.news/news/1052759344

[6] См., например: Подберёзкин А.И. Некоторые вопросы теории и методологии анализа современных стратегий безопасности государств: монография / А.И. Подберёзкин; [редактор О.Е. Родионов]. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Центр военно-политических исследований, Кафедра всемирной и отечественной истории. – М.: МГИМО-Университет, 2023. 541 с.

[7] Начиная с форума в Давосе 2019 года, отмечается усиление значения процессов деглобализации. МВФ предупреждает о рисках фрагментации мировой экономики, которая может привести к снижению ее эффективности. Перспективы сжатия оцениваются в 0,2% мирового ВВП при «ограниченной фрагментации» и до 7% мирового ВВП при серьезном разделении. Технологическая фрагментация может обернуться потерей для стран 5% ВВП, а для некоторых стран – 8-12% ВВП. Разрыв торговых связей может отрицательно повлиять на страны с низким доходом и менее обеспеченных потребителей в странах с развитой экономикой. Экономическая фрагментация может привести к повышенной дисперсии доступа России к современным технологиям и внешнему заимствованию для инновационного развития.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован