- Елена, что у вас сегодня на первом месте - театр или кино?
- О, нет, сегодня не кино. Сегодня - театр. Антреприза. Театральная антреприза.
- Вы отдаете антрепризе предпочтение перед репертуарным театром?
- Ну, во-первых, я не играю сейчас в репертуарном театре. У меня к нему очень хорошее отношение, но я в нем просто не играю. Ну, а вообще, это две крайности. Антреприза хороша тем, что актер сам себе выбирает роль, хочет - соглашается, а не хочет - нет... В репертуарном театре актер часто просто обязан играть те роли, которые ему дают. Антреприза более мобильна, она в чистом виде демонстрирует успех или неуспех спектакля. Она, собственно говоря, и существует-то лишь в том случае, если на спектакль есть спрос. А репертуарный театр куда меньше зависит от коммерческой составляющей, поэтому может быть сыграно и двести, и дальше еще больше спектаклей. Бывает, что иной спектакль, быть может, уже давно пора было бы и снять, но он все идет. Хотя, разумеется, бывают и большие удачи.
- Антрепризу все же много критикуют...
- Тут дело, пожалуй, в том, что у всех нас есть такая черта характера - мы все умеем превращать в некую противоположность, и антреприза расхолаживает многих, так как невольно располагает к заработку. В результате люди перестают быть требовательными к качеству - и оно теряется. То есть можно сказать, что репертуарный театр сегодня сохраняется как место, в котором создается и продолжает жить искусство. Во всяком случае, это, скажем, критерий, камертон чего-то настоящего. Это так. Но лишь с одной стороны. А с другой - именно репертуарный театр сегодня переживает кризис.
- Почему?
- Потому что попросту невозможно прокормиться, невозможно состояться, как теперь говорят. А антреприза предоставляет такую возможность хотя бы потому, что спектакли все время возят по стране, что не так трудно и денежно, потому что декорации облегченные, костюмы - из подбора. И выбор пьес - тоже в основном комедии, малогабаритные, так сказать, с небольшим количеством действующих лиц.
- Но есть и весьма крупные антрепризные спектакли...
- Есть, конечно же, есть. Но - так мало. И так мало среди них серьезных. Ну, вот была "Овечка" Птушкиной - глубокая вещь и очень успешная. А так, главным образом, "временки".
- Вы не жалеете сегодня, что после Щукинского театрального училища не пошли в Вахтанговский театр?
- Почти никто не попадает в труппу Театра Вахтангова. Ну, один человек, скажем, из выпуска. И меня туда не звали. Меня позвал "Современник". Он мне очень нравился, более того, он мне подходил. Я была счастлива, что меня туда приняли.
- Как вы отнеслись к тому, что еще в 70-е, после оглушительного успеха "Романса о влюбленных", вас стали называть секс-символом советского кино?
- Что вы, тогда меня никто так не называл! Тогда и слова-то такого не было в нашей стране. Так меня стали называть сейчас. И это было просто смешно узнать в 2007 году, что ты в 70-е была секс-символом.
- В самом расцвете вы уехали из страны, потом вернулись довольно скоро...
- Ну, что же делать, коли я вышла замуж и хотела увидеть мир, хотела быть свободной. Ну, подумайте, что тут было в 82-м году? Один сплошной "железный занавес", да? Ну вот.
- То есть дело было никак не в творческом кризисе?
- И в этом тоже. Был профессиональный кризис. Хотелось чего-то нового. А такое желание для актрисы очень много значит.
- А что заставило вас вернуться?
- Бывает время разбрасывать камни, бывает время собирать, вот оно и настало.
- Сейчас вы не жалеете об эмигрантском периоде вашей жизни?
- О, это такая сложная вещь, Прежде всего это колоссальный опыт. Сколько было потерь... Конечно, и приобретения есть, но сколько потерь!
- Успели застать первую волну русских эмигрантов?
- Да. Прежде всего, Нину Берберову - эксцентричную женщину с гениальными мозгами. Ей было почти 90 , но ее лекции... Это была фантастика! И так трудно говорить сегодня об этих людях. Вот об Иосифе Бродском, скажем, как говорить? Как?!
- Ваши героини абсолютно полярные - от нежной и хрупкой тургеневской Аси до демонической вамп Лу Саломэ. А кто вы? Каково ваше амплуа?
- Трудно определить. Наверное, инженю. Но и Чулпан Хаматова - инженю, а играет и героинь тоже. И я тоже играю героинь. Иногда меня считали даже травести, но это не так. А сегодняшнее время вообще стирает понятие амплуа. Главное - это то, что в каждой роли присутствует сам человек.
- А как же перевоплощение?
- Очень просто. Абсолютное перевоплощение невозможно.
- Вы, мне кажется, очень склонны к философским размышлениям. Может быть, все это стоит изложить в книге?
- Я сейчас и пишу книгу, уже третью. Но это будет роман или повесть. Во всяком случае, придуманная история.
- Под названием...
- Названия не скажу. Оно, конечно, есть, хотя еще и рабочее. Но все равно - секрет.
Автор: Евгений Ганин
Сайт: Новые Известия
20.07.2007
www.peoples.ru