23 июня 2006
2111

Международная конференция `Стратегические направления развития экологического аудита`




В Москве по инициативе НП "Национальная экологическая аудиторская Палата", Неправительственного экологического фонда имени В.И.Вернадского была проведена Международная конференция на тему "Стратегические направления развития экологического аудита в Российской Федерации".

В конференции приняли участие представители Комитета по экологии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной Палаты Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций, оказывающих услуги по экологическому аудиту и сертификации систем управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Деятельность в сфере экологического аудита, как специфический вид предпринимательской деятельности получила распространение в России с начала 90-х годов прошлого столетия. К сожалению, до настоящего времени экологический аудит как механизм контроля за выполнением природоохранных требований применяется в весьма ограниченном объеме, несмотря на явную востребованность услуг в этой сфере со стороны субъектов природопользования.

Основная цель проведения экологического аудита - содействие обеспечению экологической безопасности производств, выпуску экологически чистой продукции, снижению экологических рисков и созданию инвестиционной привлекательности предприятий.

Необходимость проведения экологического аудита была вызвана заинтересованностью компаний в создании благоприятного имиджа за рубежом и получении западных инвестиций, а также для повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом уровне.

В рамках данной конференции обсуждались следующие вопросы состояния и развития экологической аудиторской деятельности:

- правовое регулирование экологического аудита на международном и национальном уровнях; перспективы развития экологического аудита на региональном и муниципальном уровнях;

- применение экологического аудита в природоохранной, экспертной и оценочной деятельности;

- роль и задачи профессиональных экоаудиторских объединений в системе управления природоохранной деятельности.

Участники конференции отметили, что экологический аудит и сертификация систем экологического менеджмента на основе применения российских и международных стандартов получили свое развития на предприятиях ряда отраслей экономики, в практической деятельности на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем, отсутствие достаточной нормативной правовой базы на федеральном уровне, единой методологии развития регионального законодательства существенно снижает темпы внедрения данных механизмов на территории Российской Федерации, способствует безальтернативному освоению данного сегмента рынка экологических услуг зарубежными компаниями, снижает конкурентоспособность российских экспортно ориентированных производителей товаров и услуг, создает преференции для зарубежных производителей на российском и международных рынках.

Участники конференции неоднократно отмечали заинтересованность государственных органов в развитии экологического аудита в Российской Федерации, апеллируя к выступлению В.В.Путина на Государственном Совете Российской Федерации, посвященном вопросам экологии, в котором Президент Российской Федерации определил, что экологический аудит и экологическое страхование должны получить свое законодательное развитие и занять достойное место в системе управления охраной окружающей среды и рационального природопользования.

Не случайно, в развитие этих установок Правительством Российской Федерации в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) предусмотрено, что реализация мер государственного регулирования будет осуществляться с участием бизнеса в рамках осуществления экологических программ и проведения сертификации по экологическим требованиям, экологического аудита, экологических рейтингов.

При этом, участниками конференции было отмечено, что несмотря на явный недостаток нормативной правовой базы для нормального функционирования системы, экологический аудит в Российской Федерации развивается. Об этом может свидетельствовать и тот факт, что органы судебной власти используют результаты экологического аудита в рамках арбитражных процессов в качестве независимой, комплексной, документированной оценки соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

То, что в настоящее время практически отсутствует правовая база для организации и проведения экологического аудита, свидетельствует об отсутствии единой государственной политики в области экологического аудита, целостной системы государственного управления в природоохранной сфере, о которой сказал в своем выступлении Президент Российской Федерации, и в конечном итоге крайне негативно сказывается на дальнейшем внедрении процедуры проведения экологического аудита в практику.

Федеральное законодательство в этой области ограничивается определением понятия "экологический аудит" (Федеральный закон "Об охране окружающей среды"), отдельным кратким положением, содержащемся в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха", двумя нормативными документами несуществующей ныне Госкомэкологии России и стандартами ГОСТ Р ИСО 1400, ГОСТ Р ИСО 19011.

Отсутствие федеральных правовых актов не позволяет выработать единые требования к процедуре проведения экологического аудита.

На федеральном уровне не существует единого подхода даже к определению содержания и сущности экологического аудита. Неоднозначное отношение к самой процедуре экологического аудита, в том числе со стороны органов государственной власти и природоохранных органов, в компетенцию которых входит организация государственного регулирования деятельности в данной области.

Как и финансовый, экологический аудит может позволить выявить факты и причины нарушения законодательства на предприятии и выработать конкретные рекомендации по их устранению, провести независимую оценку эффективности природоохранной деятельности организации, в конечном итоге - сократить негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду; снизить себестоимость продукции за счет сокращения потребления электроэнергии, водных ресурсов, избежать штрафных санкций.

Экологический аудит может быть широко использован для оценки экологической составляющей деятельности предприятий (или другого экологического объекта) при принятии управленческих решений различного уровня.

С учетом состоявшегося обсуждения участниками конференции выработаны следующие рекомендации и предложения:

- ускорить доработку и внесение для рассмотрения в законодательный орган проектов федеральных законов "Об экологическом аудите" и внесении изменений в ФЗ "Об охране окружающей среды" (по вопросам экологического аудита);

- ускорить развитие нормативной правовой базы деятельности в области экологического аудита, сертификации систем экологического менеджмента, страхования ответственности за нанесение ущерба окружающей среде и определить ответственные федеральные органы исполнительной власти и сроки исполнения распоряжения Правительства от 19 января 2006 года

Со своей стороны добавлю, что Федеральный закон "Об экологическом аудите" не просто нужен, он объективно необходим. В этом законе целесообразно установить область применения экологического аудита, случаи добровольного и обязательного экологического аудита, порядок его проведения и финансирования, юридический статус заключения экологического аудита, ответственность аудиторов и аудиторских компаний за качество и результаты аудиторских заключений, систему взаимодействия аудиторских компаний с государственными органами контроля и надзора.

Представляется необходимым также внести дополнение в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", включив в перечень лицензируемых видов деятельности, деятельность, связанную с проведением экологического аудита.






http://www.lebedeva-m.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован