В ближайшее время Россия может столкнуться с дефицитом доступных лесных ресурсов, если государство не предпримет срочные меры по строительству лесных дорог и не пресечет нелегальные рубки деревьев. По мнению председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александра Белякова, сегодня надо ставить заградительные барьеры на пути вывоза ценных пород древесины: хвойного пиловочника, сырья для фанеры (так называемый кряж). Необходимо полностью запретить вывоз дуба, бука, ясеня.
Сейчас в России фактически некому охранять лес. По информации министра природных ресурсов России Юрия Трутнева, в 2003 году численность лесной охраны в Государственной лесной службе составляла 80 тысяч человек. Сейчас работу по охране лесов выполняют всего 658 сотрудников Росприроднадзора. "Росприроднадзору необходимо передать как минимум 22 тысячи человек из состава реорганизуемых лесхозов, - говорит Трутнев. - Однако решение вопроса находится в компетенции Правительства, и наши предложения ходят по коридорам уже почти год".
Пока власти решают вопрос охраны деревьев, браконьеры не дремлют. Ущерб от нелегального оборота древесины в России достиг 5 млрд рублей в год - такие данные озвучил глава Федерального агентства по лесному хозяйству РФ (Рослесхоз) Валерий Рощупкин. Большая часть нелегальной древесины вывозится из Сибири в Китай, а также из Северо-Западного региона в Скандинавские страны, прежде всего в Финляндию, Швецию.
Согласно экспертным оценкам, около 27% древесины из Северо-западного региона России имеет нелегальное происхождение. Еще выше этот показатель в Эстонии - 50%.
В 2005 году Рослесхоз начал проводить аэрокосмический мониторинг территорий, где заготавливается древесина. По словам Трутнева, в планах на 2006 год - охватить аэрокосмическим мониторингом все площади интенсивного лесопользования России, то есть свыше 100 млн. га, а в течение 2007-2008 годов поставить под контроль весь эксплуатируемый лесной фонд. Однако аэрофотосъемка - не панацея от воровства. "Задача мониторинга - определить масштаб катастрофы. То есть, мы получили инструмент, с помощью которого можем объективно оценивать состояние лесов Российской Федерации. Но эта система не позволяет выявить, кто вырубал лес - "белый" лесоруб или черный". И только если нарушения произошли на территории арендатора, есть с кого спросить", - пояснил вице-спикер Законодательного собрания Ленобласти Андрей Нелидов.
Иными словами, лесопользователям по-прежнему придется самостоятельно защищать свои владения. Наиболее популярный способ - создавать собственные силовые структуры по охране арендуемых лесов. "У нас в Иркутской области действует специализированная лесная полиция", - рассказывает директор по развитию лесозаготовительных и деревообрабатывающих комплексов корпорации "Илим Палп Энтерпрайз" Дмитрий Чуйко. По его словам, за 9 месяцев 2005 года корпоративная полиция совместно с государственными правоохранительными органами на территории арендуемой "Илим Палп" задержала 226 человек, незаконно рубивших деревья. Кроме этого, отметил Чуйко, корпорация внедряет современные информационные технологии учета и контроля движения древесины на всех технологических стадиях: от заготовки до переработки. "Спутниковая система "Лесовоз" обеспечивает контроль за перемещением древесины собственным автотранспортом в рамках Северо-Западного региона", - говорит Чуйко.
Вторая острая проблема лесников - дороги. По данным Рослесхоза, в России на 1 тыс. га леса приходится 1,2 км всесезонных дорог. Большинство дорог находятся в плачевном состоянии так как, они были построены еще во времена Советского Союза. Для сравнения: в США и Швеции этот показатель в 10 раз выше, а в Германии - в 40 раз.
Одновременно с разрушением трасс увеличивались площади вырубок. В результате во многих лесодобывающих регионах плечо вывозки древесины выросло в несколько раз и продолжает увеличиваться. Например, в Архангельской области среднее расстояние вывозки за прошедшие 20 лет возросло с 30 км до 70 км. Как следствие - транспортные расходы на перевозку леса растут. Но это не самое главное. Отсутствие новых дорог, по которым можно ездить круглый год, ведет к сильным сезонным колебаниям в заготовке леса. Зимой, когда грунт подмерзает и становится твердым, леспромхозы увеличивают объем работ в 2, а то и в 4 раза, стараясь сделать максимальный запас сырья. В межсезонье, осенью и весной, когда начинается распутица, им приходится прекращать деятельность и распродавать запасы. Накопленный лес со временем теряет потребительские свойства, и его приходится продавать по бросовым ценам.
Для решения этой проблемы Правительство РФ заложило в бюджет 2006 года 500 млн. рублей на строительство дорог. Эта сумма может удвоиться после того, как ведомства, отвечающие за лес (Минприроды, Минпроэнерго, Министерство экономического развития и торговли), подготовят программу комплексного развития. Но и 1 млн. рублей - скромная сумма. По оценкам аналитика "Конфедерации объединений, предприятий и организаций лесопромышленного комплекса Северо-Запада" Игоря Рывкина, бюджетных средств хватит на строительство примерно 200 км дорог. "Это достаточный объем для одного региона, а в рамках страны - мизер. Во времена советского союза ежегодно строилось 3-5 тыс. км дорог", - вспоминает Рывкин. По его мнению, главный вопрос не в том мало денег выделили или много, а в том, кто их получит. "Известно, что дороги будут строиться в Архангельской и Вологодской областях. Но пока не ясно, кто из лесозаготовителей сможет ими пользоваться, у кого появятся конкурентные преимущества?", - рассуждает аналитик.
На прошлой неделе в Петербурге прошла межправительственная министерская конференция. Итоговым документом встречи стала декларация о сотрудничестве в лесной отрасли. Ее подписали представители 42 стран, в том числе России, Германии, Украины, Великобритании, Норвегии, Финляндии и Японии. В документе говорится о решении пересмотреть лесное законодательство, выработать стратегию устранения главных причин нелегального оборота древесины. В частности, в 2006 году Россия создаст национальный план по борьбе с нелегальными рубками леса. В основу плана ляжет уже составленный межведомственный план действий по борьбе с нелегальными вырубками леса и нелегальным оборотом древесины. Согласно этому документу, в России будет создана единая информационная база данных. "Единая компьютерная сеть позволит нам отслеживать движение леса от заготовителя до потребителя", - пояснил заместитель руководителя Рослесхоза Михаил Гиряев. По его словам, сейчас ведутся работы над 6 пилотными проектами по созданию единой информационной системы в Хабаровском крае, Иркутской области, Бурятии, Красноярском крае, Ленинградской и Архангельской областях. "На эти цели Всемирный банк в 2006 году готов выделить более $2 млн", - сказал Гиряев. В создании информационной системы, по словам Гиряева, помимо Рослесхоза принимают участие ФСБ, МВД, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба Минэкономразвития, администрации регионов.
Формально лес в России - в государственной собственности, но фактически государство уже давно в нем не хозяин. Оно не может эффективно защищать лесные ресурсы от браконьеров, пожаров и других напастей. Фактически эти функции выполняют лесопользователи. Правда, только на арендованных территориях. Многие из них ратуют за частную собственность на лес с одной лишь оговоркой: допускать на аукцион по продаже ресурса лесопользователей со стажем, а не малоизвестные компании, за которыми могут скрываться крупные олигархические структуры, не имеющие никакого отношения к лесу и заинтересованные лишь в перепродаже ресурса.
Александр Сологуб. ИА "Росбалт", Санкт-Петербург.
http://www.rosbalt.ru/2005/11/29/236317.html
Росбалт, 29/11/2005