20 января 2007
1915

Михаил Горбачев. `История не фатальна`

(Статья М.С.Горбачева "История не фатальна" опубликована в газете "Гардиан" и ряде других изданий в рамках серии колонок, распространяемых группой "Нью-Йорк таймс синдикейшн")


В последние месяцы произошли события, которые обозначили определенный рубеж в мировых делах. Вместе с нынешним годом уходит в прошлое целый исторический период - период односторонних действий и неиспользованных возможностей.
В конце 80-х годов прошлого века закончилась холодная война, открылись шансы для движения к новому миру. Тогда удалось наладить конструктивные отношения между ведущими державами, в частности США, Советским Союзом и Китаем, добиться прекращения многих международных конфликтов, осуществить крупные меры по ядерному разоружению и сокращению обычных вооружений, демократические преобразования в десятках стран Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы.
Поставив свои подписи под Парижской Хартией для новой Европы, руководители европейских стран, США и Канады дали жизнь документу, значение которого - далеко не только европейское. По существу он ознаменовал начало движения к новому, мирному и демократическому мировому порядку, к Европе и миру без разделительных линий.
Но движение в этом направлении вскоре застопорилось. Произошел распад Советского Союза, смена политических элит в США и в других странах. На многие годы оказалась забытой Парижская Хартия. Вместо движения к новой архитектуре безопасности возобладал курс на использование механизмов, оставшихся от холодной войны. США и Запад в целом оказались во власти "комплекса победителя".
После окончания холодной войны Европа пережила югославскую трагедию, последствия которой для всего континента и особенно для экономики и жизни людей в балканском регионе будут ощущаться еще очень долго. Волны нестабильности охватили многие страны. Возобновилась борьба за сферы влияния, за ресурсы, торговые рынки. Обещания НАТО об эволюции в преимущественно политическую организацию были отброшены. Более того, началось расширение ее состава и сферы деятельности. Налицо новая гонка вооружений. Обострилась проблема ядерного оружия и его нераспространения, и во многом из-за позиции членов ядерного клуба.
Возникла реальная опасность нового раскола мира. Заговорили о начале новой холодной войны. Не считаясь с Советом Безопасности ООН, с мнением большинства стран, в том числе своих партнеров и союзников, вопреки международному праву, США совершили военное вторжение в Ирак. Катастрофические плоды этой акции известны. Самонадеянность нынешней администрации США и ставка на военную мощь привели к кризису мировой политики и в то же время - к падению роли и влияния самих Соединенных Штатов.
Политика односторонних действий, претензия на единоличное руководство миром обернулись тем, что б#243;льшая часть международных институтов не сумели эффективно действовать перед лицом глобальных вызовов ХХI века. Мир все больше погружается в глобальный экологический кризис, нет существенных сдвигов в решении проблемы бедности, от которой страдают миллиарды людей.
В этих условиях небывалых масштабов достиг международный терроризм, происходит рост конфликтов на этнической и религиозной почве. Нарастает угроза глобальной смуты. И в самой Америке люди ощутили горькие плоды ошибочного внешнеполитического курса.
На ноябрьских выборах американские избиратели сказали на этот счет свое веское слово. Республиканцы потерпели поражение. Но вердикт избирателей - это вызов для всей политической элиты США - и для республиканцев, и для демократов. Необходима коррекция политического курса сверхдержавы.
Способна ли на это администрация Джорджа Буша? И в самой Америке, и в мире сейчас нередко можно услышать негативные суждения на этот счет. И администрация дает основания для таких оценок. Похоже, она собирается действовать по инерции. Создается впечатление: она хочет убедить мир, что крепко держится в седле. Заявления президента и обсуждаемые администрацией планы замешены на старых подходах.
Республиканское руководство явно хочет оставить такое наследство будущему президенту США, которое заставит его действовать в духе нынешней политики, сделает изменение курса невозможным. Но это не просто тактический просчет, а путь к еще большему поражению.
И все же, я думаю, сохраняются шансы для иной политики. И это я говорю не только об администрации президента Буша, но и о Конгрессе США. Начать надо, безусловно, с Ближнего Востока. Надо не просто выбираться из взрывоопасного иракского болота, а вернуться к конструктивной политике в регионе. Крайне важно реально возобновить ближневосточный мирный процесс и начать серьезный диалог с соседями Ирака.
Если у американских лидеров хватит дальновидности и мужества посмотреть на мир реально, видеть его таким, каков он есть, тогда выбор в пользу диалога и взаимодействия, а не применения силы, возможен. На смену всемирной паутине силовой политики должна придти сдержанность и готовность решать проблемы мирными средствами.
Мир сильно изменился даже по сравнению с началом 90-х годов, стал еще более взаимосвязанным и взаимозависимым.
На мировую арену вышли новые гиганты - Китай, Индия, Бразилия, с мнением которых уже невозможно не считаться. Будет и дальше расти экономическое и политическое влияние объединяющейся Европы. Как ни трудно идет адаптация исламского мира к новым реальностям, она будет продолжаться, и эта великая цивилизация будет требовать к себе уважительного отношения. А демократический транзит России и всего постсоветского пространства, хотя он протекает с немалыми сложностями, ведет к утверждению на мировой арене еще одного сильного игрока.
В трудные для нас 90-е годы я говорил, что смутное время будет преодолено и Россия обязательно встанет твердо на ноги и пойдет вперед. Именно это сейчас и происходит. Возрождение России, ее стремление отстаивать свои интересы, играть достойную роль в мире не всем по душе. Когда она находилась в тяжелом кризисе, Запад, как ни странно, аплодировал ей. Зато теперь ее обвиняют в отходе от демократии и в имперских амбициях. Но реальных оснований для этих обвинений, для боязни России не существует. Да, в моей стране множество проблем, нас самих многое не устраивает. Освоение новых форм жизни, демократических институтов оказалось нелегким делом. Но Россия уже никогда не вернется к тоталитарному прошлому. И самое трудное на этом пути для нее уже позади.
Для меня неприемлем пессимистический взгляд на мир. Наши сегодняшние тревоги и беспокойства небеспочвенны. Но история не фатальна. У нас есть шансы не допустить нового раскола мира, новой конфронтации. Объединив усилия, мы сможем не на словах, а на деле начать строить в мире новый демократический порядок.

Необходимый постскриптум

Выступление президента Буша по иракской проблеме не стало неожиданностью. О том, что он принял решение усилить присутствие американских войск в Ираке, было известно заранее. И тем не менее телеобращение президента вызывает разочарование.
Американские войска в Ираке будут еще больше втягиваться в боевые действия, их присутствие все больше приобретает характер оккупации. А ведь именно это вызывает ожесточение среди иракского населения, множит ряды боевиков. Президент и сам признал, что в перспективе - новые жертвы среди иракцев и американцев.
Рассчитывать на позитивный результат этого "нового курса" - значит полностью игнорировать реальной опыт военной акции в Ираке, как и других подобных авантюр. Судя по первым опросам, так считают и рядовые американцы. 61% из них негативно отнеслись к решению президента. Он просто проигнорировал ясно выраженную на последних выборах волю избирателей.
Политика односторонних действий, не пользующихся поддержкой международного сообщества и теперь уже осуждаемых внутри США, явно обанкротилась, но ее вновь пускают в ход. И все же я продолжаю считать: время этой политики ушло. Любая попытка ее "второго издания" лишь усугубит последствия стратегических ошибок, допущенных в последние годы. Нужен действительно новый курс.
Судя по речи президента Буша, американскому руководству нелегко дается постижение этой необходимости. Кажется, из его сознания начисто выветрились хорошо известные и проверенные временем принципы диалога и сотрудничества в решении международных проблем, успешный опыт применения этих принципов для преодоления многолетней конфронтации холодной войны. Но к ним все равно придется вернуться.
Добиваясь поддержки своего плана, президент направляет госсекретаря Кондолизу Райс на Ближний Восток. Правда, он добавил, что она будет также продолжать усилия по достижению мира в регионе. Но сколько же возможностей для урегулирования израильско-палестинского конфликта было упущено за последние годы! А ведь ключ к миру тут. Урегулирование на основе принципа сосуществования двух государств позволило бы изменить "уравнение сил" во всем ближневосточном регионе, оказало бы позитивное влияние на всю мировую политику. И еще не поздно дать ему решительный импульс.
Вновь приходится напоминать и о том, что диалог - это разговор не только с партнерами, "приятными во всех отношениях". Президент не воспользовался возможностью пригласить к диалогу Иран и Сирию. Им предъявляют претензии, не предлагая конструктивной альтернативы.
В связи с этим я хотел бы напомнить и о нашем собственном опыте. Мы унаследовали от предыдущего советского руководства тяжелую ситуацию, вызванную ошибочным решением о вводе войск в Афганистан. Приняв политическое решение об их выводе, мы начали активную работу с афганскими сторонами, со всеми соседями этой страны, в том числе Ираном, Индией, Пакистаном, с США и другими ведущими державами.
Скажу больше: после вывода войск в Афганистане были реальные возможности национального примирения и создания дееспособного государства. И не наша вина, что они не реализовались. Это произошло потому, что некоторые наши партнеры сделали ставку на экстремистов - тех самых, которые нанесли удар по Америке 11 сентября 2001 года.
Невозможно решить проблему безопасности - будь то региональной или глобальной, не одолеть международный терроризм, если и впредь цепляться за обанкротившуюся одностороннюю политику. Механизмы сотрудничества и партнерства есть, и их надо использовать. Я имею в виду и "квартет" посредников на Ближнем Востоке, и переговорную "шестерку" по северокорейской ядерной проблеме, и различные "контактные группы", и региональные организации в Азии, Африке, Латинской Америке. Активизировать их деятельность - вот куда надо направить сейчас политическую энергию.
Судя по откликам на речь президента Буша в Европе, на Ближнем Востоке, в США, в других странах, она разочаровала не только меня. Но важно, чтобы реакция на этот рецидив старой политики пошла по конструктивному руслу. Нельзя позволить еще два года - или больше - топтаться в тупике, теряя драгоценное время. Надо сделать все, чтобы переломить ситуацию, выйти на конструктивное взаимодействие. Это еще возможно, если, конечно, наращивание военных сил США в регионе не является началом осуществления плана, который втайне вынашивался с самого начала вторжения в Ирак.



"The Guardian"
18.01.2007
http://www.gorby.ru/rubrs.asp?art_id=25482&rubr_id=21&page=2
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован