05 ноября 2009
5067

Михаил Миль -- покоритель неба

В Иркутске открыта мемориальная доска знаменитому авиаконструктору
В Иркутске прошли памятные мероприятия в честь 100-летия со
дня рождения выдающегося советского конструктора вертолетной
техники Михаила Леонтьевича Миля. На стене дома N 5 по улице
Карла Либкнехта, где он родился и рос, установлена
мемориальная доска.

Сибирский самородок

Сегодня дом прекрасно сохранился: небольшой, двухэтажный,
подремонтированный, с кружевным козырьком над входной
дверью. Отныне он отмечен памятной доской, на которой --
портрет конструктора и абрис вертолета Ми-8, самого, быть
может, популярного из его серии. И текст: "В этом доме
провел детские годы, рос и воспитывался советский ученый,
выдающийся конструктор вертолетов, доктор технических наук,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и
Государственной премий СССР Михаил Леонтьевич Миль
(1909--1970). Вертолетами, созданными коллективом, которым
руководил наш земляк, установлено более 60 официальных
мировых рекордов".

В мировой истории вертолетостроения, а точнее -- в ряду
основоположников научной школы конструирования вертолетов
три великих имени -- Николай Ильич Камов, Михаил Леонтьевич
Миль и Игорь Иванович Сикорский. Все трое -- из России, и,
как ни удивительно и приятно для нас, двое -- иркутяне.

Более того, Камов и Миль жили чуть ли не на соседних улицах!
Камов был на семь лет старше Миля, но они общались. Правда,
наиболее значимым это общение было уже позднее. Как пишут о
Николае Камове, большая заслуга его состоит "не только в
создании многих конструкций вертолетов, но и в воспитании
целой плеяды замечательных авиаконструкторов, одним из
которых стал иркутянин Михаил Леонтьевич Миль. В конце 20-х
годов Николай Ильич привлек его к работе по созданию автожиров
-- и студент-практикант Новочеркасского авиационного
института получил должность помощника механика на
испытаниях. Именно тогда автожиры по-настоящему
заинтересовали М.Миля и определили его жизненный путь".

Итак, Иркутск оказался городом, давшим стране двух
замечательных конструкторов авиационной техники. Но
продолжим о Миле.

Михаил Миль увлекался авиационной техникой с детства. Об
этом рассказала выступившая на открытии мемориальной доски
дочь конструктора Елена Михайловна Миль:

-- С детства он не только очень увлекался авиамоделизмом, но
и учился рисовать, и, я думаю, поэтому все его вертолеты
очень изящны, красивы. Первые свои шаги в области авиации
Михаил Леонтьевич сделал в Иркутске, потому что здесь был
замечательный авиамодельный кружок. Тогда же он построил
модель самолета, которая победила на конкурсе в Томске. В
Сибирском технологическом институте в Томске тоже занимался
авиамоделизмом. Потом, проучившись два курса, перевелся в
Новочеркасский институт, где было авиационное отделение.

-- Мы очень благодарны Иркутску за то, что он почтил память
Михаила Леонтьевича, -- говорит еще одна дочь конструктора
Надежда Миль. -- В этом доме он родился, и сохранился его
детский дневник, в котором он нарисовал дом, обстановку
внутри квартиры, где жила семья. А рядом жила семья Николая
Камова... В этом дворе они играли, и соединение этих людей,
внесших вклад в российскую науку, -- очень знаменательно.
Впоследствии они встретились и продолжили дружеские
отношения.

Да, их судьбы периодически переплетались, и вы сами
убедитесь в этом, дочитав текст до конца. В 1933 году Михаил
Леонтьевич возглавил группу аэродинамических расчетов и
экспериментальных исследований. Выходят его первые
теоретические печатные работы об аэродинамике полетов
винтокрылых машин. К началу 1940 года он становится одним из
ведущих отечественных специалистов по теории автожиров и
вертолетов, принимает активное участие в проектировании и
испытаниях машин. В 1940-м назначается заместителем
директора первого в СССР завода винтокрылых летательных
аппаратов -- директором и главным конструктором завода был
как раз Николай Ильич Камов. У Камова Миль прошел
превосходную конструкторскую школу.


Дорогами успеха

Началась Великая Отечественная война, и Миль работает в
эскадрилье боевой техники, где занимается
усовершенствованием боевых качеств винтокрылых машин. За
вклад в развитие авиационной техники Михаил Леонтьевич Миль
был награжден орденами Великой Отечественной войны II
степени и Красной Звезды.

А потом -- мирное время и продолжение исследований, защита
кандидатской и докторской диссертаций. И если 50-е годы
отмечены созданием первого советского серийного вертолета
Ми-1, затем Ми-4, то к середине 60-х Миль -- уже генеральный
конструктор по вертолетостроению. Под его руководством
создано девять типов серийных вертолетов и их модификаций
(Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-14, Ми-24...).

Но время идет, и требования к авиатехнике растут. Наступает
эра новых решений. В разработке первого в мире сверхтяжелого
вертолета В-12 Миль перешел с одновинтовой системы на
принципиально другую, чем открыл новую эпоху в области
научно-технических изысканий и вертолетостроения.

Летом 1971 года вертолет В-12, проделав путь в 3600
километров, прилетел в Париж на показательные выступления.
Мировая пресса объявила В-12 главным сюрпризом авиасалона в
Ле Бурже. Правда, сам Михаил Леонтьевич не дожил до этого
часа -- в 1970 году его не стало.

Михаил Леонтьевич Миль по праву считается основоположником
ведущей в мире научной конструкторской школы
вертолетостроения. Он воспитал тысячи
высококвалифицированных специалистов, кафедра
вертолетостроения МАИ избрала его своим профессором. Почти
сорок лет жизни он отдал вертолетам.

За вклад в развитие вертолетостроения еще в 1966 году ему
было присвоено звание Героя Социалистического Труда,
присуждены Ленинская и Государственная премии, он награжден
тремя орденами Ленина и другими орденами. И, обозрев основные
вехи биографии этого человека, мы снова и снова можем
испытывать гордость за то, что Михаил Миль, творец, инженер,
ученый, -- наш земляк, иркутянин.


Поклонимся, поклонимся, друзья...

На церемонию открытия мемориальной доски собрались иркутяне
-- школьники и ветераны, горожане, представители городской
администрации -- и гости из Москвы, среди которых были и уже
упомянутые дочери Михаила Леонтьевича, и его коллеги. Дело в
том, что столетие нашего великого земляка стало праздником
для всего холдинга "Вертолеты России", и в особенности для
коллектива Московского вертолетного завода имени М.Л.Миля.

Делегация от этого завода совершает юбилейную поездку, в
маршрут которой вошли вертолетный завод в Улан-Удэ и,
конечно, Иркутск. Улан-Удэнский авиационный завод выпускает
один из самых надежных вертолетов Ми-8. За четыре
десятилетия работы коллектив выпустил более четырех тысяч
вертолетов этой модификации. Ми-8 эксплуатируется в 80
странах мира. К 100-летию известного конструктора на заводе
прошло торжественное собрание, на котором было предложено
назвать в честь Михаила Миля одну из улиц Улан-Удэ.

Один из гостей иркутян -- Герой Советского Союза,
заместитель генерального конструктора по летным испытаниям,
заслуженный летчик-испытатель СССР Гурген Рубенович
Карапетян сказал:

-- Мне посчастливилось работать с Михаилом Леонтьевичем
Милем -- это был действительно выдающийся, гениальный
конструктор, хороший и порядочный человек. Он заложил основу
вертолетных парков нашей страны и ряда иностранных
государств. Воспитал тысячи высококвалифицированных
специалистов...

Несколькими минутами позже мне удалось задать Гургену
Рубеновичу еще несколько вопросов.

////-- Вам приходилось испытывать именно милевские
вертолеты? Как вы их оцениваете?

-- Да, конечно, я работал на этих машинах, испытывал. Это
практичные, надежные машины.

////-- Сегодня они актуальны по-прежнему?

-- Ми-8 считается лучшим вертолетом в своем классе. Но
Михаил Леонтьевич создал много других моделей. Скажем, Ми-24
-- боевой вертолет, который был задействован более чем в
тридцати локальных конфликтах. В свое время он считался
лучшим боевым вертолетом в мире. Сегодня сняты с
эксплуатации Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ми-10, но остался Ми-8,
которому более 40 лет! И он очень активно используется в
гражданской авиации. В период освоения западно-сибирских
месторождений нефти и газа (это в основном 60-е годы)
благодаря применению этих вертолетов было сэкономлено более
четырех миллиардов долларов, а если пересчитать на нынешние
деньги, то это будет более 250 миллиардов долларов.

////-- На БАМе, на сибирских стройках, по-моему, тоже
активно использовались Ми-8?

-- Они и сейчас активно используются. Михаил Леонтьевич
как-то говорил, что наша страна специально создана для
вертолетов -- у нас малоосвоенная территория. Более того,
наш президент (он был на праздновании в Улан-Удэ) сказал:
ближайшие сто лет при освоении и развитии Сибири без
вертолетов нам не обойтись.

////-- Михаил Леонтьевич оставил после себя видных учеников?

-- У него были и есть последователи -- например, Марат
Николаевич Тищенко, который создал два уникальных вертолета,
в мире таких нет. Это вертолет Ми-26 и боевой вертолет
Ми-28, который недавно указом президента принят на
вооружение.

////-- Марка "Ми" продолжается, это именно разработки его
КБ?

-- Да. Были попытки западных конкурентов эту марку задавить,
и у нас тоже были тяжелые времена, банкротство завода,
Владимир Путин этим вопросом занимался... Он и подписал
распоряжение: "Прошу принять меры для сохранения и развития
вертолетного завода..." Сейчас все это успешно выполняется,
завод на подъеме. Создан холдинг "Вертолеты России", где
объединены все серийные заводы, все КБ, которые работают на
развитие российского вертолетостроения.


По-прежнему лучший

Владимир Павлович Михеев, доктор технических наук,
прилетевший в Иркутск в составе столичной делегации,
представляет как раз холдинг и московский завод:

-- Наш завод основан в 1947 году Михаилом Леонтьевичем
Милем и носит его имя. Недавно мы праздновали 60-летие
завода, и вот теперь -- 100-летие Михаила Леонтьевича. Мы
знаем, что отсюда родом и другой знаменитый конструктор,
Николай Ильич Камов.

////-- Удается ли и сегодня обновлять марки вертолетов?

-- Да, и это естественно. Марки обновляются, но ситуация
такова: все, что создал Миль, эксплуатируется до сих пор,
многие из вертолетов до сих пор в серийном производстве.
Ми-8 до сих пор один из самых востребованных вертолетов в
мире, а еще это одна из основных наших статей дохода.
Вертолет действительно уникальный. Все знают автомат
Калашникова -- он взят на вооружение в 58 государствах, а
вертолет Ми-8 стоит на вооружении в 84 государствах! И
эксплуатируется более чем в 110 странах. Сейчас, например,
американцы закупают его... Наша техника -- самая надежная,
самая мощная, самая боевая, самая невзыскательная.

...Был в составе делегации и представитель Московского
авиационного института, кафедры проектирования вертолетов.
Это единственная в стране кафедра, которая готовит инженеров
в области разработки винтокрылой техники. Ее выпускники
работают в конструкторских бюро на фирме Миля, на фирме
Камова, в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте
имени Жуковского).


Хорошо, но мало...

Следует сказать, что открыта мемориальная доска по
инициативе иркутского просветителя Геннадия Гайды, а
изготовлена на средства мецената, генерального директора НПО
"Сибатом" Виктора Бронштейна. Виктор Владимирович выступил
на открытии. Он говорил, что уже в двадцатый раз его фирма
открывает такие памятные знаки знаменитым и именитым
иркутянам -- писателям, просветителям, военачальникам.
Михаил Леонтьевич Миль займет в этом ряду достойное место, а
иркутянам эта доска будет напоминанием о нем.

И напоследок такое соображение. На мой журналистский взгляд
(думаю, меня поддержат многие иркутяне), мемориальная доска
такому человеку -- это замечательно, но -- слишком мало. Как
минимум, имя талантливого земляка должна носить одна из улиц
Иркутска. Хотя бы его родная, Карла Либкнехта.

В самом деле: кто больше сделал для Иркутска -- немецкий
коммунист или отечественный авиаконструктор, прославивший
наш город? Только представьте: одна из старейших улиц,
бывшая когда-то Саломатовской, затем Карла Либкнехта, станет
носить имя Михаила Миля, а рядом с этой улицей будет другая
-- имени Николая Камова? Это будет в высшей степени
справедливо.

Неужели такое невыполнимо?

Любовь Сухаревская, "Байкальские вести".

05.11.2009

www.politirkutsk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован