14 ноября 2005
1997

Михаил Пальцев: Незащищенная территория

Россия пока не готова противостоять биологическим опасностям, считает ректор Московской медицинской академии, председатель Экспертного совета при МЗ РФ, академик Михаил ПАЛЬЦЕВ. Он - один из организаторов прошедшей в Москве международной конференции "Молекулярная медицина и безопасность". Ее участники - ведущие вирусологи России, а также представители департамента здравоохранения и Госдепартамента США, обсуждали и угрозу "птичьего гриппа" в мире.

- Является ли "птичий грипп" реальной биологической угрозой?

- "Птичий грипп" существует, и им болеют люди. В основном те, кто употребляет в пищу сырую птицу. Пока нет ни одного доказанного случая передачи от человека к человеку. Если это произойдет, возникнет сильнейшая эпидемия. Мы ждем так называемого антигенного дрейфа, когда между вирусами обычного и "птичьего гриппа" произойдет обмен генетической информацией, и человеческий вирус приобретет свойства птичьего. Этот новый вирус может родиться в организме человека, заболевшего одновременно обычным и "птичьим гриппом". Потом вирус уже будет передаваться воздушно-капельным путем. Поэтому защищаться нужно двумя способами: обычными вакцинами, чтобы ограничить число случаев обычного гриппа, и специальными.

- Успеют ли сделать вакцину, когда начнется эпидемия?

- Никто не знает, когда будет преодолен межвидовой барьер, и будет ли преодолен вообще. Наука пока не способна ни дать точный прогноз, ни предотвратить ситуацию. Возможно, времени достаточно, а возможно, его слишком мало, поэтому вакцину нужно разрабатывать немедленно. В том, что она будет создана, сомнений нет. Штамм вируса выделен, и во многих странах, в том числе и в России, уже есть разработки. Проблема в том, чтобы, если грянет эпидемия, наладить производство и получить ее в нужных количествах.

- В прессе появились сообщения о том, что против "птичьего гриппа" есть лекарства. Это так?

- Доказанного средства именно при этой болезни, насколько я знаю, нет. Препарат нужно испытать на большом количестве больных, а таких людей пока десятки. Этого недостаточно, чтобы доказать эффект лекарства.

- Чтобы появились лекарства, вакцины, другие средства защиты от биологических угроз, необходимы вложения средств в биологию. Как финансируется эта область науки по сравнению с другими?

- Соотнести трудно, точных цифр в России нет, но выделяется очень мало. Один пример: уже в течение 2 лет наша страна не производит собственных антибиотиков, а это один из главных показателей состояния биотехнологии в стране. Любое цивилизованное государство обязано их производить, поскольку это основное средство защиты от инфекций. На этой неделе проходит биотехнологический конгресс, где говорилось о кризисе этой отрасли в России. В нашей науке, как и 40 лет назад, доминируют физика и атомная энергетика. В других странах вложения в биотехнологию растут несоизмеримо, и соотношение между биологической наукой и всеми остальными доходит до 50 на 50. У нас это меньше в разы.

Именно поэтому Россия очень уязвима по отношению к биологическим угрозам и полностью зависит от импорта. Если вопросы ядерной безопасности относительно решены, то биологическая опасность до сих пор не осознана. Соответствующая доктрина была подписана президентом два года назад - за это время ничего не изменилось. Было объявлено и о том, что готовится программа по биологической безопасности страны, но пока ее нет. У наших государственных чиновников нет понимания того, что биологические угрозы - естественные и искусственные - растут с каждым годом и что у нас нет систем противодействия.

- Как должна строиться система биологической безопасности?

- Прежде всего должен быть налажен прогноз и мониторинг биологических угроз. Как только в США появился биологический терроризм, финансирование соответствующих исследований резко увеличилось. До 2002 г. на обеспечение биобезопасности выделялось порядка 40 млн. долл. в год, а с 2002-го по 2005-й - уже 1.8 млрд. (еще около 700 млн. по линии Национального центра по контролю за заболеваниями). Была создана сеть лабораторий, в постоянном режиме осуществляющих мониторинг за возникновением и перемещением всех опасных для жизни бактерий, вирусов, ГМО. Кроме того, должна быть развита промышленность, производящая вакцины. У нас это производство требует модификации. Ведь, как известно, вакцины против гриппа изготавливаются на куриных эмбрионах, но где гарантия, что "птичий вирус" не живет внутри них и что мы сами не создадим опасный "микст" в лаборатории? Производить вакцины нужно без использования живого материала. В России есть только разработки и патенты.

- Государственные чиновники не осознают серьезности биологических угроз. А ученые?

- Нынешняя конференция показала, что да. Ученые, имеющие отношение к этим вопросам, консолидировались. Появилось осознание того, что биологическая опасность может быть глобальной. Впервые в Россию на научное мероприятие приехала большая группа американских ученых и ответственных работников госдепартамента и департамента здравоохранения, среди них заместитель директора Центра по контролю за заболеваниями.

К сожалению, мы не получили должного отклика со стороны наших властей. Есть предположение, что причины экономического кризиса в США в конце 20-х годов во многом связаны с эпидемией "испанки". Наши власти обсуждают цены на нефть, но не понимают, что 2 - 3 эпидемии - и некому ее будет добывать.


Елена Кокурина

14.11.2005

http://www.mma.ru/article/id9407

Московские новости No42 за 2005 год (28.10.2005)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован