10 июня 2005
3220

Михаил Пальцев: Стандарт для нестандартных

Консилиум встревожен развитием Болонского процесса.

Сегодня в медицинских вузах европейских стран обучение ведется по четырем базовым специальностям -лечебное дело, фармация, стоматология, высшее сестринское образование. В России медицинских специальностей девять, и в их числе встречаются далеко не "докторские" - например, кибернетика, биофизика, биохимия, экономика.-. Кроме того, в России - более 100 медицинских специализаций, в Европе - от 17 до 54. Но при вхождении в Болонский процесс необходимо, чтобы медиков в наших вузах готовили в соответствии с международными стандартами. Как это сделать, учитывая специфику российского медицинского образования?

Об этом говорили участники Совещания ректоров медицинских и фармацевтических вузов России. На встречу с российскими специалистами в Москву приехали эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также представители Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО).

Мнение руководителей отечественных медицинских вузов и их западных коллег по большому счету совпадает: и те и другие считают, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому сегодня так необходимы изменения в медицинском образовании России. Первые шаги навстречу этому уже делает старейший медицинский вуз нашей страны - Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова (ММА), хотя его руководство придерживается позиции "осторожных изменений".

Мы вместе с европейским медицинским сообществом считаем, что не следует в рамках Болонского процесса вменять в обязанность медицинским вузам переходить на двухуровневую систему, мы в России по-прежнему отдаем предпочтение интегрированной одноуровневой структуре с последующей интернатурой и докторантурой, - сообщил ректор ММА Михаил Пальцев. - Но с другой стороны, Болонский процесс может оказать положительное влияние, потому что высшее медицинское образование не может развиваться в замкнутой системе, даже в такой большой стране, как Россия. У нас, как и в любом другом государстве, есть свои сильные и слабые стороны в этой области. Тем не менее, учитывая специфику высшего медицинского образования, трудно представить себе врача-бакалавра: за три года невозможно стать грамотным доктором.

Что касается магистратуры, то таких специалистов-медиков уже готовили в России до 1917 года, но только по теоретическим дисциплинам, где не требуется клиническая практика.

Президент ВМФО Ханс Карле считает, что необходимо читывать российскую специфику, поскольку цель Болонского процесса - гармонизация образования, а не слепое следование единому стандарту. Тем более что некоторые европейские страны отказались от введения в медобразовании системы "бакалавр - магистр", но в то же время их готовы принять в Болонский процесс. Поэтому на совещании прозвучало предложение сохранить в медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях России подготовку специалистов со сроком обучения 5-6 лет.

Одна из острых проблем для медиков - последипломное образование. Здесь мы никак не вписываемся в международные стандарты: в России, как известно, действует годичная интернатура и двухгодичная ординатура, а в Европе полноценным врачом можно стать только за 3-6 лет обучения после того, как закончилась подготовка по вузовской программе.

Одобрение ректоров получила новая система оценки знаний студентов, которая работает в европейских странах. За каждый сданный экзамен предлагается начислять баллы-кредиты, по количеству которых и будет оцениваться квалификация доктора. С такой "копилкой" кредитов любой российский студент сможет учиться в медицинских вузах Европы, причем в течение всей жизни, постепенно увеличивая свой багаж знаний, а значит, и повышая квалификацию. Это, кстати, поможет серьезно изменить последипломное образование врачей в России, считает Х.Карле.

По мнению Наты Менабде, директора департамента кадровых ресурсов Европейского регионального бюро ВОЗ, вхождение России в Болонский процесс дает доступ российским медицинским кадрам к рынкам в других странах. Не станет ли это очередной "утечкой мозгов", теперь уже в медицине? Директор Департамента фармацевтической деятельности Минздравсоцразвития РФ Николай Володин уверен, что этого не произойдет. По его словам, процессы миграции были, есть и будут, и они не определяются тем, насколько диплом признается в той или иной стране.

Еще один проблемный вопрос, который обсуждали на совещании, - это перевод медицинских вузов из ведения Министерства здравоохранения и социального развития в ведение Министерства образования и науки. У ректоров есть опасения, что такой переход может лишить медицинские вузы клинической базы (поликлиник и больниц), где студенты старших курсов проходят обязательную практику. Пока этот вопрос не решен на законодательном уровне, но уже сейчас в ожидании приватизации больниц их руководство отказывает многим вузам в использовании клинических баз. А без этого подготовить доктора невозможно. Получается, что в России клиническая база - это предмет личного договора между ректором и главным врачом, в то время как на Западе статус университетских больниц очень высок.

Итогом работы стало рассмотрение политического заявления, в котором предложены рекомендации для дальнейшего развития медицинского образования в России.

Решение совещания ректоров и деканов образовательных учреждений высшего и дополнительного медицинского и фармацевтического профессионального образования от 15 апреля 2005 г.


10.06.2005

http://www.mma.ru/article/id8654

ПОИСК - еженедельная газета научного сообщества
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован