"О подготовке муниципальных образований Челябинской области к пропуску паводковых вод в 2009 году"
Уважаемый Петр Иванович!
Уважаемые участники совещания!
Характеристика весеннего половодья во многом зависит от осадков предыдущего года и увлажнения почвы перед замерзанием.
Зима 2008 - 2009 годов наступила на полтора месяца позднее обычного. Устойчивый снежный покров и ледостав на водоемах установились только 13 - 14 декабря.
Зима была малоснежной, поэтому средняя высота снежного покрова меньше нормы и показателей прошлого года. Запасы воды в снеге также меньше нормы, но близки к прошлогодним показателям.
Запасы влаги в метровом слое почвы в настоящее время составляют:
- на юге области - на 20 % ниже нормы
- в центральных районах - на 20 - 40 % выше нормы
- в западной части области - в пределах нормы.
В зиму реки ушли с водностью в пределах нормы. Из-за малого количества снега и большого промерзания почвы (юг области- до 150 см) водность рек уменьшилась и сейчас составляет 80 %. На малых реках юга области и в горах наблюдается перемерзание и наледи. Толщина льда составляет 80-90 см, что на 25 см больше прошлогоднего.
С учетом погодных условий, половодье на реках Челябинской области по объемам притока воды к водохранилищам и по уровням воды ожидается меньше среднемноголетних значений, но выше прошлого года.
На реках бассейнов Тобола и Урала начало половодья ожидается 3-7 апреля, пик - 13-18 апреля, на реках бассейна Камы половодье начнется 5-8 апреля.
Исходя из складывающейся гидрометеорологической ситуации, при подготовке и пропуске весеннего половодья перед федеральными, областными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями ставятся следующие основные задачи:
1) обеспечить безаварийный пропуск паводковых вод;
2) не допустить снижения качества подаваемой населению питьевой воды;
3) наполнить водохранилища и обеспечить хозяйственные потребности области водными ресурсами.
Для решения этих задач Правительством, КЧС области, органами местного самоуправления выполнены следующие мероприятия.
1. В 2008 году реализованы крупные проекты, позволяющие решить проблемы подтопления отдельных территорий области.
Построены сооружения по понижению уровней озер Синеглазово, Курги и Касарги. Финансирование из областного бюджета составило 228,0 млн. рублей. В осенний период проводилась откачка воды из озера Синеглазово, уровень понизился на 20 см. Это позволяет исключить подъем уровня воды в период половодья до максимально зафиксированных отметок. Всего, в соответствии с проектом, уровень озера должен быть понижен на 2,6 метра.
Для предотвращения затопления территории поселка Наследницкий из-за ледовых заторов на реке Берсуат в Брединском районе завершены работы по спрямлению русла реки. Работы выполнены за счет субвенций из федерального бюджета в сумме 19,3 млн. рублей.
В конце 2008 года начаты работы по строительству сооружений по понижению уровней озер Большой и Малый Кременкуль. На сегодняшний день работы выполнены на 70 %, в том числе завершены работы первой очереди понижения уровня озера Малый Кременкуль. Это позволит предотвратить дальнейшее затопление прилегающих территорий в период половодья и понизить уровень озера на 80 см к концу лета.
За счет средств областного бюджета в сумме 5,3 млн. рублей выполнены мероприятия по обеспечению безопасного прохождения паводков на территориях Агаповского, Ашинского, Брединского и Катвав-Ивановского муниципальных районов, Копейского, Кыштымского и Челябинского городских округов.
В 2008 году завершены работы по формированию русла канала на участке Кыштым - Аргази в обход озера Увильды протяженностью 21,1 км. В результате комплекс сооружений способен обеспечить перекачку воды из Долгобродского в Аргазинское водохранилище. После завершения паводка 2009 года совместно с федеральным государственным учреждением по эксплуатации водохранилищ будет опробован пропуск воды через канал. Ввод объекта в эксплуатацию позволит решить проблему дефицита водных ресурсов для Челябинского промузла.
2. Координацию деятельности при подготовке к пропуску паводковых вод осуществляет КЧС области. Подготовка осуществляется в соответствии с постановлением Губернатором Челябинской области N 29 от 17 февраля 2009 года.
Во исполнение постановления разработаны и согласованы председателем КЧС области планы по обеспечению безопасного пропуска паводковых вод территориальных управлений МЧС России, МВД России, Ростехнадзора, Росгидромета, Роспотребнадзора, Росводресурсов, Министерства строительства и Министерства промышленности Челябинской области, федерального учреждения по эксплуатации водохранилищ, производственного объединения "Маяк", акционерных обществ "Южно-Уральская железная дорога" и "Уралсвязьинформ".
На пяти состоявшихся заседаниях КЧС заслушаны должностные лица 39 муниципальных образований, Южноуральской и Троицкой ГРЭС, Южно-Уральской железной дороги, Челябинского нефтепроводного управления и отделения ОАО "Уралтранснефтепродукт", ФГУ по эксплуатации водохранилищ, Управления федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" и производственного объединения "Маяк" к пропуску паводка.
3. Особое внимание при пропуске весеннего половодья необходимо обратить на безопасность гидротехнических сооружений.
По состоянию на 1 января 2009 года в области насчитывается 347 гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ и 25 накопителей жидких отходов. В государственной собственности находятся 39 ГТС, муниципальной - 136, частной - 103. Для 69 сооружений процедура включения в муниципальную собственность в настоящее время не завершена. В их числе 16 ГТС представляют опасность в случае разрушения.
Органам местного самоуправления поставлена задача в срок до 20 марта закрепить за этими сооружениями организации и ответственных должностных лиц, создать аварийные бригады, установить круглосуточное наблюдение и принять необходимые меры по недопущению аварийных ситуаций.
Органами внутренних дел предусмотрены дополнительные меры по охране гидроузлов крупных водохранилищ и водохранилищ питьевого назначения.
В соответствии с утвержденным планом в период с 17 марта по 10 апреля будет проведена проверка готовности гидротехнических сооружений к пропуску весеннего половодья 2009 года. В проверке примут участие представители Главного управления МЧС России, Управления Ростехнадзора по Челябинской области, Министерства по радиационной и экологической безопасности, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области и Нижне-Обского БВУ. Всего на территориях 22 муниципальных районов и городских округов будет проверена готовность 80 гидротехнических сооружений, представляющих наибольшую потенциальную опасность в случае аварий и разрушений.
Особо остановлюсь на состоянии гидротехнических сооружений Теченского каскада водоемов, хранилища радиоактивных отходов федерального предприятия "РосРАО" ("Радон").
В период подготовки к паводку 2009 года ПО "Маяк" проведена снегомерная съемка водосборной площади Иртяшско - Каслинской системы озер. После проведения повторной снегосъемки будут составлены графики пропуска паводка через плотины П - 1 (озеро Иртяш) и П - 5 (озеро Касли).
Уровень воды в 11 водоеме составляет 216,80 м при максимально разрешенном 217,32 м. Запас по уровню составляет более 50 см.
По прогнозу половодья подъем уровня составит до 5 см, запас уровня воды в 11 водоеме к концу половодья составит 45 см.
Безопасная эксплуатации конечной плотины Теченского каскада водоемов обеспечена.
Филиалом "РосРАО" - комбинатом "Радон" ведется непрерывный контроль уровня грунтовых вод. Проведенные мероприятия по подготовке дренажной системы позволят удержать уровень грунтовых вод на безопасном уровне.
Весеннее половодье определяет короткий период для пропуска больших объемов воды. Предпаводковая сработка начинается по всем водохранилищам. Отделом водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Челябинской области ведется работа по согласованию диспетчерских графиков сработки водохранилищ. Согласование графиков будет завершено к 20-му марта, после получения от Челябинского гидрометцентра уточненного прогноза половодья.
Организовано взаимодействие и обмен информацией с органами государственной власти Курганской, Оренбургской областей, Республики Башкортостан и Республики Казахстан по вопросу регулирования стока рек в период паводка.
Будет обеспечен оперативный контроль за соблюдением диспетчерских графиков.
4. В целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации, связанные с прохождением весеннего половодья 2009 года, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создана группировка сил и средств РСЧС области в составе 10406 человек личного состава (в том числе 3035 человек - в муниципальных образованиях области), 3401 единиц техники, 1610 единиц плавсредств.
Проведена проверка имеющихся плавсредств, водолазного оборудования и снаряжения, средств жизнеобеспечения. Личный состав поисково-спасательной службы области и подразделений ГИМС Главного управления МЧС России по Челябинской области обеспечены необходимым инвентарем и плавсредствами.
В готовность приведены силы ГУВД по Челябинской области, маршруты патрульно-постовых нарядов максимально приближены к особо важным объектам и объектам жизнеобеспечения.
На 18-19 марта намечено проведение под руководством Председателя КЧС области командно-штабной тренировки по готовности территориальной подсистемы РСЧС к работе в условиях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций при пропуске весеннего половодья. При проведении тренировки будут проиграны возможные варианты развития событий.
Таким образом, силы и средства Челябинской областной подсистемы РСЧС готовы к предстоящему паводку.
5. По итогам готовности муниципальных образований следует отметить следующее.
Во всех муниципальных образованиях сформированы и работают комиссии по подготовке к паводку.
В бюджетах муниципальных образований предусмотрены финансовые резервы общей стоимостью 150,0 млн. рублей, из которых 23,4 млн. рублей зарезервированы для проведения противопаводковых мероприятий. Общая стоимость материальных резервов органов местного самоуправления на 2009 год составляет 235,2 млн. рублей.
Органами местного самоуправления выполняются работы по очистке прибрежных полос и водоохранных зон от мусора, изоляции от паводковых вод складов пестицидов, скотомогильников для предотвращения попадания загрязнений в водные объекты.
Предусмотрен усиленный контроль качества воды, подаваемой населению в период паводка, а также другие меры, рекомендованные постановлением Губернатора области.
Для размещения населения при возможной эвакуации в период паводка подготовлены базы отдыха, санатории, помещения школ и гостиниц, а также готов к развертыванию полевой лагерь на 500 человек.
Пользуясь возможностью, хочу еще раз обратить внимание глав муниципальных образований на то, что планы по предупреждению и ликвидации ЧС должны существовать не только на бумаге. Силы и средства должны быть приведены в готовность.
Для этого:
1) Необходимо еще раз проверить готовность ГТС, в том числе знание своих обязанностей обслуживающим персоналом, наличие и исправность средств связи, наличие должностных инструкций, резервов материальных ресурсов.
2) Опыт предыдущих паводков показал, что не всегда эффективно срабатывает система оповещения населения о возможной опасности.
Необходимо принять меры по своевременному информированию населения о прохождении паводка, возможных затоплениях и подтоплениях, о порядке действий при приближении опасности.
3) Главам муниципальных образований необходимо обратить особое внимание на усиление контроля за состоянием водоохранных зон, зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, за сбросами в водные объекты хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, исключить несанкционированные сбросы сточных вод и токсичных веществ.
До начала половодья должны быть завершены работы по уборке снега с улиц, очистке ливневых канализаций.
4) В целях обеспечения качества воды, подаваемой населению в период паводка, необходимо еще раз проверить аварийные запасы реагентов для водоподготовки.
В случае необходимости должен осуществляться подвоз питьевой воды в детские учреждения, школы, больницы и населению.
Сегодня необходимо определить транспорт, задействованный для подвозки воды. Определить скважины и другие резервные источники питьевого водоснабжения.
Контроль за выполнением планов и соблюдением необходимых мер в период подготовки к паводкам и пропуска паводковых вод будет продолжен.
При оперативной, скоординированной работе органов исполнительной власти, муниципальных образований, территориальных органов федеральных ведомств паводок 2009 года должен быть пропущен без чрезвычайных ситуаций с минимальным ущербом для населения и объектов экономики.
13 марта 2009 г.
www.pravmin74.ru