Мировой экономический кризис - понятие неоднозначное и многокомпонентное, и потому трудно поддающееся какой-либо конкретной оценке. Причины его возникновения лишь в редких случаях удается назвать с высокой степенью уверенности, и, наверное, поэтому они зачастую и являются предметом оживленных, а порой и ожесточенных споров как среди экспертов, так и рядовых граждан. Однако, несмотря на всю свою некую неопределенность проявляющуюся, к слову, и в отсутствии единого, четкого определения, он всегда порождает вполне реальные и ощутимые последствия, которые обычно и предоставляют возможность, если не ответить на вопрос "с чего именно все началось" или "что конкретно породило кризис", то, по крайней мере, понять какие сферы оказались наиболее уязвимыми и ввиду чего, переоценить эффективность существующей на текущий момент системы мировых финансовых и экономических отношений и задуматься о предотвращении глобальных экономических и финансовых рецессий подобных нынешней в будущем, посредством проведения реформ в настоящем. И вопрос здесь заключается не только в том, чтобы исключить или поставить под более жесткий контроль те финансовые инструменты и экономические (банковские) практики, которые предположительно положили начало мировой стагнации, но и определить недостатки в управлении и общей экономической политики государств. При этом, как представляется, руководству стран не лишним также было бы задуматься и о том, а сможет ли их страна вновь пережить еще один кризис.
Возьмем, к примеру, Россию. Известно, что основное бремя по "благополучному преодолению" современного кризиса было взвалено на золотовалютный фонд, и, не секрет, на доходы от экспорта энергоносителей. Так, если не ошибаюсь, министр финансов Кудрин открыто заявлял, что при стоимости нефти ниже 70 $ за баррель бюджет будет сводиться ужесо значительным дефицитом. Принимая во внимание тот факт, что сам золотовалютный резерв в докризисные годы в значительной мере пополнялся за счет как раз доходов от экспорта нефти и газа, получается, что из кризиса Россия "выехала" исключительно за счет добывающей отрасли (если не брать во внимание финансовые спекуляции). Безусловно, торговля углеводородным сырьем - это только плюс для России. Но получается, что этот "плюс" чуть ли не единственный. А если предположить, что в будущем может случиться кризис с энергетическим "подтекстом", способным подорвать эту стратегическую отрасль....
Один только этот факт должен поневоле заставить встрепенуться и признать: необходимо серьезней подходить к реализации приоритетных задач по развитию тех направлений производства (в первую очередь высокотехнологичных) где Россия имеет конкурентные преимущества и где есть реальные перспективы на успех. В этом должны быть заинтересованы все, в первую очередь крупные российские бизнесмены.
Надо уже заканчивать постоянно говорить об этом и начать просто делать дело.
Иначе дальнейшее затягивание с этим грозит уже серьезными политическими проблемами.
Иванов Анатолий, студент III МО