Эксклюзив
Арутюнов Александр Арташевич
30 января 2021
922

Митинги в поддержку самоизоляции. Четыре актуальных аспекта несанкционированных акций

 

http://rapsinews.ru/images/30671/03/306710381.jpgПУБЛИКАЦИИ, 19:00 29.01.2021

© АГН "Москва"

Прокуратура Москвы предупредила о негативных последствиях участия в несогласованных массовых мероприятиях 31 января. Тем не менее в соцсетях продолжают публиковаться призывы участия в несанкционированных акциях, которые могут существенно усугубить эпидемиологическую ситуацию в столице и других городах страны. Какова природа данных инициатив и чего следует ожидать участникам этих собраний, кроме заражения коронавирусом, отвечают профильные эксперты. 

1. В чем смысл разъяснения прокуратуры 

«Разъясняем, что как организация несогласованного публичного мероприятия, так и участие в нем влекут за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность», - сообщается в пресс-релизе столичной прокуратуры, посвященном акциям, запланированным на 31 января.

Адвокат Борис Кожемякин отмечает, что нарушение правил, о которых предупреждает прокуратура, влечет административные санкции. 

«Роль прокуратуры в таком случае — предотвратить нарушения и возможное нежелательное поведение. Сотрудники прокуратуры просто обязаны предупредить граждан, что участие в несогласованной акции является нарушением закона. И если ты участвуешь в ней, то попадаешь под признаки статьи 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования)», - заявил РАПСИ Кожемякин.

Адвокат, к.ю.н. Александр Зорин отметил, что игнорирование требований прокуратуры со стороны организаторов несогласованных публичных мероприятий будет свидетельствовать о том, что они заблаговременно были предупреждены о незаконности своих мероприятий, но продолжили «реализовывать объективную сторону правонарушения с прямым умыслом, т.е. осознавая общественную опасность своих действий, предвидели возможность их наступления и общественно опасные последствия и желали их наступления». 

Эксперты обращают внимание, что предостережение прокуратуры — не формальный манифест пресс-службы. «По опыту могу сказать, что такие вещи обсуждаются на самом высоком уровне. Раз предостережение выпущено, это означает, что уже определен широкий круг следователей и прокуроров, которые будут заниматься, видимо, достаточно большим количеством дел участников несанкционированных акций. Сразу же прорабатывается процессуальный инструментарий, чтобы дела людей передавались в суд как можно быстрее. Плюс на межведомственном уровне, уверен, было уже взаимодействие и с федеральной системой исполнения наказаний. Я думаю, что силовая система подготовилась достаточно серьезно», — пояснил адвокат Александр Александров.

Участие в несанкционированных акциях плохо заканчивается, резюмировал эксперт. 

2. Имеют ли граждане право на протест 

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Но митинги и шествия не должны ущемлять права и свободы третьих лиц, поэтому их проводят с учетом ряда законодательных ограничений, установленный в т.ч. в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 №54-ФЗ, а в текущей ситуации и с учетом введенных в связи с этим ограничительных мер на фоне распространения коронавируса», - пояснила управляющий партнер юридического Легес-Бюро Мария Спиридонова.

По ее словам, в рамках организации публичного мероприятия законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

«К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления с учетом установленного срока… Данные мероприятия по уведомлению и согласованию позволяют органам публичной власти принять адекватные меры по предупреждению и предотвращению нарушений общественного порядка и безопасности, обеспечению защиты прав и свобод участников публичных мероприятий и лиц, в них не участвующих», - добавила Спиридонова. 

При отсутствии соблюдения предусмотренных процедур – участие в несанкционированном митинге может грозить административной или даже уголовной ответственностью. 

Кроме того, в настоящее время подобные массовые мероприятия являются незаконными ввиду действующих ограничений в ситуации пандемии коронавируса. «Незаконная акция в Москве… может спровоцировать рост заболеваемости COVID-19… Массовое мероприятие может привести к тому, что через 10-12 дней мы увидим резкий подъем заболеваемости в городе, который опять будет вынуждать нас вводить те ограничительные мероприятия, от которых мы только ушли», - заявила глава управления столичного Роспотребнадзора Елена Андреева в эфире телеканала «Россия-24».

Таким образом, главным результатом, который могут достичь несанкционированные акции в настоящий момент, является новый всплеск заболеваемости коронавирусом. Это создает реальные предпосылки для возвращения режима самоизоляции в ряде российских городов, что сейчас происходит во многих европейских странах.

«Согласно статьи 236 УК РФ, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей или создавшее угрозу наступления таких последствий, наказывается штрафом до 700 тысяч рублей или лишением свободы. Но это относится к носителям болезни, которые заразили людей или заражение повлекло смерть других людей. Если в ходе проверки выявлено, что зараженный ковидом был на митинге и заразил людей, то он попадает под эти санкции», — предупреждает гендиректор компании «ЮристЪ» Асия Мухамедшина. 

3. Почему акции носят несанкционированный характер

«Для того, чтобы провести митинг, необходимо, конечно, уведомить исполнительный орган субъекта федерации, применительно к Москве — мэрию столицы. Но дело в том, что организаторы этого незаконного митинга вообще не обращались в мэрию Москвы. Поэтому говорить о том, что, допустим, мэрия отказала в проведении этого митинга, нельзя. В этой связи, конечно, митинг является незаконным», - пояснил адвокат, д.ю.н. Александр Арутюнов. 

Организаторы незаконных акций осознанно шли на конфликты 23 января и явно готовят новые провокации 31 января. 

«Очевидно, что люди здесь для них (организаторов акций – прим. ред.) расходный материал для привлечения внимания к своим сомнительным целям. Отмечу также нечистоплотность в оповещении людей, попытку привлечь к акциям несовершеннолетних. Это вызывало справедливые протесты со стороны родителей, уполномоченного по правам ребёнка Анны Кузнецовой», - сказал председатель общероссийской организации «Юристы за права и достойную жизнь человека», член СПЧ Александр Брод.

Важно заметить, что первые сообщения о намерении провести несанкционированную акцию в Москве 31 января появились почти сразу после предыдущего подобного мероприятия – т.е. за неделю до планируемой даты. Этого срока более чем достаточно для подачи заявки в мэрию и получения законного ответа на нее. 

Однако организаторы совершенно умышленно этого не делают, что является свидетельством их намерения демонстративно нарушать закон и провоцировать столкновения со службами правопорядка. Отказ подавать заявку на проведение митинга окружением Алексея Навального никак не связано с особенностями сегодняшнего дня. Нежелание проводить законные акции даже при наличии разрешений от органов власти является их отличительной особенностью. Это доказывают имеющиеся в распоряжении СМИ многочисленные копии разрешительных документов на мероприятия, запланированные Навальным, когда он предпочитал собирать несанкционированные акции. 

О том же свидетельствует и выбор места проведения акции в Москве – рядом с Федеральной службой безопасности, что никак не соотносится с заявленной целью мероприятия (повлиять на решение суда по делу Навального) и адресатом (государственные власти). Таким образом, выбор места сложно интерпретировать иначе, как сознательную провокацию силового ведомства с ожиданиями возбуждения большого числа новых административных и уголовных дел, которые организаторы смогут использовать для своих имиджевых целей. 

4. Правовые перспективы и действия правоохранителей 

Эксперты отмечают, что действия правоохранительных органов во время несанкционированных акций 23 января были не только абсолютно законны и оправданны, но и даже, возможно излишне, лояльны и корректны. В этой связи есть все основания ожидать более решительной их реакции на новые провокации во время грядущих незаконных мероприятий. 

«В свою очередь действия правоохранительных органов сильно контрастируют с действиями зарубежных коллег в период протестных акций, когда там начинают применять резиновые пули, водомёты, слезоточивый газ», - отмечал Александр Брод.

Важно заметить, что большинство россиян поддерживают действия властей в ситуации несанкционированного митинга. Согласно все еще актуальному опросу ВЦИОМ, 61% жителей Москвы согласны с тем, что в подобных ситуациях власть должна действовать в соответствии с законом, даже если приходится применять жесткие меры (против 26%). Показатели среди россиян: 69 и 23% соответственно.

«Следует отметить, что в ряде стран меры ответственности за участие в несанкционированных митингах и за содействие беспорядкам существенно суровее и предусматривают тюремное заключение», - добавляет Мария Спиридонова.

Эти же тезисы относится и к перспективам ужесточения ответственности в т.ч. несовершеннолетних участников несанкционированных акций. 

Александр Зорин, обращает внимание на особые пункты «в» и «е» в статьи 63 УК РФ: в них среди обстоятельств, отягчающих наказание, выделены «совершение преступления в составе группы лиц и совершение преступления по мотивам политической, идеологической ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Учитывая, что в соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, то наивно рассчитывать на то, что при совершении преступлений на незаконных политических акциях не наступит ответственности лишь в силу малого возраста».

«Безусловно, гуманность механизма государственного принуждения учитывает необходимость особой защиты несовершеннолетнего от вовлечения в криминальную среду, для чего имеет смягчающую специфику санкций для совершенных подростками преступлений. Но это смягчение, а не освобождение от наказания. 

Однако освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия – это право, а не обязанность суда. Особенно учитывая, что преступления на незаконных политических акциях совершаются в отношении служителей закона. 

При этом, в нашем обществе должна вырабатываться нулевая толерантность к подростковой преступности в отношении полицейских, поскольку в противном случае это грозит дестабилизации основ правопорядка. В качестве примера можно взглянуть на криминологическую «теорию разбитых окон», рассматривающую мелкие правонарушения не только как индикатор криминогенной обстановки, но и как активный фактор, влияющий на уровень преступности в целом: «Если в здании разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через некоторое время в этом здании не останется ни одного целого окна», - адвокат, к.ю.н. Александр Зорин.

РАПСИ, Виперсон (29 января 2021 г.)

 
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован