Наша элита неудобна
Во вторник в Московском государственном университете начальник управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модест Колеров прочитал лекцию на тему "Интересы России на постсоветском пространстве в 2020 году". Встреча этого "влиятельного кремлевского чиновника" со студентами была организована фондом подготовки кадрового резерва "Государственный клуб". Хотя тема выступления касалась довольно далекого будущего, участники встречи проявили живейший интерес к современным событиям. Сам Модест Колеров говорил преимущественно о культурно-политическом аспекте наших взаимоотношений с республиками, ранее входившими в состав СССР, и акцент делал главным образом на странах Средней Азии. А вот студенты интересовались ближайшим будущим самопровозглашенных государств, в первую очередь Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, а также судьбой "антироссийских" режимов в Молдавии, Грузии и на Украине.
Необходимо напомнить, что Модест Колеров является, по слухам, тем самым "влиятельным кремлевским чиновником", который иногда делает анонимные заявления по политике России в ближнем зарубежье. В частности, именно в такой роли он выступил перед казанским саммитом СНГ с сенсационным утверждением о пересмотре методов взаимодействия Москвы и Содружества. Таким образом, любое публичное выступление начальника управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами может рассматриваться как программное для российских властей - по крайней мере, в той части, которая касается отношений с ближайшими соседями. Именно СНГ, по неофициальной информации, Модест Колеров и курирует в администрации президента.
Поэтому фраза, с которой лектор обратился к студентам, явно знаковая и может свидетельствовать о продолжающейся переоценке отношения Москвы к странам СНГ. "Мы не знаем, кто нас окружает", - сообщил аудитории Модест Колеров. И объяснил студентам, что Россия сегодня путается в понятиях и даже не может сформулировать определения такого ключевого явления как "соотечественник". А ведь именно отталкиваясь от этого понятия, страна сегодня планирует миграцию из-за рубежа, переписывает законы и, что принципиально важно, дает гражданство заинтересованным в нем лицам. Само это понятие вступает в частичное противоречие с действующей Конституцией и законами, когда некоторые политики ему пытаются придать "этнический характер". В то время, как определяться "соотечественник" должен в первую очередь по тому, связывает ли он себя в результате своего личного выбора с Россией.
У России из всех бывших советских республик наибольшие возможности, поскольку, как заявил Модест Колеров: "Мы - самая свободная страна", единственное федеративное государство на постсоветском пространстве, где защищены и соблюдаются права национальных меньшинств. В то время как ни в одной из республик, входивших в состав СССР, федерализма сегодня нет, режимы носят этнократический характер, а во многих странах к 2020 году элиты рискуют оказаться дальше от народа, чем они были в советскую пору. Кстати, позднее, отвечая на вопрос о возможности превращения Украины в федерацию, Модест Колеров поддержал эту идею, предположив, что это только поможет укреплению территориальной целостности страны, распад которой, по мнению кремлевского чиновника, сегодня очевиден.
Россия, в отличие от стран Запада, не пытается заменить национальные элиты в республиках, ранее входивших в состав СССР, на "марионеточные режимы" наподобие молдавского, "мимикрировавшего под атлантистские ценности" и в действительности вернувшегося к "латентному тоталитаризму", от которого постсоветское пространство с таким трудом избавлялось. Однако Москва не всегда может повлиять на процессы, идущие в сопредельных государствах, - и это естественно. По мнению Модеста Колерова, пока слабы еще центростремительные тенденции, которые бы заставили государства не притворяться, что они проводят реинтеграционную политику, а реально объединяться вокруг России. И это неудивительно, поскольку страна пока даже не в состоянии "интегрировать 2 миллиона армян, 2 миллиона азербайджанцев и миллион грузин", проживающих на ее территории. Что же говорить о соседних странах.
Тем временем, Запад, по мнению кремлевского чиновника, создавая марионеточные режимы в "санитарном кордоне" вокруг России, не стремится создавать режимы стабильные. Напротив, создается пояс нестабильности, и подтверждением этих слов Модеста Колерова может служить ситуация, сложившаяся в Грузии, где еще более антироссийски настроенная оппозиция все активнее пытается сместить не без помощи ЕС и даже США Михаила Саакашвили.
Однако у России, по сути, нет выбора, поскольку из выступления г-на Колерова следует, что главный национальный интерес - защита российских граждан и наших соотечественников, в том числе и в самопровозглашенных республиках, и просто в соседних странах, признанных мировым сообществом. И поэтому Россия вынуждена вмешиваться в конфликты на сопредельных территориях, в том числе опираясь на универсальность права и используя такие примеры как черногорский референдум или предстоящее признание независимости Косово. А элита страны вынуждена быть "неудобной" для Запада, поскольку "любая элита неудобная, потому что она защищает свои национальные интересы".
23.05.06.
Иван Преображенский
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.