Эксклюзив
Тонких Андрей Сергеевич
29 ноября 2011
3405

Монография. Управление рыночной стоимостью предприятия на основе соблюдения баланса интересов

Управление рыночной стоимостью является основополагающей концепцией современной теории менеджмента. Однако имеющиеся в арсенале менеджеров технологии управления не в полной мере отвечают потребностям в обеспечении роста стоимости. В настоящей статье представлен новый подход к управлению стоимостью фирмы, основанный на соблюдении баланса финансовых интересов в акционеров и менеджеров. Описан механизм формирования стоимости предприятия и его связь с достижением баланса интересов. Представлен алгоритм разработки первоочередных мероприятий по обеспечению роста рыночной стоимости. Монография адресована широкому кругу специалистов и научных работников. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в России набирает силу процесс разделения функций владения и управления собственностью. Происходит отход от оперативного управления фирмой ее собственников. Инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения. Это связано как со стремлением минимизировать свои риски, так и с ростом отдачи от базовых активов, сопровождаемого образованием свободных денежных потоков, требующих адекватного инвестирования. Основной формой дохода собственников в этих условиях становится не заработная плата, а рост рыночной стоимости принадлежащих им активов. Кроме того, значительная часть инвестиционного сообщества - финансовые инвесторы, для которых любые виды вложений, не более чем, финансовые операции. Они инвестируют в активы с целью их продажи через некоторое время по максимальной цене. Следовательно, потребность в совершенствовании инструментария управления рыночной стоимостью возрастает. Максимальный прирост рыночной стоимости возможен в случае, если в этом, помимо собственников, заинтересован менеджмент предприятия. Поэтому инструментарий управления стоимостью бизнеса должен учитывать, в том числе, интересы менеджеров фирмы. Можно утверждать, что определяющим фактором успешного управления рыночной стоимостью бизнеса является соблюдение баланса интересов акционеров и менеджеров предприятия, тогда как существующие подходы основаны на иных факторах стоимости. Постоянное изменение рыночной ситуации и действие современных факторов развития экономики требует расширения арсенала аналитических инструментов, при помощи которых можно было бы не только оценивать стоимость бизнеса, но и управлять процессами увеличения его стоимости. В частности, практически не рассматривался вопрос о влиянии взаимоотношений между акционерами и менеджерами, их взаимной удовлетворенности достигнутыми результатами на стоимость предприятия. Существующие методы управления стоимостью основаны, как правило, на регулярной оценке стоимости бизнеса и принятии на ее основе управленческих решений. Это существенно усложняет и удорожает процесс управления. По нашему мнению, необходим инструментарий, не подразумевающий регулярную оценку стоимости и позволяющий, при этом, разрабатывать мероприятия, приводящие к ее росту. Многие из применяемых специалистами методов обладают необходимыми диагностическими свойствами в части выявления возможных проблем, но их оказывается недостаточно для адекватного воздействия на факторы стоимости, поскольку для их воплощения требуется механизм реализации, на который, как правило, акцент не делается. К тому же, постоянно изменяющиеся условия функционирования фирмы требуют уточнения критериев принятия управленческих решений. Таким образом, монография посвящена разработке и обоснованию комплексного инструментария повышения рыночной стоимости фирмы, в основе которого лежит требование соблюдения баланса интересов собственников и менеджеров предприятия. Монография состоит из трех глав. В главе 1 "Концептуальные основы управления стоимостью бизнеса" рассматриваются основные цели деятельности фирмы, обосновывается решающее значение для существования предприятия роста благосостояния его собственников. Ставятся основные проблемы управления стоимостью, требующие адекватного решения. Осуществляется анализ ключевых факторов стоимости бизнеса. Разрабатывается механизм образования рыночной стоимости предприятия на основе соблюдения баланса интересов. В главе 2 "Управление стоимостью бизнеса на основе соблюдения баланса интересов" сформулированы основные требования к инструментарию управления рыночной стоимостью. Сформирована эталонная динамика показателей как основополагающий критерий роста рыночной стоимости. Представленный критерий проверяется на соответствие выдвинутым требованиям. Разработан алгоритм оценки фактической сбалансированности интересов, выраженный единым обобщающим показателем. Проведена эмпирическая проверка зависимости рыночной стоимости от достигнутого баланса интересов на примере крупнейших российских предприятий. В главе 3 "Разработка результативных мероприятий по управлению рыночной стоимостью бизнеса" представлен инструментарий диагностики и ранжировании проблем, связанных с нарушением баланса интересов акционеров и менеджеров, и, следовательно, проблем управления стоимостью. На примере промышленного предприятия приводится алгоритм обоснования выбора мероприятий по повышению его рыночной стоимости. Выявлены основные финансовые проблемы российских корпораций. Даны практические рекомендации по устранению проблем, как для конкретного предприятия, так и для российского корпоративного сектора в целом. ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СМОТРИТЕ В ПРИЛОЖЕНИИ Viperson

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован