РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Уральское отделение Институт экономики Научные доклады Тонких А.С. Остальцев А.С. Остальцев И.С. Екатеринбург-Ижевск 2012 УДК 330.35:330.46:519.86 ББК 65.050+65.290-2 Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. Приемы моделирования экономического роста предприятия. - Екатеринбург - Ижевск, 2012 - Издательство ИЭ УрО РАН - 50 с. В работе представлен обзор приемов моделирования экономического роста предприятия. Приведено обоснование необходимости разработки альтернативных моделей роста. Публикация представляет интерес специалистов по вопросам управления, системного анализа, экономического роста. Ответственный редактор: доктор экономических наук О.И. Боткин Рецензенты: доктор экономических наук В.И. Некрасов доктор экономических наук А.М. Макаров © Тонких А.С., Остальцев А.С., Остальцев И.С. 2012. © Институт экономики УрО РАН, 2012. ВВЕДЕНИЕ Экономический рост организации является неизбежным этапом ее развития. Более того, экономический рост является одной из приоритетных целей бизнеса. Под экономическим ростом в микроэкономическом смысле, как правило, понимают увеличение во времени объемных показателей деятельности, таких как выручка от реализации продукции, совокупные активы, прибыль, собственный капитал и т.д. Экономический рост делает предприятие инвестиционно привлекательным, позволяет ему удовлетворять возрастающий спрос на продукцию, является одним из ключевых факторов изменения рыночной стоимости фирмы. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки хозяйствующими субъектами собственных моделей экономического роста, адекватных современным условиям и способных обеспечивать позитивную экономическую динамику. Эта задача в теоретическом аспекте требует: рассмотреть основные приемы моделирования экономического роста предприятия и оценить возможность разработки альтернативных вариантов. 1. Экономический рост предприятия: ключевые понятия Хозяйственная деятельность фирм сопровождается, как правило, изменением объемных характеристик. Таких как, выручка от реализации продукции, объемы производства, размер активов, сумма накопленной прибыли, численность работающих и других показателей. Этому есть несколько причин. 1. Изменение хозяйственной конъюнктуры. Деловая активность рыночных субъектов подвержена регулярным колебаниям, называемым экономическими циклами [1,2,3]. Фазы, которые проходит экономика в результате циклической динамики: пик, соответствующий периоду, в течение которого реальный выпуск достигает своего максимального значения; кризис (сокращение), в течение которого наблюдается снижение реального объема производства; дно ("подошва") - точка, в которой реальный выпуск доходит до своего минимального значения; подъем - период, характеризующийся ростом реального валового национального продукта. Сокращение общего объема производства называют также спадом или рецессией; термин депрессия используется по отношению к длительным спадам [4]. Не претендуя на точность, экономический цикл схематично можно изобразить следующим образом (Рисунок 1). Экономические циклы неизбежны. Предвидя наступление очередной фазы экономического цикла субъекты рынка (фирмы и домашние хозяйства) начинают либо усиленно экономить, либо увеличивают расходы. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства и реализации. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. материал полностью