22 марта депутаты Московской городской Думы приняли в первом чтении проект закона "Об энергосбережении в городе Москве".
По словам руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Всеволода Плешивцева, проект закона разработан в целях создания правовых, экономических и организационных условий для эффективного использования и сбережения энергетических ресурсов. Он должен обеспечить реализацию городской государственной политики в области энергосбережения, ориентированной на сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов.
Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-центре Мосгордумы, федеральный закон от 1996 года "Об энергосбережении" не определяет механизма финансирования программ энергосбережения, не содержит необходимых требований к мерам стимулирования энергоэффективности, не учитывает особенности энергосбережения в организациях бюджетной сферы и взаимосвязи энергосберегающих и экологических программ. В условиях города необходимы разработка и внедрение более жестких по сравнению с федеральными городских стандартов, норм и правил в области энергоэффективности и энергосбережения. При разработке законопроекта учтен опыт субъектов Российской Федерации, так как в настоящее время в регионах России уже принято 43 закона об энергосбережении.
В законопроект включены следующие положения: совершенствование правового регулирования в области энергосбережения, централизация ответственности за управление энергосбережением, а также организация системы контроля за расходом энергоресурсов и их эффективным использованием.
Проектом предусматривается использование бюджетных и внебюджетных средств для финансирования энергосберегающих мероприятий. Предполагается, что бюджетные средства могут привлекаться только для выполнения энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, а внебюджетные средства - для финансирования мероприятий в топливно-энергетическом комплексе, промышленности, строительстве и на транспорте. Причем, наряду с традиционными внебюджетными источниками - кредитами и лизингами - предусматривается использование внебюджетных средств за счет государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, за счет сэкономленных ресурсов и организации приборного учета потребления тепловой энергии в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Законопроектом определено, что уполномоченный орган исполнительной власти города при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должен учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электро- и теплоэнергии на энергосбережение. Особое внимание уделено положению, что объектами городского государственного регулирования в области энергосбережения являются все организации-энергопотребители столицы независимо от их организационно-правовых форм, а также физические лица.
Расширяется значение энергоаудита: из функции проверки состояния энергосбережения он должен стать элементом системы принятия решений по проектированию и разработке технико-экономических обоснований по энергосберегающим проектам.
Согласно законопроекту, на основании показателей энергоэффективности уполномоченный орган будет определять для организаций обязательный для соблюдения показатель энергопотребления и энергоэффективности с учетом специфики отраслей городского хозяйства. Документом предусматривается введение системы оценок показателей энергопотребления и энергоэффективности по отраслям городского хозяйства и видам деятельности.
Документом установлена обязательность учета энергетических ресурсов и проведения энергетических обследований, прописана необходимость введения энергетического паспорта, топливно-энергетического баланса и энергетической декларации. Согласно законопроекту, энергетический паспорт - это документ, который отражает баланс потребления энергетических ресурсов, показатели эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности организации, потенциал энергосбережения, а также сведения об энергосберегающих проектах и мероприятиях.
Законопроектом предусмотрено установление льготных тарифов для отдельных потребителей города.
Говоря о важности рассматриваемого законопроекта, депутат Степан Орлов отметил, что Москва столкнулась со сложной ситуации в энергетике: нехватка энергетических мощностей становится тормозом в социально-экономическом развитии столицы. Есть два пути решения этой проблемы: развитие генерации мощностей, то есть, строительство новых энергетических объектов - ТЭЦ и подстанций, что чрезвычайно дорого, а другой путь - это энергосбережение, то есть экономия ресурсов и, в первую очередь, электроэнергии.
По мнению депутата, представленный проект закона нуждается в доработке, так как он не содержит механизма энергосбережения в жилищном фонде. Поскольку город является собственником не менее 15-25 процентов жилищного фонда, то надо предусмотреть и энергоаудит, и энергообследование в жилых зданиях. Председатель Мосгордумы Владимир Платонов предложил с помощью социальной рекламы пропагандировать энергосбережение среди москвичей.
Как заметил депутат Игорь Антонов, чем больше документов планируется для организаций (энергетический паспорт, топливно-энергетический баланс и энергетическая декларация), тем меньше они их будут выполнять. По мнению депутата Сергея Митрохина, законопроект сужает понятие энергосбережения, так как не регламентирует вопросы экономии энергоресурсов поставщиками. Кроме того, как считает депутат, необходимо прописать нормы об альтернативной энергетике.
В результате голосования законопроект принят в первом чтении. Депутаты будут вносить поправки до 12 апреля.
22.03.2006
www.regions.ru