29 сентября 2004
2015

Москва: принята программа повышения эффективности управления городской собственностью

Во вторник на заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос "О совершенствовании управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка и Программе реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы".

Выступая по данному вопросу на заседании и представляя программу, руководитель Департамента имущества Москвы Владимир Силкин отметил, что ее главной целью является повышение эффективности управления городской собственностью, портфелем пакетов акций предприятий, принадлежащих городу. Для этого Департаментом поставлена задача в течение 3 лет кардинально изменить структуру портфеля акций и обеспечить достижение следующих целей:

- оптимизация портфеля акций путем структурирования и группировки активов города;

- формирование эффективной и прозрачной системы управления долями с использованием современных инструментов финансового рынка;

- привлечение инвестиций в предприятия;

- увеличение налоговых и неналоговых доходов и т.д.

По словам В. Силкина, для того чтобы определить, чем реально владеет город, был проведен серьезный экономический анализ всех акционерных обществ. Но прежде в рамках среднесрочной программы приватизации ГУПов был проведен анализ их состояния, и главное, - учет обществ, созданных самими Государственными унитарными предприятиями.

Как сообщил В. Силкин, город участвует в 445 обществах. ГУПы же учредили еще 1643 организаций различных организационно-правовых форм, среди которых 474 действующих АО. Причем все доходы от этих обществ получают ГУПы, а не бюджет. Он предложил незамедлительно провести ревизию всех таких АО. Пакеты их акций должны быть включены в единый портфель пакетов акций, управляться непосредственно городом и приносить доходы в городской бюджет, считает руководитель департамента имущества.

Что касается экономического анализа городского портфеля акций, то, по словам В. Силкина, было проанализировано 408 АО за исключением вновь созданных и обществ с ограниченной ответственностью. Балансовая стоимость чистых активов, приходящихся на долю города, составляет 39,1 млрд руб.

Среди основных сделанных департаментом выводов:

- город имеет значительное количество пакетов в акционерных обществах, где он не может участвовать в управлении и которые не приносят ему дохода: в 221 АО (54%) город не имеет даже блокирующего пакета(чистые активы этой группы составляют 10,5 млрд руб.);

- в 99 АО город имеет от 25% до 50%, т.е. реально не может осуществлять управление этими АО;

- только в 88 АО (22% от общего количества) город имеет контрольный пакет (чистые активы этой группы составляют 23 млрд руб., т.е. 59% от общего количества).

Распределение акционерных обществ по отраслям в соответствии с величиной чистых активов говорит о том, что наибольший вес пакеты городских акций имеют в финансовой сфере, промышленности и строительстве, наименьший - в торговле и общественном питании и в аптеках.

Качество городского портфеля характеризуется 2 цифрами: порядка 10 предприятий (2,5%) имеют стоимость чистых активов более 1 млрд руб., в 71 АО стоимость городского пакета составляет свыше 30 млн руб. Остальные предприятия и пакеты имеют существенно худшие показатели.

В структуре портфеля, считает В. Силкин, достаточно много (по оценочным до 50%), так называемых "мусорных" пакетов. Тем не менее, департамент вынужден занимать ими, отвлекать серьезные материальные и людские ресурсы (операционные расходы на обслуживание 1 АО составляют 530 тыс. руб.).

По словам В. Силкина, как собственнику городу в первую очередь важно получать доход и желательно не меньше, чет от депозитов в Сбербанке.

Рост чистых активов за период 2001-2003 гг. составил 55%.

На первый взгляд, заметил он, цифра достаточно впечатляющая, однако более глубокий анализ показывает, что 80% роста обеспечивают менее 20% АО. Такая же картина по прибыли и дивидендам.

В 2003 году чистая прибыль, приходящаяся на долю города, составила 4,6 млрд руб. - фактически это городские финансовые ресурсы. Получено же от городской финансовой собственности на 24.09.04 всего 383 млн руб или 8%. Остальные средства остались в распоряжении АО.

Выборочная проверка показала, что они были направлены не только на развитие производства, но и на поощрение руководителей, улучшение социально-бытовых условий и другие не самые актуальные для города нужды.

По мнению В. Силкина, далее такая ситуация нетерпима, и городские власти обязаны разработать не менее жесткие регламенты, чем те, что существуют в частных крупных компаниях и холдингах, где прописаны статьи, куда можно направлять дивиденды и результаты, которые должны быть получены. И это будет обязательно для всех представителей города в АО.

Как он сообщил, меньше всего дивидендов из причитающейся городу доли чистой прибыли, выплатили АО, где город имеет контрольный пакет (всего 4%). Больше всего дивидендов (43% от доли города) получено от АО, где городской пакет составляет от 25 до 50%.

Департамент, отметил В. Силкин, предлагает следующие основные инструменты финансового рынка для реструктуризации портфеля (кроме прямой продажи):

1) Передача пакетов акций в доверительное управление с правом продажи.

2) Создание холдингов, вертикально-интегрированных компаний.

3) Структурирование портфеля с использованием акционерных инвестиционных фондов.

Как пояснил руководитель департамента имущества, если рассматривать каждый из инструментов в отдельности, то, например, главной опасностью для города при передаче в доверительное управление являются риски потери собственности и не достижение указанных в доверительном управлении целей. Именно поэтому в предложенных по Программе реструктуризации материалах весьма подробно описаны механизмы минимизации этих рисков.

На взгляд департамента имущества, инструментарий доверительного управления в первую очередь может быть применен к предприятиям Департамента продовольственных ресурсов и Департамента транспорта и связи города Москвы.

В отношении второго инструмента, сообщил В. Силкин, существенно повысить капитализацию мелких пакетов акций предлагается путем создания вертикально-интегрированных компаний и холдингов. Например, город имеет 99 пакетов акций в аптеках, причем их величина равна 25%. Продажа их экономически не эффективна, создание же 4-5 акционерных обществ с передачей в каждое из них до 25 пакетов существенно повысит их капитализацию.

Что касается третьего инструмента, то это весьма эффективный инструмент для структурирования, группировки активов, считает В. Силкин. С помощью акционерных инвестиционных фондов можно, избавляясь от мелких пакетов, докупать пакеты акций в обществах, необходимых городу, существенно повышая их капитализацию. Это позволит практически проводить структурную политику в отраслях. В то же время заложенная в законодательстве система контроля за деятельностью этих фондов позволяет управлять ими гораздо эффективнее, чем любое АО.

Конкретный способ приватизации должна будет устанавливать межведомственная комиссия с выбором конкретного инструмента финансового рынка, отметил в заключение В. Силкин.

Предлагаемые департаментом имущества принципы приватизации и инструменты ее реализации, считает В. Силкин, должны обеспечить достижение следующих результатов: оптимизировать городской портфель акций; внедрить современные инструменты финансового рынка для управления пакетами акций; сформировать эффективную и прозрачную систему управления долями города; повысить капитализацию предприятий с городским пакетом акций.

Содокладчик по данному вопросу, председатель Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе Юрий Сизов в своем выступлении отметил, что до сих пор подобных разработок как представленная программа не существовало, решение вопросов управления собственностью городов и регионов формулировалось "на уровне идеологических решений, а нужны решения технологические". По его мнению, вынесенный на заседание правительства пакет документов по управлению собственностью города с применением инструментов и механизмов фондового рынка позволит повысить эффективность использования акционерного и недвижимого имущества, принесет дополнительные доходы в бюджет города, даст дополнительный импульс улучшению предпринимательского климата в столице.

Подводя итоги обсуждения, мэр Москвы Юрий Лужков, одобрительно оценив проделанную работу, отметил, что сам вопрос, поставленный Департаментом имущества, является полезным, необходимым, своевременным и впервые получено системное видение данной проблемы. Мэр выразил согласие с предложенными подходами и считает, что структурирование и оптимизация использования собственности, которые предложены, являются оптимальными и рациональными. Ю.Лужков особый акцент уделил тому моменту, что речь идет не о распродаже, - "нам не нужно ничего распродавать", - сказал он, а о повышении эффективности использования имущества города на основе принципов систематизации, различного отношения к различным долям города в акционерных обществах. "Это будет работать не только на интересы бюджетного пополнения, но и на сохранение рабочих мест, профиля высокотехнологичных производств, которые город будет поддерживать и расширять", - сказал мэр столицы.

Поставка вопроса об анализе деятельности ГУПов в Москве, считает Ю.Лужков, особенно актуальна, и часть ГУПов, которые не приносят пользы в реализации городских функций, "надо просто ликвидировать и передавать их функции городским структурам".

Он также считает, что вся работа по данной программе не может быть выполнена только департаментом имущества, она им должна быть организована, а исполнение должно осуществляться в отраслевых и территориальных городских системах.

ИА "Альянс Медиа"

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован