Во вторник на заседании правительства Москвы был рассмотрен вопрос "О совершенствовании управления собственностью города Москвы с использованием инструментов финансового рынка и Программе реструктуризации городского портфеля акций на 2005-2007 годы".
Выступая по данному вопросу на заседании и представляя программу, руководитель Департамента имущества Москвы Владимир Силкин отметил, что ее главной целью является повышение эффективности управления городской собственностью, портфелем пакетов акций предприятий, принадлежащих городу. Для этого Департаментом поставлена задача в течение 3 лет кардинально изменить структуру портфеля акций и обеспечить достижение следующих целей:
- оптимизация портфеля акций путем структурирования и группировки активов города;
- формирование эффективной и прозрачной системы управления долями с использованием современных инструментов финансового рынка;
- привлечение инвестиций в предприятия;
- увеличение налоговых и неналоговых доходов и т.д.
По словам В. Силкина, для того чтобы определить, чем реально владеет город, был проведен серьезный экономический анализ всех акционерных обществ. Но прежде в рамках среднесрочной программы приватизации ГУПов был проведен анализ их состояния, и главное, - учет обществ, созданных самими Государственными унитарными предприятиями.
Как сообщил В. Силкин, город участвует в 445 обществах. ГУПы же учредили еще 1643 организаций различных организационно-правовых форм, среди которых 474 действующих АО. Причем все доходы от этих обществ получают ГУПы, а не бюджет. Он предложил незамедлительно провести ревизию всех таких АО. Пакеты их акций должны быть включены в единый портфель пакетов акций, управляться непосредственно городом и приносить доходы в городской бюджет, считает руководитель департамента имущества.
Что касается экономического анализа городского портфеля акций, то, по словам В. Силкина, было проанализировано 408 АО за исключением вновь созданных и обществ с ограниченной ответственностью. Балансовая стоимость чистых активов, приходящихся на долю города, составляет 39,1 млрд руб.
Среди основных сделанных департаментом выводов:
- город имеет значительное количество пакетов в акционерных обществах, где он не может участвовать в управлении и которые не приносят ему дохода: в 221 АО (54%) город не имеет даже блокирующего пакета(чистые активы этой группы составляют 10,5 млрд руб.);
- в 99 АО город имеет от 25% до 50%, т.е. реально не может осуществлять управление этими АО;
- только в 88 АО (22% от общего количества) город имеет контрольный пакет (чистые активы этой группы составляют 23 млрд руб., т.е. 59% от общего количества).
Распределение акционерных обществ по отраслям в соответствии с величиной чистых активов говорит о том, что наибольший вес пакеты городских акций имеют в финансовой сфере, промышленности и строительстве, наименьший - в торговле и общественном питании и в аптеках.
Качество городского портфеля характеризуется 2 цифрами: порядка 10 предприятий (2,5%) имеют стоимость чистых активов более 1 млрд руб., в 71 АО стоимость городского пакета составляет свыше 30 млн руб. Остальные предприятия и пакеты имеют существенно худшие показатели.
В структуре портфеля, считает В. Силкин, достаточно много (по оценочным до 50%), так называемых "мусорных" пакетов. Тем не менее, департамент вынужден занимать ими, отвлекать серьезные материальные и людские ресурсы (операционные расходы на обслуживание 1 АО составляют 530 тыс. руб.).
По словам В. Силкина, как собственнику городу в первую очередь важно получать доход и желательно не меньше, чет от депозитов в Сбербанке.
Рост чистых активов за период 2001-2003 гг. составил 55%.
На первый взгляд, заметил он, цифра достаточно впечатляющая, однако более глубокий анализ показывает, что 80% роста обеспечивают менее 20% АО. Такая же картина по прибыли и дивидендам.
В 2003 году чистая прибыль, приходящаяся на долю города, составила 4,6 млрд руб. - фактически это городские финансовые ресурсы. Получено же от городской финансовой собственности на 24.09.04 всего 383 млн руб или 8%. Остальные средства остались в распоряжении АО.
Выборочная проверка показала, что они были направлены не только на развитие производства, но и на поощрение руководителей, улучшение социально-бытовых условий и другие не самые актуальные для города нужды.
По мнению В. Силкина, далее такая ситуация нетерпима, и городские власти обязаны разработать не менее жесткие регламенты, чем те, что существуют в частных крупных компаниях и холдингах, где прописаны статьи, куда можно направлять дивиденды и результаты, которые должны быть получены. И это будет обязательно для всех представителей города в АО.
Как он сообщил, меньше всего дивидендов из причитающейся городу доли чистой прибыли, выплатили АО, где город имеет контрольный пакет (всего 4%). Больше всего дивидендов (43% от доли города) получено от АО, где городской пакет составляет от 25 до 50%.
Департамент, отметил В. Силкин, предлагает следующие основные инструменты финансового рынка для реструктуризации портфеля (кроме прямой продажи):
1) Передача пакетов акций в доверительное управление с правом продажи.
2) Создание холдингов, вертикально-интегрированных компаний.
3) Структурирование портфеля с использованием акционерных инвестиционных фондов.
Как пояснил руководитель департамента имущества, если рассматривать каждый из инструментов в отдельности, то, например, главной опасностью для города при передаче в доверительное управление являются риски потери собственности и не достижение указанных в доверительном управлении целей. Именно поэтому в предложенных по Программе реструктуризации материалах весьма подробно описаны механизмы минимизации этих рисков.
На взгляд департамента имущества, инструментарий доверительного управления в первую очередь может быть применен к предприятиям Департамента продовольственных ресурсов и Департамента транспорта и связи города Москвы.
В отношении второго инструмента, сообщил В. Силкин, существенно повысить капитализацию мелких пакетов акций предлагается путем создания вертикально-интегрированных компаний и холдингов. Например, город имеет 99 пакетов акций в аптеках, причем их величина равна 25%. Продажа их экономически не эффективна, создание же 4-5 акционерных обществ с передачей в каждое из них до 25 пакетов существенно повысит их капитализацию.
Что касается третьего инструмента, то это весьма эффективный инструмент для структурирования, группировки активов, считает В. Силкин. С помощью акционерных инвестиционных фондов можно, избавляясь от мелких пакетов, докупать пакеты акций в обществах, необходимых городу, существенно повышая их капитализацию. Это позволит практически проводить структурную политику в отраслях. В то же время заложенная в законодательстве система контроля за деятельностью этих фондов позволяет управлять ими гораздо эффективнее, чем любое АО.
Конкретный способ приватизации должна будет устанавливать межведомственная комиссия с выбором конкретного инструмента финансового рынка, отметил в заключение В. Силкин.
Предлагаемые департаментом имущества принципы приватизации и инструменты ее реализации, считает В. Силкин, должны обеспечить достижение следующих результатов: оптимизировать городской портфель акций; внедрить современные инструменты финансового рынка для управления пакетами акций; сформировать эффективную и прозрачную систему управления долями города; повысить капитализацию предприятий с городским пакетом акций.
Содокладчик по данному вопросу, председатель Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе Юрий Сизов в своем выступлении отметил, что до сих пор подобных разработок как представленная программа не существовало, решение вопросов управления собственностью городов и регионов формулировалось "на уровне идеологических решений, а нужны решения технологические". По его мнению, вынесенный на заседание правительства пакет документов по управлению собственностью города с применением инструментов и механизмов фондового рынка позволит повысить эффективность использования акционерного и недвижимого имущества, принесет дополнительные доходы в бюджет города, даст дополнительный импульс улучшению предпринимательского климата в столице.
Подводя итоги обсуждения, мэр Москвы Юрий Лужков, одобрительно оценив проделанную работу, отметил, что сам вопрос, поставленный Департаментом имущества, является полезным, необходимым, своевременным и впервые получено системное видение данной проблемы. Мэр выразил согласие с предложенными подходами и считает, что структурирование и оптимизация использования собственности, которые предложены, являются оптимальными и рациональными. Ю.Лужков особый акцент уделил тому моменту, что речь идет не о распродаже, - "нам не нужно ничего распродавать", - сказал он, а о повышении эффективности использования имущества города на основе принципов систематизации, различного отношения к различным долям города в акционерных обществах. "Это будет работать не только на интересы бюджетного пополнения, но и на сохранение рабочих мест, профиля высокотехнологичных производств, которые город будет поддерживать и расширять", - сказал мэр столицы.
Поставка вопроса об анализе деятельности ГУПов в Москве, считает Ю.Лужков, особенно актуальна, и часть ГУПов, которые не приносят пользы в реализации городских функций, "надо просто ликвидировать и передавать их функции городским структурам".
Он также считает, что вся работа по данной программе не может быть выполнена только департаментом имущества, она им должна быть организована, а исполнение должно осуществляться в отраслевых и территориальных городских системах.
ИА "Альянс Медиа"