На одно из главных мест среди проблем, стоящих перед Россией, в последнее время стремительно выдвинулась проблема незаконной иммиграции. Пора прямо признать: это явление представляет собой угрозу безопасности нашей страны, наносит ощутимый ущерб ее интересам в политической, экономической и социальной сферах.
Перефразируя старую пословицу, приходится констатировать: "Не было б несчастья, да счастье помогло". По сравнению с другими странами СНГ уровень жизни в России за последние годы ощутимо вырос, и это привело к резкому росту ее привлекательности как места, где можно хорошо устроиться, больше заработать. Но не только заработать (от слова "работа"). В России есть, чем поживиться, в России много чего "плохо лежит", и это тоже стало магнитом для огромного числа людей с преступными наклонностями, многие из которых разыскиваются правоохранительными органами у себя на родине. Вдобавок, мигранты из стран Азии, еще недавно рассматривавшие Россию как пространство, которое надо каким-то образом пересечь, чтобы попасть в богатую Западную Европу, все чаще решают не продолжать свой путь, попытать счастья у нас. "Отстой" незаконных мигрантов с неизбежностью вовлекает их в этнические криминальные группировки на нашей территории.
Миграция в Россию - явление не цельное и не однородное. Наиболее "безобидная" и одновременно самая многочисленная ее разновидность - гастарбайтеры из стран СНГ. Они въезжают в Россию на законной основе, нередко с помощью фирм по трудоустройству и неофициальных агентов по найму. Через какое-то время часть из них превращается в незаконных иммигрантов. Посольства республик СНГ в Москве в полуофициальном порядке признают такую численность своих соотечественников в РФ (законных и незаконных): граждан Украины - 5 млн., Азербайджана - 600 тыс. чел., Армении - 300 тыс., Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы - по 200 тыс., Кыргызстана, Узбекистана - по 150 тыс., Таджикистана и Туркменистана - по 80 тыс. человек.
Эти данные можно поставить под сомнение. Так, по сведениям правоохранительных органов, оценка числа граждан Азербайджана близка к истине, но не для России в целом, а для одной лишь Москвы. Интересно, что из этих 600 тысяч официально зарегистрировались только 60 тыс. человек, а на налоговый учет встали всего 13. Не 13 тысяч, а 13 человек!
Не соответствует истине и объявленное число граждан Белоруссии. Поскольку Белоруссия - союзное государство, ее граждане для российского МВД не являются иностранцами, а их российский работодатель не должен вносить пошлину за использование иностранной рабочей силы. Как следствие, сегодня только в регионе Москвы и Московской области работает до полумиллиона граждан Белоруссии.
Но далеко не все приезжие из стран СНГ могут быть отнесены к гастарбайтерам. Множество граждан бывших республик СССР, въезжая к нам на формально законных основаниях, с самого начала планируют незаконно остаться в России. При проверках у них выявляется несовпадение заявленных целей въезда с истинными, отсутствуют подтверждающие документы о трудоустройстве, учебе и т.д. Просрочив законные сроки пребывания в России, они, чтобы осуществить задуманное, переходят на положение иностранцев без определенного правового статуса. При этом они стремятся раствориться в среде соотечественников.
Часто спрашивают, каково же общее число иммигрантов в стране. На-днях газеты облетело утверждение, что сегодня в России находится 13 миллионов граждан зарубежных государств и лиц без гражданства. Это оценка ООН, и она фантастична. В действительности, искомая цифра близка к 7 миллионам, причем главным образом за счет граждан стран СНГ. 1,5 млн чел. из названного общего количества, по оценке МВД, не зарегистрированы, т.е. являются незаконными иммигрантами. В свою очередь, более половины из этих полутора миллионов - тоже граждане стран СНГ, остальные прибыли к нам из дальнего зарубежья, в основном из ЮВ Азии.
Трудность борьбы с незаконной иммиграцией усугубляется тем, что бывшие среднеазиатские республики СССР и Азербайджан, имеют соглашения о безвизовом въезде и выезде с другими государствами, в том числе с Китаем, Ираном, Пакистаном, Турцией. Для множества лиц территория этих республик становится плацдармом для проникновения в Российскую Федерацию. Протяженность сухопутных границ России превышает 20 тысяч километров. До сих пор большие их отрезки де-факто являются прозрачными, т.е. не имеют сплошного прикрытия. Это позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства проникать в Россию в обход установленных пунктов пропуска. В первую очередь, это относится к казахстанскому отрезку нашей границы, длина которого составляет около 7,5 тыс. км и не обустроена в инженерно-техническом отношении, имеет множество "окон".
Достаточно распространено незаконное пересечение государственных границ стран СНГ с использованием тайных каналов нелегальной переправкой дешевой рабочей силы и проституток в страны Западной Европы. В России сложилась целая инфраструктура по подготовке "нелегалов" к следующему этапу. Это хорошо законспирированный преступный промысел. Он охватывает прием, размещение, адаптацию, снабжение документами и доставку к следующей границе. На каждом этапе следования мигрантов встречает и провожает посредник. Нередко ими оказываются жители наших приграничных регионов. Подобные услуги стоят от 500 до 10 тысяч долларов США с группы. В 2002 году только в Брянской области пресечено 3 канала переправки нелегальных мигрантов, осуждено 9 человек из числа организаторов, а также 7 "перевозчиков". Недавно в Калиниградской области в частном доме было выявлено тайное общежитие афганцев, уже несколько месяцев ждущих переправки в Польшу. Часть таких "транзитников" вовлекается в группировки, занимающиеся наркобизнесом, торговлей оружием, вымогательством денег у соотечественников. Не снижается острота проблемы китайской иммиграции. Основным способом въезда в Россию для китайцев является безвизовый туристический обмен. Как известно, в российском законодательстве отсутствуют жесткие положения, регламентирующие нахождение иностранных граждан на территории России, процедура оформления документов проста. Основную массу китайских "туристов" составляют челночники, а также лица, приезжающие для поиска работы, что противоречит Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и сути самого межправительственного Соглашения от 1992 года "О безвизовых групповых туристских поездках". Отдельные принимающие организации не обеспечивают режим пребывания иностранцев, определяя для себя основной задачей доставку китайских туристов на территорию России. Китайские туристы ездят за рубеж по одноразовым паспортам. Это позволяет гражданам Китая, нарушившим паспортно-визовый режим России и выдворенным из страны, вновь приезжать через некоторое время в РФ с новыми паспортами, зачастую с измененными установочными данными, а иногда и имея на руках два, а то и более заграничных паспортов. Многие китайцы добираются до Москвы. Единовременно в столице находится до 100 тыс. китайцев, в основном, торговцев. Из них на налоговый учет встали 216 человек. Нельзя сказать, что китайцы составляют исключение: из стран СНГ и Балтии на налоговом учете состоит 346 человек. Ежегодный товарооборот 170 столичных рынков оценивается в 300 млрд. рублей, из которых в бюджет страны идет всего 0,6 млрд. рублей налоговых поступлений.
При таком положении дел Евросоюз не может себе позволить открыть свои границы для России. Если мы заинтересованы в Европе без виз и "шенгенских стен" (правда, нужно ли это России, уверены у нас не все), нам необходимо обустраивать границы и заключать договоры о реадмиссии со странами Евросоюза. Реадмиссия - это обязательство страны принять назад мигрантов, незаконно въехавших с ее территории на территорию другой страны и задержанных там властями. Пока такой договор мы имеем только с Литвой.
Проблема оказалась в таком запущенном состоянии потому, что в течение первых десяти лет существования новой России иммигрантами "занимались" по сути лишь милиционеры, штрафовавшие приезжих за проживание без регистрации - в основном, в свой карман. Положение стало меняться с приходом Б.В.Грызлова на пост министра внутренних дел. Была создана Федеральная миграционная служба МВД России с подразделениями в регионах. Новое ведомство пришло к выводу, что противодействовать опасному процессу невозможно без резкого усиления координации действий между МВД и другими государственными структурами и без внесения поправок в целый ряд законов (и принятия новых). Было решено создать, по образцу европейских стран, миграционную инспекцию и развивать информационные системы, в том числе для обмена информацией с соседними странами.
Главное достижение ФМС на сегодня таково: иностранцы, законно находящиеся на российской территории, охвачены учетом с помощью миграционных карт. На сегодняшний день выдано 5,8 млн карт. Произведена также оценка числа "нелегалов", создается центральный банк данных по учёту иностранцев, временно пребывающих, а также временно или постоянно проживающих в России. На создание банка данных уйдет много месяцев, но он станет незаменимым инструментом в противодействии незаконной иммиграции. Миграционные инспекции уже действуют в нескольких субъектах федерации, а в 2004 году появятся в большинстве регионов. Только за 4 месяца 2003 года за нарушение правил пребывания на территории России привлечены к административной ответственности 184407 иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе 157233 граждан государств-участников СНГ, выдворено из страны 12080 иностранцев. За этот же период только в Москве прекращена деятельность 14 коммерческих организаций, оказывавших незаконные услуги по оформлению регистрационных документов, изъято 607 миграционных карт с поддельным штампом регистрации, 152 фальшивых свидетельств о регистрации по месту пребывания. Кто-то назовет эти первые успехи скромными, но не будем забывать, что это лишь начало. К тому же, как показывает опыт, выработка законодательной базы, адекватной стоящей перед нами угрозе, занимает много времени.
По инициативе МВД на заседании правительства рассматривался и был положительно решен вопрос о единой системе иммиграционного контроля. В ее создании примут участие также МИД и ФСБ. Решено усовершенствовать нормативную правовую базу, внести изменения в действующие законы для усиления ответственности, в том числе и уголовной, за организацию незаконного перемещения и содействие незаконному перемещению через границу или через территорию РФ иностранных граждан, а также незаконное обустройство и содействие незаконному обустройству иностранных граждан. Лишь когда российские законы в области иммиграции начнут суровые карать за их нарушение, ситуацию удастся переломить.
Парламентская газета
2003-08-07
http://gryzlov.ru/index.php?page=smi&id=28