Не скрою, что всегда, и с большим интересом читаю на портале «VP» публикации, уважаемого Александра Георгиевича Киселева, и не только по тому, что он мой земляк, хотя близко, мы с ним знакомы и не были, но, главное, потому, что его публицистический материал довольно глубоко и содержательно отражает мировоззренческие представления эпохи социализма и СССР, без сомнения у весьма значительной части представителей того поколения людей, которые, в своем сознательном возрасте, «присутствовали» в этом, не побоюсь этого слова, уникальном, а, по большому счету, очень замечательном времени.
Теперь, что касается публицистического материала, уважаемого Александра Георгиевича: Ю.В. Андропов «Новый поворот. Что он нам несет».
И, наверное, скорее всего, подобного рода исследования, и именно времени, и именно политических, и не только, итогов присутствия в этом – самом времени, и влияния на него Юрия Владимировича Андропова, сегодня, и именно в том формате, который предложил нам Александр Георгиевич, навряд ли кто и «осмелится», не сделает этого по разным «причинам», но на них, сейчас, нам нет совершенно никакого смысла отвлекаться.
Конечно же, будет глубоко наивным полагать, и в этом вопросе автор, по отношению к своим научным оппонентам, совершенно и глубоко аргументированно прав, категорически отрицая, что Андропов, вроде – того, первый «заложил» некую «первооснову» распада СССР, т.е. его системного политического, экономического и социального кризиса.
Все как раз и совершенно совсем наоборот, их – то, Андропов, фактически, с одной стороны, приостановил, а с другой, исторически «отодвинул» на более далекую временную «перспективу» (а ведь совершенно и не исключено и то, что мог бы, и вполне мог реально, предотвратить, но по причине серьезной болезни и скорой смерти просто не сумел или точнее сказать, не успел).
И по этому поводу, некоторые, с позволения сказать, «исследователи» уже «договорились» до того, что «андроповское наведение порядка» в экономике, это, прежде всего, массовые «облавы» в банях, парикмахерских, кинотеатрах, ресторанах и т.д. в рабочее время, в социальной сфере, его, кроме как «андроповкой» и помянуть - то «на добром слове» больше и нечем, а в политической, он просто «покосил» многие квалифицированные брежневскиекадры, типа Н.А. Щелокова, и заменил их на «типа» таких, как Михаил Сергеевич, понимаешь, Горбачев, со всеми вытекающими из этого «последствиями»…
Думается, что именно в этом формате выводы Александра Георгиевича, о том, что основой (а точнее первоосновой), и политического руководства (деятельности), и экономического, и социального, у Андропова, все же, являлись не «облавы» и не «андроповка» по 3.12, а разворот огромной на тот период времени государственной системы, на теоретический фундамент марксизма – ленинизма (научного коммунизма), и именно, что особо важно и примечательно, Андропов проявил себя здесь вовсе не как зашоренный в лабиринтах своей «правоты» догматик, а как глубоко мыслящий диалектик.
К тому же, Юрий Владимирович, ко всему – прочему, обладал довольно обширными познаниями в области классической литературы, искусства: любил и ценил американский джаз и песни Высоцкого, был знатоком редких (эксклюзивных) сортов вин, т.е. культурно – эстетически он был глубоко и всесторонне развит, но именно об этом, все его сегодняшние недоброжелатели, почему – то, «скромно» умалчивают...
К тому же Андропов «крепко дружил» и с тонким юмором: когда поэт Евгений Евтушенко, позвонил к нему и сказал, что он сейчас придет на Лубянку и повесится под окнами Председателя КГБ СССР, Андропов ему, и совершенно спокойно, ответил: «Приезжайте – мешать не будем…».
И все же, но уже на мой взгляд, и вполне возможно, что и весьма ошибочный, было причиной того, что быстро решить, все накопившиеся в «доандроповский» период проблемы было нельзя, а ему, за столь короткий промежуток отведенного судьбой времени, было просто невозможно…
А, скорее всего, основной причиной всему, что нужно было «разгребать», была некая допущенная диспропорция, и которую теоретически, да и фактически, заложил «неумолимый и всезнающий (кроме марксизма)», Никита Хрущев, «заложил» своими «догоним и перегоним», через «двадцать лет построим коммунизм» и т.д., и т.п., которые разорвали диалектическую целостность и взаимосвязанность базиса и надстройки. Или, если попроще и попонятнее, то сознание подавляющей части населения не всегда, да и не во всем стало объективно отражаться в факторах реальной действительности.
В принципе, Юрий Владимирович Андропов, разрешить эти противоречия, по моему глубокому убеждению, смог бы, но, как говорится, «не судьба»… .
Е. Газеев