Динамика численности предприятий малого и среднего бизнеса области за последние три года стабилизировалась: функционирует около 6000 малых предприятий.
Численность занятых я сфере малого бизнеса постоянно увеличивалась, но в расчете на одно предприятие медленно сокращалась и составляет в среднем 10 человек. В то же время постоянно растет число индивидуальных предпринимателей. В общей доле занятых в сфере малого бизнеса они составляют почти 60 процентов.
Отраслевая структура малого бизнеса не меняется в последние годы. На конец 2002 года по удельному весу отраслей экономики ведущие позиции занимали торговля и общественное питание - 35 процентов, промышленность - 19 и строительство - 18, сельское хозяйство - 5. транспорт - 2, здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение - 1,5 процента. Все остальные отрасли экономики занимают в сфере малого бизнеса менее двух процентов численности предприятий.
Наибольший объем работ и услуг выполняют малые предприятия строительства - 30 процентов, промышленности - 26, торговли и общественного питания - 20 процентов.
Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий за последние три года постоянно снижается. Нет большого прогресса и в динамике поступления налогов от субъектов малого предпринимательства.
Отсутствие роста экономических показателей развития малого предпринимательства является следствием того, что условий, в которых оно существует, практически не улучшаются.
Остановлюсь на ряде проблем и своих предложениях по их решению.
Первое. Определяющее значение сохраняет дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы развития малого предпринимательства.
По опросам ВНКЦ, предприниматели области оценивают при пятибалльной шкале степень совершенства нормативно-правовой базы в 2,6 балла, а налоговой системы - 2,5 балла. Поэтому, на мой взгляд, Правительству области следует уйти от деклараций в вопросах развития малого и среднего бизнеса, а разработать конкретную программу развития этого сектора экономики.
Назрела необходимость разработки нового Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства", определяющего все стороны деятельности малого предпринимательства, в том числе установления новых критериев отнесения юридических лиц к этой категории, передачи малого предпринимательства под эгиду областной и районной власти, естественно, вместе со всеми бюджетными поступлениями.
Считаю, было бы полезным участие советов, союзов предпринимателей в разработке нормативно-правовой базы, определяющей сферу их деятельности.
Второе. Нерешенной остается проблема финансового и имущественного обеспечения малого предпринимательства. По данным опросов ВНКЦ, предприниматели лишь на 2 балла оценивают возможность получения прямой финансовой поддержки из областного фонда государственной и муниципальной поддержки. Чуть выше, но ниже 3-х баллов, оценивается:
механизм получения гарантий со стороны региональных органов власти по обязательствам перед финансово-кредитными организациями;
условия получения банковских кредитов;
совершенство организационного механизма распределения субподрядных работ;
совершенство организационного механизма распределения госзаказа и другие условия.
Учитывая все это, половина опрошенных предпринимателей предпочитает не использовать заемные средства. Должен быть решен вопрос о снижении непомерно высоких процентных ставок по ссудам.
Третье. Система судебной защиты должна стать важнейшим элементом поддержки малого предпринимательства. Сегодня практически невозможно в судебном порядке вернуть деньги по неисполненному контракту. Поэтому предприниматели предпочитают внесудебные способы улаживания конфликтных ситуаций: шантаж и вымогательство с участием "братков", что нередко заканчивается трагически.
Четвертое. Острой остается проблема налаживания сотрудничества малого и крупного бизнеса. Департаменту промышленности следует подумать о том, чтобы все крупные предприятия области имели целевые программы сотрудничества с малым бизнесом, а не занимались так называемой оптимизацией налогов, то есть откровенным "надувательством" государства.
Пятое. По оценкам международных организаций, да и наших всевозможных агентств, малый бизнес делится на две примерно равные части. Одна из них составляет легальную хозяйственную деятельность, а вторая - теневую экономику с ее непременными атрибутами в виде "черного нала", неучтенного оборота и такой же продукции.
Предприниматели далеко не всегда добросовестно показывают доходы и прибыль по балансам. Примерные оценки таковы - только треть показывает доходы, у остальных - сплошные убытки или нулевая рентабельность. Официальная зарплата показывается во много раз ниже прожиточного уровня, между тем здесь трудится основная масса так называемой неформальной рабочей силы, лишенная даже подобия социальной защиты. Все государственные структуры это знают и делают вид, что это так и должно быть. Государственную инспекцию труда не волнует, что люди работают в таких условиях; инспекцию по налогам и сборам - данные о сплошных убытках и нулевой рентабельности (при которой строятся дома и квартиры, приобретаются дорогие автомашины и т.д.).
А как ведут себя представители власти, то есть фискальные и контролирующие органы по отношению к субъектам малого и среднего бизнеса? Волокита, бюрократический произвол, взятки. Предприниматели горько шутят: если взятки берут, то можно сказать, что вопрос уже как-то решается. А вот если не берут, то, значит, ничего не делают.
Пришла пора законодательно запретить всем структурам, содержащимся на федеральном, областном и местном бюджете, брать деньги за всевозможные проверки, справки и т.п. Они же созданы для того, чтобы эту работу выполнять бесплатно.
www.zs.gos35.ru